Выходит с 1 июля 1992 года Рег. номер 01739
Последнее обновление 05/07/2000 
 

БД ПартАрхив-98


 

Колонка главного редактора
 

Политические партии и движения России
в апреле-июне 2000 г.

   Избирательный цикл 1999-2000 гг. явился переломным моментом в истории современной российской многопартийности. Многолетний процесс диверсификации и дробления политических сил сменился обратной тенденцией - постепенной их концентрацией и, в какой-то мере, даже консолидацией. Не дожидаясь следующего избирательного цикла, до которого, судя по всему, еще не менее трех лет, многочисленные партии и движения, с поощрения начальства или без оного, уже начали наводить друг к другу мосты, по-новому структурируя политическое пространство и закладывая фундамент для строительства трех- (четырех-, пяти- и т.д.) партийной системы.
   Все это вполне закономерно. Парламентские, а затем и президентские выборы ясно показали, что избиратель, утомленный мельтешением многочисленных карасей и ершей от политики, начал отдавать предпочтение как минимум щукам, а то и вовсе акулам. Вместе с тем стремление партий к сближению и слиянию - лишь верхушка айсберга социальной самоорганизации. Слабость современной российской многопартийности обусловлена не в последнюю очередь отсутствием мощного пласта структур гражданского общества - прежде всего разнообразных корпоративных объединений. Доставшиеся в наследство от советской эпохи известная атомизация общества и преобладание в нем патронально-клиентельных связей над связями гражданскими - плохая основа для становления полноценной партийной системы. Партии в таких условиях просто не получают достаточной общественной поддержки, поскольку предлагаемые ими идеи повисают в воздухе, не находя опоры в виде соответствующих практических интересов - не в силу отсутствия таковых, а по причине неорганизованности их носителей.
   К сожалению, сами по себе партии не могут даже ускорить гражданскую самоорганизацию общества, не говоря уже о том, чтобы выступить инициаторами этого процесса, поскольку процесс этот в своих принципиальных чертах - естественноисторический. Однако партии могут и должны внимательно следить за формированием корпоративных объединений и прочих структур гражданского общества, налаживать с ними контакты и стараться быть им полезными. Только те политические организации, которые добьются успеха в этом нелегком деле, получат шансы встроиться в будущую партийную систему.
   Что же касается нынешних объединительных тенденций в партийно-политической жизни России, то далеко не все они имеют возможность опереться на соответствующие глубинные изменения в области социальной самоорганизации. Это, впрочем, вполне нормально - никого ведь не удивляет, что значительная часть предприятий, возникающих в той или иной хозяйственной отрасли, оказывается неспособной адекватно реагировать на изменения экономической конъюнктуры.

1. Либералы

   Едва ли не единственный пример удачного наложения процесса партийного строительства на благоприятную социальную конъюнктуру - это создание Союза правых сил. Естественной питательной средой для формирования структур СПС является все более очевидное в последние годы возрастание степени социальной зрелости предпринимательского сообщества. Объединения предпринимателей появляются уже не только в крупных и средних городах, но и в самых что ни на есть "медвежьих углах". И хотя многие предприниматели, в силу неизжитой социальной и политической инфантильности, пока еще достаточно легко идут на уступки местному начальству, принимая навязываемые тем патронально-клиентельные отношения, однако, как правило, медовый месяц чиновничества и буржуазии быстро кончается - слишком уж разнонаправлены их интересы. Чиновники признают только один тип отношений - иерархическую вертикаль, суть которой весьма проста: "Я начальник - ты дурак, ты начальник - я дурак". Буржуазия более склонна к равноправному сотрудничеству - как внутри собственного класса, так и в отношениях с властью. По сути, буржуазию в каком-то смысле можно признать передовым отрядом гражданского общества*. Ее корпоративные интересы вполне гармонично сочетаются с лозунгом "Свобода, собственность, ответственность". Поэтому социальное созревание буржуазии рано или поздно должно привести ее к политическому союзу с либералами. Последние, в свою очередь, должны быть в любой момент готовы ответить на этот постепенно оформляющийся спрос вполне оформленным предложением.
   Эволюция Союза правых сил есть не что иное, как постепенное обуржуазивание, приспособление структуры организации к выполнению задач, связанных с отстаиванием интересов класса предпринимателей. Путь этот только начат, и до его завершения еще далеко. Однако прогресс все же налицо. Предшественник СПС - "Правое дело" - представлял собой скорее типичную интеллигентскую организацию с известным оттенком буржуазности. Избирательный блок "Союз правых сил" можно было определить уже как коалицию буржуазной интеллигенции и интеллигентной буржуазии. В ходе президентской кампании за рамки СПС был вытеснен ряд маргинально-интеллигентских образований, не согласившихся с решением о поддержке В.Путина, после чего доминирование буржуазного крыла в руководстве Союза стало еще более очевидным. Состоявшийся в мае учредительный съезд Общероссийской политической организации "Союз правых сил" также продвинул СПС по пути усиления в нем буржуазной составляющей: учредителями объединения, помимо девяти партий и движений, выступили пять "физических лиц" - А.Чубайс, Е.Гайдар, С.Кириенко, Б.Немцов и И.Хакамада. Вне зависимости от их личного статуса, с политической точки зрения это несомненные сторонники развития СПС как буржуазной организации. Более того, именно они стали сопредседателями Союза, закрепив свое лидерство формированием Президиума Координационного совета и вхождением в его состав. Наконец, участие "физических лиц" в учреждении СПС открывает путь к вступлению в организацию не только коллективных, но и индивидуальных членов, что особенно важно для развития структур Союза правых сил в регионах, где либеральные партии и движения традиционно слабы. Желающих вступить непосредственно в СПС, в том числе как в "партию Чубайса" и т.п., несомненно, окажется больше, чем тех, кто для этого согласится сначала стать членом одного из объединений-учредителей.
   В то же время увеличение числа коллективных учредителей СПС с четырех до девяти (при том что многие из них - скорее фиктивные, нежели реально действующие организации), можно расценивать как свидетельство того, что буржуазное крыло Союза правых сил намерено считаться с интересами своих союзников. Усложнение структуры организации, конечно же, несколько замедлит трансформацию СПС в буржуазную партию, однако идя на это, руководство Союза, судя по всему, стремилось продемонстрировать "договороспособность" и готовность к компромиссам. Слишком уж ярок оказался негативный пример "Яблока" с его утилитаристским подходом к блоковой политике, когда былые союзники с легкостью отбрасывались как отработанный материал, а предложения о союзе со стороны коллег по идейному спектру раз за разом отвергалась по конъюнктурным соображениям. В глазах широких буржуазных масс подобное обращение с партнерами выглядит не вполне приличным.
   Что касается "Яблока", то его неудача в избирательных кампаниях 1999-2000 гг. носила отнюдь не частный характер. Это был крах всей политической линии объединения. Суть этой линии, сформулированной еще в 1993 г., состояла в обыгрывании тезиса, что причина непоследовательности и неэффективности реформ - не в слабости их социальной базы, а в неправильно выбранной программе и в непростительных ошибках, допущенных реформаторами первой волны. Первый подход подразумевал необходимость расширения базы поддержки реформистской политики, поиска союзников - в том числе и среди представителей тех слоев и классов, которым глубоко безразличны либеральные идеалы и которые преследуют исключительно корыстные цели. Он требовал постоянных компромиссов и принесения в жертву собственного рейтинга ради того, чтобы еще хотя бы на шаг продвинуть либеральные преобразования в экономике. Этим, по сути, и занимались представители "гайдаровско-чубайсовского" направления в либеральном движении, и за это, надо сказать, они заплатили сполна, истратив к середине 90-х гг. почти весь свой политический капитал. Второй подход требовал совершенно обратного - бескомпромиссности, отказа от любых союзов, которые могли бы поставить под угрозу чистоту программу. Расчет, судя по всему, изначально делался на то, что рано или поздно программа сама обеспечит себе поддержку, сама преодолеет бешеное сопротивление своих противников, а в довершение всего сама себя триумфально выполнит.
   На парламентских выборах 1995 г. все говорило о том, что первый подход полностью себя дискредитировал, а второй полностью оправдался. Однако в 1999 г. выяснилось, что прежний успех "яблочников" был временным, и стратегически оказались правы их оппоненты внутри либерального лагеря. Электорат "Яблока" не только не расширился, но, наоборот, несколько ужался. А самое главное - Союз правых сил, которому "яблочники" (и не только) прочили бесславный провал, обошел своих ближайших конкурентов почти в полтора раза. Еще более неутешительными для "Яблока" стали результаты президентских выборов 2000 г. И дело было не только в том, что Г.Явлинский получил еще меньше голосов, чем объединение в целом в декабре 1999 г. Что гораздо хуже - его кандидатуру не поддержала ни одна из организаций либерального направления. Даже маргинальные демократические объединения, отмежевавшиеся от линии руководства СПС на поддержку В.Путина, отдали предпочтение не лидеру "Яблока", а самарскому губернатору К.Титову, с точки зрения социального представительства являвшемуся несколько более бледной копией и.о.президента, т.е. таким же либеральным бюрократом. Впрочем, долг оказался красен платежом. До этого "Яблоко" так упорно отказывалось от любых союзов с коллегами по либеральному лагерю, что Г.Явлинскому вряд ли стоило ожидать от них чего-либо иного, кроме полной взаимности.
   Неудача на выборах сделала явным ряд конфликтов, до этого подавляемых жесткой организационной структурой "Яблока" и строгостью его руководства к любому непослушанию. Одна из газет "Яблоко России"** впервые позволила себе открыто критиковать заместителя председателя объединения по организационному строительству В.Игрунова. Ранее это было бы чревато для нее серьезными последствиями - В.Игрунов со своими оппонентами церемониться не привык, и для многих конфликт с ним завершился изгнанием из "Яблока". Но после выборов позиции зампреда заметно пошатнулись. В частности, на апрельском заседании Центрального совета объединения Г.Явлинский объяснил электоральный провал "Яблока" ошибками в подборе кадров и вообще неудачами на ниве организационного строительства - без сомнения камешек, в огород В.Игрунова. Последний, впрочем, не остался в долгу, и главной причиной поражения назвал неправильно выбранную тактику - включая ошибочную блоковую политику, излишне ригористическое отношение к власти и т.п.
   Редкий случай, когда правы оказались обе стороны. Действительно, организационное устройство "Яблока" - сектантское, клиентельно-вождистское - более подходит для люмпенского образования типа ЛДПР, нежели для интеллигентского объединения. Главный его недостаток - отсутствие обратной связи между низами и верхами, а следовательно, известная негибкость, в том числе и при работе с кадрами. Если учесть к тому же регулярно устраиваемые руководством (в первую очередь В.Игруновым) "чистки" региональных отделений, в ходе которых из объединения исключались излишне самостоятельные и несогласные с генеральной линией, то стоит ли удивляться качеству кадрового состава "яблочных" организаций и неудачному подбору кандидатов. Однако нельзя не отметить и того, что подобное организационное устройство во многом диктовалось избранной "Яблоком" тактикой, да и вообще всей его политической линией. Причудливые выверты блоковой политики объединения, когда коллеги по идейному спектру объявлялись чуть ли не злейшими врагами, а представители далеко не близких в идейном плане лагерей (Ю.Лужков, С.Степашин) внезапно оказывались в числе союзников, изрядно отдавали люмпенством. Под стать им был и люмпенский способ организации актива - клиентела, секта, объединенная вокруг вождя и живущая по принципу беспрекословного подчинения его (или его окружения) указаниям. При ином способе организации подобные "пируэты" были бы невозможны.
   Да и в целом - могла ли быть по-другому устроена организация, делавшая основную ставку на люмпенизацию либерального электората? В конечном счете, основной причиной электоральной неудачи "Яблока" послужили не сами по себе особенности его организационного устройства, а неучет того, что либерализм и люмпенизация - вещи, плохо совместимые. Люмпенизирующийся избиратель редко сохраняет приверженность либеральным убеждениям. Вопреки ожиданиям "яблочного" руководства и в соответствии с общемировыми тенденциями, основу либерального электората в России к концу 90-х гг. составили не те, кто проиграл от реформ, а те, кто от них выиграл, причем выиграл благодаря собственным усилиям, а не надеясь на патерналистскую опеку государства. Странно, что партия, претендующая на роль гражданской, проявила такое непонимание социальной сути понятия гражданства. Гражданин - это отнюдь не люмпенизированный интеллигент, это буржуазный обыватель, активно отстаивающий свои права, но и не отказывающийся от исполнения своих обязанностей. Люмпенизированному же интеллигенту нечего терять, и он с одинаковым успехом может примкнуть и к одному политическому лагерю, и к прямо в противоположному. Опираться на него - строить дом на песке.
   То, что политическая линия "Яблока" провалилась, руководству объединения стало ясно сразу после парламентских выборов. Поведение думской фракции "яблочников" претерпело заметные изменения. Стало гораздо меньше солидарных голосований, в том числе и по вопросам, касающимся оценки действий власти. Все чаще голосования объявлялись свободными. Во-вторых, сильно смягчилась позиция "Яблока" по отношению к остальному либеральному спектру. Этому в немалой степени способствовал январский внутрипарламентский кризис, когда неожиданное блокирование "Единства" с коммунистами при разделе думских портфелей сплотило в тактическом союзе не только "яблочников" и "правых", но и бюрократов-"центристов" из ОВР. Однако не будь этого кризиса, сближение "Яблока" и СПС все равно было бы неизбежно. Свидетельство тому - призыв Г.Явлинского к созданию "широкой демократической коалиции", прозвучавший за неделю до президентских выборов, когда Союз правых сил уже однозначно высказался в поддержку В.Путина.
   В сущности, такой союз гораздо нужнее "Яблоку", чем СПС. В то время как социальная опора "правых" естественным образом растет и расширяется, "яблочная" база ведет себя как шагреневая кожа и к следующим выборам может не обеспечить объединению преодоления 5%-ного барьера. Недаром после выборов "Яблоко" активизировало работу с предпринимателями. Впрочем, даже признав необходимость сближения с коллегами по либеральному спектру, Г.Явлинский и его сторонники прилагают максимум усилий, чтобы выиграть для себя максимум преимуществ. Выдвинутая ими идея Демократического совещания, в которое, кроме СПС и "Яблока", должны войти и другие организации родственного толка, автоматически дискриминирует партии и движения, входящие в Союз правых сил, и, напротив, ставит в привилегированное положение те объединения, которые по тем или иным причинам оказались за рамками последнего. В итоге СПС останется в руководстве "широкой демократической коалиции" в явном меньшинстве, в то время как "Яблоко" получит все шансы перетянуть на свою сторону все объединения, считающие себя ущемленными нынешним руководством "правых".
   И если причины, побуждающие "яблочное" руководство форсировать процесс "объединения демократических сил", лежат на поверхности (уж очень велик риск к следующим выборам подрастерять товарный вид), то труднее понять, что двигало Б.Немцовым, когда в начале июня он объявил о готовности СПС выступить на этих выборах в одном блоке с "Яблоком"***. Конечно, "правые" тоже заинтересованы в таком союзе, но торопить события нет никакой надобности. Так или иначе, максимальная степень объединения СПС и "Яблока" к следующим парламентским выборам - это создание избирательного блока, и не больше. Кроме того, лишь по итогам этих выборов станет ясно, насколько перспективно последующее сближение двух объединений. Если полученный результат будет равен сумме результатов "Яблока" и СПС на выборах 1999 г., более тесного сплочения не случится. Если, не дай бог, он окажется меньшим, то вполне логичным будет "развод, разъезд и раздел имущества". И наоборот, чем больше этот результат будет превышать "совокупность достижений", тем перспективнее будет видеться дальнейшее организационное сближение "яблочников" и "правых".
   Но если так, то лучше было бы объявить о намерении создать единый избирательный блок в более подходящий момент - уже накануне предвыборной кампании. Тогда этот шаг произвел бы необходимый агитационно-пропагандистский эффект, повысив рейтинг гипотетического блока. Сейчас же, во-первых, это объявление осталось незамеченным массовым избирателем и, можно сказать, пропало впустую. А во-вторых, дальнейшее топтание на месте в деле объединения двух структур (а таковое топтание неизбежно) может привести даже к некоторому разочарованию в возможности совместного существования СПС и "Яблока".
   Впрочем, в любом случае успех либералов на следующих парламентских выборах будет зависеть не столько от того, как близко сойдутся основные либеральные организации, сколько от того, как далеко продвинется процесс самоорганизации буржуазии, в какой степени последней удастся потеснить с доминирующих позиций чиновничество и какое влияние приобретут либералы среди корпоративных объединений предпринимателей, а также в обществе в целом.

2. Номенклатурный центр

   В отличие от либералов, организации, ориентирующиеся на "партию власти", вряд ли могли рассчитывать на укрепление своей социальной базы. Собственно, эта база - чиновники у власти - давно уже сформировалась. Кроме того, сама по себе она ни в каком партийном строительстве не нуждается, поскольку и без того прекрасно организована. Появление таких организаций, как ПРЕС, НДР, "Отечество", ОВР, "Единство" и пр. было и остается возможным исключительно благодаря избирательному закону, предусматривающему выборы по партийным спискам. Поэтому и взаимоотношения "партии власти" и представляющих ее интересы в парламенте организаций носят не партнерский, а патронально-клиентельный характер, причем роль патрона играют правящие слои бюрократии, тогда как на долю соответствующих партий и движений выпадает роль клиента, беспрекословно выполняющего спускаемые сверху указания. Да и на выборах избиратели поддерживают отнюдь не партии-клиенты, а стоящее за их спинами начальство. Вполне справедливо не видя во всевозможных "Наших домах", "Отечествах" и "Единствах" самостоятельных субъектов политической жизни, население ищет не равноправного партнерства, а сильных покровителей. Поэтому те объединительные процессы, которые в последние несколько месяцев происходили в соответствующей партийно-политической среде, никакой связи с отношениями между клиентельно ориентированным населением и патронально настроенным начальством не имеют и иметь не могут. Такие организации, как НДР, "Отечество", "Единство" и пр., подобны Луне - они светят не своим, а отраженным светом, и, по большому счету, нет никакой разницы, какая из них в настоящее время ходит в фаворитах "партии власти".
   В том, что в "Единство" в массовом порядке потянулись активисты НДР, ПРЕС, "Всей России", да и "Отечества" (в последнем случае это происходит без санкции партийного руководства и больше напоминает бегство известных животных с тонущего корабля), нет ничего удивительного. В России давно уже сформировался слой "профессиональных партийцев", которым все равно, какому флагу служить, лишь бы быть поближе к власть имущим и иметь возможность лакомиться объедками с барского стола. В 1993 г. они состояли в ПРЕС и "Выборе России", в 1995 г. переметнулись в НДР, осенью 1998 г. - в "Отечество", в 1999-2000 гг. примкнули к "Единству". Самим партиям пользы от таких активистов никакой. Это не бойцы, это профессиональные собиратели трофеев. В их планах - отнюдь не участие в боях на передовой (бои-то как раз они предпочитают пересидеть на хорошей зарплате в штабах), в их планах - явиться после боя на место сражения с большим мешком, а затем, поживившись добычей, не опоздать к раздаче наград. В принципе такой цинизм давно уже никого не удивляет, в том числе и саму "партию власти", никогда не строившую иллюзий насчет качественного состава собираемой ею "гвардии". Удивляет другое: зачем вообще правящей бюрократии понадобилось поощрять имитацию партийного строительства - создавать из блока "Медведь" движение "Единство", преобразовывать последнее в партию, присоединяя к ней такие призрачные структуры, как давно почившие в бозе Партия российского единства и согласия или Русская социалистическая партия? Впрочем, если учесть особенности поведения чиновничества как социального класса, все как раз очень понятно. Раз есть возможность изобрести новую статью расходов, записать их отдельной строкой в бюджет, а затем "освоить" выделенные средства, то от такой удачи грех отворачиваться. Поэтому наивно было бы ожидать, что набежавшая в "Единство" толпа профессиональных партфункционеров не воспользуется прекрасным случаем выбить из вышестоящей инстанции максимум средств под масштабные проекты переустройства политического пространства страны.
   Любопытно, что проекты эти были настолько масштабны, что предусматривали даже превращение "Единства" в реальную правящую партию. Это было бы возможно, если бы, как кем-то и планировалось, создаваемую партию возглавил лично президент В.Путин. Тогда в развитии российской многопартийности действительно произошел бы качественный перелом, и страна получила бы партийную систему, включающую не только оппозицию, но и правящую партию. Однако расчеты на это изначально были несостоятельны. В нынешних условиях "партия власти" отнюдь не заинтересована в том, чтобы стать настоящей партией. Это не даст ей никаких преимуществ, а только ограничит свободу маневра.
   Интересно в этом свете положение "Отечества" - единственного из всех созданных правящим слоем чиновничества объединения, федеральное руководство которого отказалось от вхождения в "Единство". Более того, "Отечество" вполне серьезно рекламирует свое будущее преобразование в партию и на каждом углу объявляет, что его численность по сравнению с осенью 1999 г. практически не сократилась. Понятно, что Ю.Лужкова слишком амбициозен, чтобы пойти в подчиненные к С.Шойгу. Понятно и то, что партийному окружению столичного мэра не остается ничего иного, как хранить верность своему шефу - в "Единство" их никто, собственно, не звал. Однако очевидно и другое: после выхода на политическую сцену В.Путина и вообще нового поколения федерального чиновничества Ю.Лужкову уже никогда не стать лидером общероссийского масштаба - ситуация осени 1998 г. вряд ли повторится, а если и повторится, то востребует новых героев. Кроме того, те 380 тыс. членов "Отечества", о которых говорит руководство ОПООО, - на самом деле не что иное, как списочный состав, т.е. люди, разрешившие приписать себя к организации. Активисты здесь составляют на два порядка меньшее число, и подавляющее большинство из них давно уже перекочевало в более перспективное в карьерном плане "Единство". Таким образом, из прообраза "партии власти" "Отечество" к настоящему времени окончательно и бесповоротно превратилось в клиентелу регионального (хотя и столичного) масштаба.
   Поскольку сомнительно, что Юрий Михайлович смирит гордыню и вступит в "Единство", ему остается небогатый выбор: или навсегда отказаться от общефедеральных амбиций, или поискать себе союзников в другом месте. С первым он вряд ли когда-нибудь согласится, поэтому не исключены весьма неожиданные повороты - типа союза с либералами на новых парламентских выборах. Здесь-то равноправный характер союза "Отечеству" будет гарантирован - как был он гарантирован в августе 1998 г. К.Титову с его "Голосом России". Ю.Лужкову не привыкать менять политическую окраску: бывал он и почти демократом, и прагматиком-центристом, и сторонником "нового социализма", и союзником реформаторов, и их непримиримым оппонентом. Так что в случае чего для него не составит никакого труда "поправеть" до нужной кондиции. Тем более что задел для этого уже есть: в январе текущего года фракция ОВР уже вступала в тактический союз с СПС и "Яблоком". А примеры того, как обиженные и вытесненные из привычных ниш начальники вдруг превращаются в бескомпромиссных либералов, в новейшей отечественной истории отнюдь не редкость. Другое дело, что подобный либерализм, скажем так, не очень последователен, но, положа руку на сердце, следует признать, что и какая-то часть СПС в этом плане тоже не вполне безупречна - тот же "Голос России" или "Юристы за достойную жизнь и права человека". В любом случае важнее будет то, на какой основе совершится объединение, а уж как Ю.Лужков и его команда мотивируют для себя и своих сторонников союз с "проклятыми монетаристами" - это их внутренняя проблема.

3. Левые и крайне левые

   Из событий в левой части политического спектра наиболее заметным явилось широко разрекламированное формирование движения "Россия" (Левая демократическая коалиция). В какой-то степени "Россию" можно считать вторым изданием Народно-патриотического союза России, развалившегося в 1999 г., после выхода из него наиболее заметных (кроме КПРФ) организаций - СПД "Держава", Аграрной партии России и "Духовного наследия". На этот раз, правда, КПРФ не выступает консолидирующим центром объединения (поэтому и в лидеры его предлагается не Г.Зюганов, а спикер Госдумы Г.Селезнев). Да и предполагаемые участники объединения - явно не из первого эшелона, а зачастую и не первой свежести. Так, в создании Свердловской областной организации "России" ведущую роль сыграло движение "Май" - в пределах своего региона, может быть, и достаточно популярное, однако при попытке выхода на общефедеральную арену (избирательный блок "Мир. Труд. Май" на парламентских выборах 1999 г.) потерпевшее явную неудачу. Трудно назвать эффектным ходом и "призыв из запаса" такой фигуры, как последний руководитель Московского горкома КПСС Ю.Прокофьев.
   Наконец, нельзя не отметить, что выход "России" на политическую сцену не обусловлен и не сопровождается никакими изменениями в социальной и электоральной базе российских левых. Напротив, выборы 1999-2000 гг. показали, что в этой части спектра окончательно утвердилась монополия Компартии РФ. Поэтому она и является единственным субъектом политической жизни, за счет которого может развиваться "Россия". Недаром КПРФ все явственнее демонстрирует недовольство новыми проектами, квалифицируя их не иначе как "происки кремлевской администрации". И недаром Г.Селезнев так настойчиво подчеркивает полную лояльность создаваемой организации по отношению к Компартии РФ.
   Впрочем, КПРФ едва ли стоит опасаться создания Левой демократической коалиции. "Россия" могла бы представлять для Компартии РФ угрозу только в одном случае - если бы коммунисты потерпели на выборах сокрушительное поражение. Тогда их ряды и впрямь могли бы дрогнуть, и самые нестойкие действительно стали бы искать себе партию посовременнее, "посоциал-демократичнее". Но на выборах поражение потерпела не Компартия, а ее бывшие союзники. КПРФ же, напротив, набрала за их счет дополнительные голоса. Так что "России" совершенно негде будет развернуться, и она повторит судьбу не НПСР, а скорее Коалиции левоцентристских социалистических сил России, послужившей на парламентских выборах 1999 г. основой для "Блока генерала Андрея Николаева, академика Святослава Федорова".
   Ну и уж совершенно особый случай - это объединительные процессы на крайне левом фланге политического спектра. Впрочем, они здесь не прекращались никогда. До сих пор ни шатко ни валко идут консультации в рамках Роскомсоюза (сюда, в частности, вновь вернулась ВКПБ, покинувшая РКС в марте 1998 г.). Продолжаются и разного рода двусторонние переговоры о возможном объединении - например, между РКРП и РПК. Не оставляет надежд объединить всех "истинных коммунистов" в рамках "восстанавливаемой КПСС" В.Анпилов. Весной 2000 г. к числу этих проектов добавилась инициатива председателя Совета СКП-КПСС О.Шенина. Он неожиданно рассорился со своими союзниками из КПРФ и выступил с идеей создания Объединенной союзной коммунистической партии, основу которой составили бы радикальные компартии России (прежде всего РКРП) и Коммунистическая партия Белоруссии. Сами левые коммунисты, однако, весьма настороженно отнеслись к подобному превращению "из Савла в Павла", а тем более к предложению ликвидировать центральные органы нынешних радикальных компартий. Во всяком случае, РКРП недвусмысленно дала понять, что если уж ей захочется объединиться с КПБ, то она вполне сможет обойтись без посредников.
   Нет никакого сомнения, что все эти потуги абсолютно безнадежны - так же, как и все предыдущие. Объяснение этому самое простое. Чтобы объединительные проекты были успешными, они должны опираться на развитие и расширение соответствующей социальной базы. Социальная же база радикальных коммунистов не только не растет, но наоборот - уменьшается год от года. Численность левых компартий падает, на выборах они собирают все меньше и меньше голосов. Чтобы поправить положение, радикал-коммунисты пытаются наладить связи с рабочим движением, особенно на предприятиях, охваченных конфликтами между трудовыми коллективами и новыми собственниками (последние пытаются вступить в права владения, а первые, вместе со старой администрацией предприятий, всячески им в этом препятствуют). Однако связь каждый раз устанавливается несколько односторонняя: "бунтовщики", разумеется, не отказываются от помощи радикал-коммунистов, но сами не проявляют ни малейшего интереса к проблемам комдвижения. А главное - вопреки надеждам радикал-коммунистов они не очень-то горят желанием переходить от экономической борьбы к борьбе политической и при первом удобном случае идут на мировую с противостоящей стороной. Таким образом, социальная база левого комдвижения остается прежней - маргинальные слои интеллигенции и люмпеноидное чиновничество из низшего звена аппарата КПСС. А ее "развитие" происходит только в одном направлении - ужимания и усыхания.
   В целом же следует признать, что все нынешние объединительные процессы в партийной среде не столько открывают новый этап в истории современной российской многопартийности, сколько логически завершают предыдущий, начавшийся осенью 1998 г. Впереди, судя по всему, достаточно длительная полоса штиля, которая для политических партий куда опаснее любых бурь. Следующий период активной партийной жизни наступит не раньше, чем подоспеют очередные выборы федерального масштаба. А до них еще надо дожить.
  
  * Слова Маркса о том, что гражданское общество есть общество буржуазное, следует признать верными. Собственно, на это указывает и этимология слов "буржуазия", "бюргеры", буквально означающих "горожане", или, что одно и то же, "граждане". Поэтому не следует отождествлять буржуазию всего лишь с одним из ее слоев - причем достаточно узким, - с коммерсантами. Данный класс намного шире и включают всех людей, основой жизненной деятельности которых является частная инициатива. (Назад)
   ** Под таким названием в "Яблоке" выходит две газеты: редакцию одной возглавляет В.Игрунов, другой - С.Кочеров. (Назад)
   *** Как следует из объяснений Б.Немцова, данное решение было сначала принято Президиумом Координационного совета СПС, а затем подтверждено думской фракцией Союза правых сил. Однако есть все основания полагать, что это произошло не в последнюю очередь благодаря усилиям самого Б.Немцова. (Назад)

* * *

   3 АПРЕЛЯ состоялось заседание Правления Центрального совета Аграрной партии России, на котором было принято решение провести 21 апреля пленум ЦС, рассмотрев на нем, среди прочего, вопрос о "раскольнической линии" руководителя Аграрно-промышленной депутатской группы Николая Харитонова.
   4 АПРЕЛЯ прошло совещание активистов Межрегионального объединения рабочих профсоюзов "Защита труда", на котором было решено провести 17 мая всероссийский День единых действий под лозунгами "Нет - принятию правительственного Трудового кодекса, срочным контрактам и произволу "хозяев" и власти" и "Да - контролю коллективов на предприятиях".
   5 АПРЕЛЯ состоялось заседание Центрального совета Партии пенсионеров, на котором было решено "за систематические, грубые нарушения Устава партии" и "невыполнение решений Центрального совета" вывести из состава ЦС и исключить из партии руководителя региональной организации Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона А.Конташова, возложив исполнение его обязанностей на члена ЦС Г.Жирнова. Кроме того, "за неудовлетворительное исполнение обязанностей куратора партийных организаций Северо-Западного региона" и "создание нездоровой обстановки в Санкт-Петербургской региональной организации" был отстранен от должности куратора партийных организаций Северо-Западного направления и исключен из партии А.Соколов.
   6 АПРЕЛЯ состоялось заседание Бюро Центрального совета объединения "Яблоко", участники которого единогласно постановили поддержать инициативу по созданию объединенной демократической коалиции. Было решено провести 22-23 апреля пленум ЦС, рассмотрев на нем вопросы, связанные с созданием коалиции, а также с реформированием самого "Яблока".
   7 АПРЕЛЯ прошло заседание Исполкома Политсовета движения "Наш дом - Россия", на котором была одобрена работа региональных организаций по поддержке на президентских выборах В.Путина, рассмотрены подходы к реализации экономических программ НДР, а также подготовка к празднованию 55-летия победы в Великой Отечественной войне. Кроме того, было принято заявление, в котором содержался призыв к ПАСЕ пересмотреть свое решение о начале процедуры приостановления членства России в Совете Европы.
   7 АПРЕЛЯ под председательством К.Титова прошло закрытое заседание Политсовета Российской партии социальной демократии, на котором были распределены обязанности между новоизбранными членами ПС. Были также обсуждены вопросы, связанные с возобновлением деятельности Коалиции демократических сил.
   7 АПРЕЛЯ прошло закрытое совещание представителей организаций - инициаторов воссоздания Коалиции демократических сил, в котором приняли участие руководители Российской партии социальной демократии, организации "Свободные демократы России", движения "Демократическая Россия", Крестьянской партии России. Участники совещания приняли заявление, в котором поддержали призыв Ю.Рыжова, С.Филатова, Е.Яковлева, Е.Савостьянова и Ю.Афанасьева к созданию широкой демократической коалиции.
   8 АПРЕЛЯ состоялась VI конференция Движения "В защиту детства", участники которой приняли обращение с призывом "вернуть страну на путь к социализму, создать возможность нормальной жизни для подрастающего сегодня и всех следующих поколений". Было также принято заявление в поддержку членов РКСМ(б) Н.Ракс, Т.Нехорошевой-Соколовой и Л.Щипцовой-Романовой, задержанных по подозрению в причастности к организации взрыва у приемной ФСБ.
   10 АПРЕЛЯ Министерство юстиции РФ зарегистрировало Международный союз общественных объединений "Союзная общественная палата", учредителями которой с российской стороны выступили Российский фонд мира, Союз женщин России, Международный союз общественных объединений "Вселенский Собор", белорусско-российский общественный комитет "Союз" и др.
   18 АПРЕЛЯ состоялась презентация Общероссийской политической общественной организации "Российская партия будущего". Лидер РПБ глава авиакомпании "Трансаэро" А.Плешаков сообщил, что к настоящему времени партия насчитывает около 10 тыс. членов в 57 региональных отделениях.
   19 АПРЕЛЯ на совместном заседании думских фракций СПС и "Яблоко" было принято решение о создании Координационного совета, который будет согласовывать законодательную деятельность двух фракций. Сопредседателями КС избраны Виктор Похмелкин (СПС) и Сергей Иваненко ("Яблоко"). Было также принято решение о выдвижении единого кандидата от демократических сил на выборах губернатора Санкт-Петербурга. Для выработки механизма выдвижения создана рабочая группа (координаторы - Александр Шишлов от "Яблока" и Григорий Томчин от СПС).
   22 АПРЕЛЯ прошло совещание лидеров партий Роскомсоюза, в котором приняли участие руководители РКРП, ВКПБ, РПК и РКП-КПСС (представители ВКПБ сообщили, что на очередном пленуме ЦК ВКПБ будет рассмотрен вопрос о возвращении партии в Роскомсоюз). Участники совещания обсудили проекты резолюций "О борьбе с раскольничеством в комдвижении" (разработан РПК) и "О горбачевщине в современном комдвижении" (РКРП), а также деклараций "О единстве действий" (РКП-КПСС) и "О координации единства действий" (ВКПБ). Документы было решено доработать с учетом высказанных замечаний, а затем утвердить по согласованию с лидерами партий РКС.
   22 АПРЕЛЯ состоялось заседание Политсовета ОПОД "Единство", на котором было принято решение о преобразовании движения в партию, утверждены дата учредительного съезда (27 мая) и его повестка (преобразование движения в партию, избрание ее лидера и руководящих органов).
   22 АПРЕЛЯ состоялось совместное заседание руководящих органов Российской партии коммунистов и Революционной партии коммунистов (бывш. Белорусский пролетарский союз), на котором было принято решение об объединении двух организаций.
   22-23 АПРЕЛЯ прошел закрытый пленум Центрального совета "Яблока", на котором было решено предложить СПС и другим демократическим организациям создать "Демократическое совещание", формируемое на основе делегирования пяти членов от каждого участника. Союзу правых сил, помимо того, предлагалось до 1 мая назвать единого демократического кандидата в губернаторы Санкт-Петербурга. Думской фракции "Яблоко" рекомендовано активизировать работу по координации законодательной деятельности с фракцией СПС. Было также решено провести 10-11 июня VIII съезд "Яблока", а для обсуждения проектов документов о реформировании "Яблока" и завершении преобразования его в политическую партию созвать 20 мая внеочередное заседание Центрального совета. Кроме того, признано необходимым в кратчайший срок завершить проверку достоверности подсчета голосов на участках, данными по которым располагает избирательный штаб Г.Явлинского, и в случае выявления существенных расхождений с данными сводных таблиц территориальных избирательных комиссий направить материалы проверки в Центризбирком и прокуратуру.
   23 АПРЕЛЯ прошел учредительный съезд Общероссийского политического движения "Либеральная Россия". Был принят устав, избраны сопредседатели ЛР (члены Политсовета ДВР С.Юшенков, Б.Золотухин, В.Похмелкин, Г.Сартан, а также член думской фракции ОВР С.Шохин) и Политсовет (23 человека, в т.ч. члены ПС ДВР Э.Воробьев и В.Головлев; более половины членов ПС - предприниматели). Было также принято решение об участии "Либеральной России" в Союзе правых сил.
   25 АПРЕЛЯ состоялось всероссийское совещание координаторов региональных организаций Либерально-демократической партии России, на котором были подведены итоги участия ЛДПР в парламентских и президентских выборах. По итогам обсуждения В.Жириновский, в частности, дал устное распоряжение: в тех регионах, где итоги выборов оказались для партии наименее благоприятными, закрыть офисы ЛДПР, а здания продать или сдать в аренду.
   26 АПРЕЛЯ состоялся I съезд Международного общественного движения "Общественная палата Союзного государства" ("Союзная общественная палата"), на котором были приняты решения о проведение осенью II съезда Союзной общественной палаты и об "активизации усилий общественности в подготовке выборов в парламент Союзного государства".
   27-28 АПРЕЛЯ прошел учредительный съезд Общероссийской общественной организации "Молодежное Единство". Были утверждены устав и Манифест МЕ, избраны Координационный совет, Исполком и Центральная контрольно-ревизионная комиссия. Председателем организации стала депутат Госдумы А.Буратаева ("Единство").
   6-8 МАЯ прошел съезд Революционной рабочей партии (бывш. Комитет за рабочую демократию и международный социализм), на котором был обсужден проект новой партийной программы (признан "сырым"), а также принято решение о проведении летнего лагеря в окрестностях г.Жодино (Белоруссия) и о создании комиссии по расследованию обоснованности решения суда о принудительном лечении члена РРП И.Романова.
   11 МАЯ состоялось заседание Центрального совета Партии пенсионеров, на котором "за грубое невыполнение устава и решения Центрального совета", а также "активные действия по дискредитации и расколу партии и личную недисциплинированность" из партии были исключены руководители Астраханской и Вологодской региональных организаций Р.Усманов и С.Рябыкин. (Р.Усманов и С.Рябыкин поддержали исключенного в начале апреля из партии руководителя Санкт-Петербургской организации А.Конташова).
   12 МАЯ состоялось закрытое заседание Политсовета Российской партии социальной демократии, на котором было решено участвовать в создании Союза правых сил только при условии приглашения РПСД в состав учредителей СПС. В случае невыполнения этого условия участие председателя партии К.Титова в СПС на персональной основе было признано недопустимым.
   12 МАЯ состоялось заседание инициативной группы по созданию объединения "Демократическая коалиция", в котором приняли участие представители организации "Свободные демократы России", Крестьянской партии России, движения "Демократическая Россия, Российской партии социальной демократии. Было принято решение провести в сентябре-октябре учредительный съезд ДК. Участникам заседания был роздан для ознакомления проект устава ДК.
   16 МАЯ состоялось заседание Федерального совета партии "Демократическая Россия", на котором был определен состав делегации ПДР на учредительный съезд Союза правых сил и выработаны предложения о составе представительства партии в рабочих органах съезда и руководящих органах СПС. Был принят за основу проект устава СПС, утверждены поправки к нему и к проектам других документов съезда, а также намеченная к вынесению на рассмотрение съезда резолюция о расследовании убийства Г.Старовойтовой.
   18 МАЯ состоялось заседание Контрольной комиссии Народно-патриотического союза России, на котором был утвержден итоговый акт проверки деятельности Исполкома и других органов НПСР, содержавший резкую критику в адрес председателя НПСР Г.Зюганова и председателя Исполкома В.Зоркальцева. Было принято решение довести итоги проверки до сведения лидеров всех политических партий и движений, входящих в НПСР, и 8 июня собрать весь состав Координационного совета и Контрольной комиссии для выработки единой программы деятельности НПСР.
   18 МАЯ прошел съезд Общероссийской общественной политической организации "Юристы за права и достойную жизнь человека", на котором было утверждено решение Координационного совета о кооптации в состав КС депутата Госдумы Ю.Курина, В.Сысоева, С.Юрьева и др. Кроме того, заместителями координатора ЮПДЖЧ были избраны В.Залманов, Ю.Курин и А.Тихенко. Было также принято решение об участии ЮПДЖЧ в учреждении Общероссийской политической организации "Союз правых сил", принят за основу проект устава ОПО СПС, утвержден список делегатов на съезд СПС. В Координационный совет СПС от организации были выдвинуты Г.Мирзоев и Ю.Курин, в Контрольно-ревизионную комиссию - Вадим Прохоров. Докладчиком от ЮПДЖЧ на съезде СПС был утвержден Г.Мирзоев.
   18 МАЯ прошел III съезд Молодежного союза "Демократический выбор России", на котором председателем МС ДВР был переизбран Ф.Борисов, а его заместителями стали О.Ефросинин (по политическим вопросам), А.Адамович (по оргработе), Д.Машенцев (по проектной работе), В.Новиков (по связям с общественными и политическими организациями). В Совет ДВР, кроме председателя и заместителей, вошли также представители региональных организаций - О.Качмашев (Марий Эл), С.Чернакова (Новгородская обл.), В.Шаженбаев (Красноярский край) и К.Цмыг (Мурманская обл.). Кроме того, было принято решение о перерегистрации МС ДВР и проведении с этой целью проверки деятельности региональных организаций. Была также поддержана инициатива оргкомитета СПС по созданию единой демократической молодежной организации. В состав МС ДВР были приняты организации Ульяновской, Кировской и Тульской областей, а также Красноярского края и Республики Алтай.
   18 МАЯ состоялось расширенное заседание Президиума Политсовета ВПОД "Наш дом - Россия", посвященное пятилетнему юбилею со дня основания НДР. Участники решения постановили созвать 26 мая второй этап VIII съезда движения, обсудив на нем вопрос об участии членов НДР в учреждении партии "Единство".
   19 МАЯ прошел III съезд ООПД "Россия Молодая", на котором было утверждено решение принять участие в учреждении ОПО "Союз правых сил", одобрен в основном его устав, избраны делегаты на учредительный съезд СПС, выдвинуты кандидаты от РМ в состав Координационного совета СПС (О.Наумов и Л.Гозман).
   19 МАЯ прошел IX (внеочередной) съезд партии "Демократический выбор России", на котором было принято решение принять участие в учреждении ОПОО "Союз правых сил", избраны делегаты на учредительный съезд СПС, утверждены поправки к уставу Союза, предложены кандидатуры в состав Координационного совета (Э.Воробьев и В.Похмелкин) и в контрольно-ревизионную комиссию СПС. Было также принято решение о создании региональной парторганизации в Калмыкии.
   19 МАЯ состоялась II конференция движения "Голос России", на которой было принято решение об участии ГР в учреждении ОПОО "Союз правых сил". В Координационный совет СПС от движения были выдвинуты А.Кара-Мурза и В.Хомяков.
   19 МАЯ прошел III съезд Консервативного движения "Новая сила", на котором председателем Политсовета НС вместо уходящего на госслужбу С.Кириенко была избрана Л.Глебова. В Политсовет движения вошли Л.Глебова, С.Кириенко, М.Аничкин, В.Барковский, А.Мяки, Б.Надеждин, А.Фомин, А.Шубин, Ю.Шутов. Было также принято решение об участии "Новой силы" в учреждении ОПОО "Союз правых сил", избраны делегаты на учредительный съезд СПС, принят за основу проект устава СПС. В состав КС от НС были предложены Б.Надеждин и Л.Глебова, в Контрольно-ревизионную комиссию - В.Барковский.
   20 МАЯ состоялся ХVII пленум ЦК Коммунистической партии РФ, на котором было решено провести 2 декабря VII съезд КПРФ. Был также утвержден состав комиссии по подготовке документов и формированию нового состава ЦК и принято постановление "О политических итогах парламентских и президентских выборов и очередных задачах партии".
   20 МАЯ состоялся пленум Центрального совета Аграрной партии России, участники которого временно отстранили лидера Аграрно-промышленной депутатской группы Н.Харитонова, председателя ЦК профсоюза работников АПК А.Давыдова и первого заместителя председателя Росагропромсоюза В.Наумова от обязанностей членов ЦС и Правления ЦС "за нарушение партийной дисциплины". Было также решено провести специальное заседание для рассмотрения вопроса о членстве АПР в Народно-патриотическом союзе России.
   20 МАЯ в Москве, в Колонном зале Дома союзов, прошел учредительный съезд Общероссийской политической организации "Союз правых сил". Учредителями ОПО СПС выступили 5 физических лиц (А.Чубайс, С.Кириенко, Б.Немцов, И.Хакамада и Е.Гайдар) и 9 юридических: партии "Демократический выбор России" и "Демократическая Россия", движения "Новая сила", "Россия молодая", "Голос России", "Движение нового поколения", организации "Юристы за права и достойную жизнь человека", "Общее дело" и "Российские налогоплательщики". Был принят устав СПС, "Русский либеральный манифест" (за основу), тезисы экономической программы СПС. В состав Координационного совета было решено избрать по 2 представителя от каждого объединения-учредителя СПС, однако по итогам голосования не прошла кандидатура Сергея Станкевича, выдвинутого партией "Демократическая Россия". В итоге членами КС стали А.Кара-Мурза и В.Хомяков ("Голос России"), Н.Брусникин и М.Сотников ("Движение нового поколения"), Г.Мирзоев и Ю.Курин ("Юристы за права и достойную жизнь человека"), О.Наумов и Л.Гозман ("Россия молодая"), П.Мостовой и Ю.Нисневич ("Общее дело"), Л.Глебова и А.Шубин ("Новая сила"), В.Головлев и С.Юшенков ("Российские налогоплательщики"), Э.Воробьев и В.Похмелкин (ДВР), Ю.Рыбаков (ПДР). Еще одно место было зарезервировано за ПДР. Сопредседателями КС были избраны Е.Гайдар, С.Кириенко, Борис Немцов, Ирина Хакамада, А.Чубайс. Было решено приостановить исполнение Сергеем Кириенко обязанностей сопредседателя КС на время его нахождения на государственной службе, движениям "Новая сила" и "Новое поколение" была предоставлена возможность выдвинуть на этот период другого кандидата в сопредседатели. Председателем Исполкома был СПС избран Борис Минц, ответственным секретарем - Виктор Некрутенко. Кроме того, в состав СПС принято движение "Либеральная Россия" (лидер - С.Юшенков). Съезд поддержал кандидатуру К.Титова на предстоящих выборах губернатора Самарской области. Б.Немцову и И.Хакамаде было поручено продолжить консультации с "Яблоком" "с целью объединения усилий во время предстоящих выборных кампаний".
   20-21 МАЯ прошел закрытый пленум Центрального совета "Яблока", на котором было решено перенести съезд объединения с 10 июня на 1-2 июля, а 10 июня провести еще одно заседание ЦС. Была создана рабочая группа для обобщения предложений по реформированию деятельности объединения. Решено поддержать инициативу Бюро ЦС по координации действий с Союзом правых сил. Всем демократическим силам было предложено "немедленно приступить к переговорам о выдвижении единых кандидатов на предстоящих выборах в органы власти всех уровней, а также в органы местного самоуправления", а непосредственно Союзу правых сил - "в ближайшее время приступить к консультациям по вопросу о созыве в сентябре 2000 года Демократического Совещания с участием всех демократических организаций". Вести переговоры было поручено Г.Явлинскому и первому заместителю председателя "Яблока" Владимиру Лукину. Кроме того, была отклонена апелляция 6 бывших членов распущенных организаций "Яблока" в Курске и Томской области, состоявших на учете в Центральной организации и обвиненных в занятии деятельностью, несовместимой с членством в партии.
   21 МАЯ прошел III съезд РКП-КПСС, который принял программу развития партии, включив в число наиболее важных направлений практической деятельности поддержку "бунтующих" предприятий и рабочего движения в целом, борьбу с "угрозой установления в России авторитарной буржуазной диктатуры", а в идеологической сфере - пропаганду "нового этапа социализма как единственно возможного общества, которое способно обеспечить свободное развитие каждого человека, стремительный рост экономики, культуры и нравственности". Намечено также обновление методов и "осовременивание" агитации и пропаганды, "отказ от устаревшей и приевшейся фразеологии и языковых стереотипов". Были внесены поправки в устав РКП-КПСС - в частности, возрастной ценз для вступления в партию снижен с 18 до 17 лет. Кроме того, был незначительно обновлен состав ЦК. На состоявшемся по завершении съезда организационном пленуме ЦК были избраны секретари и Оргбюро ЦК. Первым секретарем ЦК стал А.Пригарин, секретарями - М.Давыдов и А.Лашин.
   23 МАЯ новым лидером фракции Союза правых сил - вместо ушедшего на госслужбу С.Кириенко - был избран Б.Немцов. Первым заместителем руководителя фракции СПС стал Виктор Похмелкин, заместителями - Б.Надеждин и И.Хакамада. Было также решено рекомендовать Госдуме утвердить И.Хакамаду на посту вице-спикера, который ранее занимал Б.Немцов.
   26 МАЯ прошел второй этап VIII съезда ВОПД "Наш дом - Россия", на котором была одобрена инициатива лидеров "Единства", НДР и "Всей России" по созданию "единой правоцентристской партии", а также избраны делегаты на ее учредительный съезд.
   26 МАЯ состоялся ХIV съезд Демократической партии России, на котором новым председателем Национального комитета ДПР, вместо сложившегося с себя полномочия Г.Хаценкова, был избран В.Жидиляев, занимавший до этого должность руководителя Исполкома партии. Новым председателем Исполкома стал Анатолий Кармазин, заместителями председателя НК - А.Богданов, В.Смирнов, К.Уланова и А.Торочков. Были также сформированы Национальный комитет, Политсовет и Контрольно-ревизионная комиссия. Принято решение об участии в выборах в парламент Союза России и Белоруссии и о поиске в Белоруссии близких по идеологии партнеров для создания единого избирательного блока.
   27 МАЯ состоялся учредительный съезд Общероссийского общественно-политического правозащитного движения "За справедливость и закон", председателем которого был избран бывший генеральный прокурор РФ Ю.Скуратов. Был утвержден устав и сформирована рабочая группа для подготовки программы.
   27 МАЯ прошел съезд "Единства", на котором движение было преобразовано в партию. Кроме членов ОПОД "Единство" в съезде принимали участие также представители НДР, "Всей России", ПРЕС (С.Шахрай) и Русской социалистической партии (В.Брынцалов). Были приняты устав, программное заявление и символика партии. Лидером партии был избран С.Шойгу (не являющийся ее членом), председателем Политсовета - руководитель думской фракции "Единство" Б.Грызлова, его заместителями - председатель Исполкома НДР Е.Трофимов, С.Попов, Н.Локтионов и Ю.Медведев. В Политсовет были избраны 205 человек. Был также сформирован Наблюдательный совет партии: С.Шойгу (председатель), В.Черномырдин, Г.Райков и Ф.Мухаметшин.
   29 МАЯ состоялось заседание Политсовета ОПОО "Отечество", на котором были рассмотрены итоги отчетно-выборной кампании в региональных отделениях. Было решено провести 10 июня заседание Центрального совета ОПООО, одобрены в основном проект устава партии "Отечество" и концепция участия ОПООО в выборах в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Решено также поддержать на выборах губернатора Самарской области кандидатуру К.Титова. Консультативный совет коллективных членов и постоянно сотрудничающих организаций при Политсовете ОПОО "Отечество" был переименован в Консультативный совет общественных объединений и организаций России при Политсовете ОПОО "Отечество".
   31 МАЯ состоялось первое "виртуальное" (т.е. посредством Интернета) заседание ЦКК РКСМ(б), на котором исполняющим обязанности председателя ЦКК - на время пребывания Т.Нехорошевой в заключении - был избран Д.Геварин.
   3 ИЮНЯ прошла II конференция партии "Российский путь", делегаты которой вывели из состава Федерального совета ПРП председателя Исполкома Волгоградской региональной организации Ильдуса Абылханова, избрав на его место руководителя Юго-Восточной окружной организации Демократической партии России Анатолия Окатова. Были также одобрены символика партии и Положение об Исполкоме ПРП (передано для окончательной доработки Федеральному совету). На состоявшемся затем заседании Федерального совета с должности председателя Исполкома ПРП был снят Н.Бедесюк, а в качестве исполняющего обязанности председателя ИК, до назначения нового, утвержден А.Коротич.
   5 ИЮНЯ министр юстиции РФ Ю.Чайка понедельник вручил председателю Общероссийского общественного движения "Молодежное Единство" А.Буратаевой свидетельство о регистрации организации.
   7 ИЮНЯ прошло заседание Исполкома Движения за рабочую партию, на котором были обсуждены проекты устава и программного заявления ДРП (отложены для доработки) и ход подготовки II конференции движения, а также утверждены принципы формирования на нее делегаций.
   7-8 ИЮНЯ прошел V съезд общественно-политического движения "Развитие предпринимательства", на котором была обсуждена и утверждена экономическая программа "Бизнес-план для России".
   8 ИЮНЯ прошел II съезд Ассамблеи народов России, на котором учрежденная АНР медаль Дружбы народов была вручена ряду политиков и деятелей искусств (Е.Примакову, поэту Д.Кугультинову, губернатору Саратовской области Д.Аяцкову и др.).
   8 ИЮНЯ состоялось заседание Координационного совета Народно-патриотического союза России, на котором из движения были исключены трое (из пяти) сопредседателей - губернатор Кемеровской области А.Тулеев, председатель АПР М.Лапшин и председатель движения "Духовное наследие" А.Подберезкин. Вместо них сопредседателями были избраны заместители председателя Госдумы Г.Семигин (стал также председателем Исполкома - вместо В.Зоркальцева) и П.Романов, а также С.Глазьев (ответственный за работу с научными организациями). Было решено, что В.Зоркальцев как сопредседатель НПСР будет отвечать за взаимодействие с партиями, движениями и общественными организациями. Кроме того, в КС были введены академик В.Страхов, член-корреспондент РАН Б.Кашин, Ю.Рябцев, К.Душенов и др.
   8 ИЮНЯ состоялось заседание Правления Центрального совета Аграрной партии России, на котором были осуждены вопросы участия партии в будущих избирательных кампаниях. После того как участники заседания отказались поставить во главу повестки дня вопрос о преодолении раскола в АПР, мероприятие покинули члены Аграрно-промышленной депутатской группы Г.Чуркин и В.Плотников.
   9 ИЮНЯ в Центральном доме ученых прошла объединительная конференция Региональной общественной организации содействия демократическим реформам "Мобилизация и развитие", президентом которой единогласно был избран известный предприниматель Л.Черной. В состав Исполкома вошли В.Накоряков (председатель), депутат Госдумы Р.Нигматулин (первый заместитель председателя), В.Громовик (заместитель председателя), Г.Осипов, Б.Каторгин, В.Томилов, О.Можаров, М.Кравченко, А.Истомин.
   10 ИЮНЯ состоялось заседание Центрального совета ОПОО "Отечество", участникам которого был роздан проект устава партии "Отечество". Было решено провести в октябре 2000 г. еще одно заседание ЦС, обсудив на нем вопрос о дате и месте созыва III съезда ОПООО, на котором будет утверждено решение о преобразовании движения в партию.
   10 ИЮНЯ состоялось заседание Координационного совета Общероссийского общественно-политического движения "Союз", на котором была обсуждена подготовка к выборам депутатов парламента Союзного государства России и Белоруссии. Было также решено провести в первой декаде ноября съезд движения.
   10-11 ИЮНЯ прошел пленум ЦК РКРП, на котором была обсуждена возможность вступления РКРП в создаваемую по инициативе О.Шенина Объединенную союзную коммунистическую партию. Непременным условием такого вступления было признано сохранение самостоятельности РКРП. Окончательное решение данного вопроса вынесено на съезд (намечен на сентябрь 2000 г.). Создана также соответствующая рабочая группа из 8 человек во главе с В.Тюлькиным. Были также обсуждены проблемы, связанные с выпуском печатного органа РКРП "Трудовая Россия" и с работой в МОРП "Защита".
   10-11 ИЮНЯ прошло закрытое заседание Центрального совета объединения "Яблоко", на котором была подтверждена целесообразность продолжения работы "по созданию широкой демократической коалиции". Подписание соответствующего соглашение с СПС и "другими демократическими силами" было поручено В.Лукину. Кроме того, были рассмотрены и утверждены документы, выносимые на рассмотрение съезда "Яблока" (намечен на 8 июля).
   16 ИЮНЯ прошел V съезд Агропромышленного союза России, на котором была принята резолюция с предложением о создании общественно-политического движения "В поддержку села России". Была также поддержана разработанная Росагропромсоюзом и Россельхозакадамией федеральная целевая программа восстановления и развития агропромышленного производства на период до 2010 г. Съезд переизбрал В.Стародубцева председателем АПСР, а также сформировал оргбюро "Движения в поддержку села России" во главе с академиком Россельхозакадемии В.Черноивановым.
   16 ИЮНЯ состоялось совещание Консультативного совета общественных объединений России при Политсовете Организации, на котором в состав КС были приняты Центр межнационального образования "Этносфера" и Комитет "За Гражданские права в Отечестве". Было также принято решение об активизации работы комиссий КС и о создании комиссии по защите прав человека.
   17 ИЮНЯ прошел V съезд движения "В поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки", на котором председателем ДПА был переизбран депутат Госдумы В.Илюхин (КПРФ). В ходе заседания съезд покинула делегация Всероссийского офицерского собрания во главе с В.Ачаловым, подвергшим перед этим резкой критике политическую линию руководства ДПА.
   17-18 ИЮНЯ прошел пленум ЦИК и ЦКК Российской партии коммунистов, на котором было утверждено постановление Политсовета ЦИК об объединении с Революционной партией коммунистов (Белоруссия). Был также расширен состав редакции газеты "Мысль" и программной комиссии ЦИК РПК, приостановлено членство в ЦИК Г.Баринова (Курганская обл.) и В.Неелова (Ленинградская обл.), выведен из состава ЦИК В.Кузнецов (Воронежская обл.). Был определен порядок, при котором при приеме новых членов партии парторганизациям предписано обращать особое внимание на их готовность "принять революционную стратегию борьбы партии". Утверждены устав и Манифест Революционных красных бригад - молодежной организации РПК. Следующий пленум намечено провести 16-17 сентября.
   19 ИЮНЯ министр юстиции РФ Ю.Чайка вручил председателю партии "Единство" С.Шойгу свидетельство о регистрации организации.
   19 ИЮНЯ состоялось заседание Высшего совета Партии самоуправления трудящихся, на котором были обсуждены перспективы партии после гибели ее лидера С.Федорова. Большинство членов ВС поддержало предложение начать переговоры с партией "Единство" на предмет заключения соглашения о сотрудничестве. Против этого выступил Б.Славин, в знак протеста попросивший освободить его от обязанностей председателя Исполнительного секретариата ПСТ.
   21 ИЮНЯ подписано соглашение "О мерах по объединению политических общественных организаций "Союз правых сил" и "Яблоко". Подписи под документом поставили сопредседатель СПС Ирина Хакамада и первый заместитель председателя "Яблока" Владимир Лукин. Соглашением, в частности, предусматривается выдвижение единых списков кандидатов на следующих выборах депутатов Госдумы и поддержка единых согласованных кандидатов на всех региональных и местных выборах, проводимых после 1 сентября 2000 г. Предусмотрено также создание на паритетных началах Объединенного политического совета.
   22 ИЮНЯ в Госдуме создана межфракционная депутатская группа "Дружба народов - единство России", основу которой составили сторонники Ассамблеи народов России. В группу записалось около 40 депутатов, представляющих все депутатские объединения, кроме ЛДПР и "Яблока". Координатором группы избрана С.Смирнов, сопредседателями - А.Ткачев (АПДГ), К.Бичелдей ("Единство"), Х.Гамзатова (КПРФ). Всего предполагается избрать 9 сопредседателей - по одному от каждого депутатского объединения.
   22 ИЮНЯ состоялось заседание Президиума Политсовета ОПОО "Единство", на котором были утверждены Временные положения о Межрегиональном координационном совете партии, об общественных приемных партии и пр.
   25 ИЮНЯ в Госдуме состоялось учредительное собрание межфракционного объединения "Граница России", инициаторами создания которого выступили депутаты А.Чилингаров, П.Бурдуков, В.Гришуков и Т.Плетнева. Согласие вступить в объединение выразили 158 парламентариев. Избран Совет (22 человека), председателем которого стал А.Чилингаров.
   27 ИЮНЯ состоялось заседание Президиума ЦК КПРФ, на котором был утвержден проект тезисов к VII съезду партии "Очередные задачи КПРФ". Документ решено разослать для обсуждения в региональные организации КПРФ
   28 ИЮНЯ в Москве прошел V общероссийский казачий круг Союза казаков, на котором были приняты заявления "О положении на Северном Кавказе и в Причерноморье", "О поддержке казачеством России политики укрепления основ государственности и борьбы с терроризмом и сепаратизмом" и "Об опасности превращения Украины в передовую базу сил, враждебных России и Православно-славянской цивилизации в целом". Атаманом СК вновь был избран Александр Мартынов.

Юрий Коргунюк,
главный редактор
бюллетеня "Партинформ"

(опубликовано в "Полития", № 2 (16), лето 2000 г.)


Прочие работы Ю.Коргунюка


Издатель - Фонд ИНДЕМ
Главный редактор - Юрий Коргунюк 
101000  Москва,
Б.Златоустинский пер., 8/7, комн. 5. 
                     Тел./факс: (495) 624-3297, 
                     


БАЗА ДАННЫХ - ПАРТАРХИВ
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА  / ПАРТИЙНЫЕ НОВОСТИ   / МАТЕРИАЛ ПОСЛЕДНЕГО НОМЕРА  / КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА  / КАЖДЫЙ 4'й НОМЕР / КНИГА "РОССИЙСКАЯ МНОГОПАРТИЙНОСТЬ" / ПОДПИСКА  / КОЛЛЕКЦИЯ ССЫЛОК  / ГОСТЕВАЯ КНИГА