Выходит с 1 июля 1992 года Рег. номер 01739
Последнее обновление 17/11/2006 
 

БД ПартАрхив-98

Колонка главного редактора
 

От псевдодоминирования к псевдогегемонии?
Новинки российского партстроительства - лето-2006

Главный редактор бюллетеня "Партинформ" Юрий Коргунюк

   Общепризнанным недостатком системного подхода является его статичность. Гарантируя успешное изучение структуры объекта и механизма его функционирования, этот подход даёт сбой, когда возникает необходимость объяснить причины изменения характеристик объекта, его последующей трансформации и дезорганизации. Иными словами, отвечая на вопросы "что?" и "как?", системный подход пасует перед "почему?". Подобно знаменитой апории Зенона об Ахилле и черепахе, он режет по живому - разрывает неразрывное, отрицая самоё движение.
   Напротив, исторический подход легко справляется с вопросом "почему?", давая объяснение практически всему, с чем имеет дело, причём обычно не одно, а целую серию. Однако цена этим объяснениям становится видна, как только очередь переходит от обобщений к деталям: конструкции, выглядевшие правдоподобными с высоты птичьего полёта, при ближайшем рассмотрении теряют свою убедительность.
   По всей видимости, мастерство исследователя состоит в умении сочетать системный и исторический подходы, причём таким образом, чтобы изучаемый объект представал как нечто целое, а не распадался на две не связанные друг с другом "картинки", первая из которых описывает его структуру и функции, а вторая - становление и развитие. Удаётся это не многим.
   Так или иначе, самое трудное для исследователя - это объяснить развитие системы - того, что в силу относительной самодостаточности вроде бы не должно развиваться, а тем более распадаться. Между тем временнaя ограниченность любой системы - такая же аксиома научного знания, как и системная самодостаточность. Система, если её существование не прерывается досрочно внешними обстоятельствами, переживает периоды зарождения, становления, расцвета, зрелости, увядания, упадка и окончательной дезорганизации, т.е. смерти. Этому циклу подчинены и общественные системы, отличие которых от систем природных заключается в ещё большей недолговечности.
   В особенной степени это касается политических систем, чей период существования укладывается, как правило, в несколько десятков лет - обычно не более трёх. Последнее утверждение, конечно, плохо согласуется с традиционными формулами, согласно которым были в истории тысячелетние империи и многовековые республики. Однако следует помнить, что, как и всё в общественной жизни (да и в живой природе в целом), политическая система поддерживает своё существование путём постоянного воспроизводства и в конце очередного цикла представляет собой нечто совершенно самостоятельное, отличное от того, чем она была циклом ранее. При этом воспроизводится как бы внешняя оболочка, тогда как находящееся внутри "содержимое" уже мало напоминает то, что когда-то заполняло старые меха.
   Взять хотя бы политическую систему США. С институциональной точки зрения за последние 200 с лишним лет она претерпела лишь незначительные изменения. Но стоит с макроуровня опуститься на уровень партийной системы, и обнаружится, что примерно каждые 30 лет в политической жизни Соединённых Штатов происходили кардинальные сдвиги, в результате которых в корне менялись политическая повестка дня, состав основных игроков или, как минимум, их политическое лицо - другими словами, на смену одной системе приходила другая.
   Ту же самую картину можно наблюдать и на примере российской истории в целом и советской в частности. На первый взгляд, установленный коммунистами режим просуществовал без серьёзных изменений более 70 лет. Однако, даже если считать относительно "либеральные" 1920-е годы лишь прелюдией к периоду сталинского тоталитаризма, невозможно отрицать, что к середине 1950-х политическая система, основанная на жёстком контроле вездесущего государства, изжила себя, уступив место другой - менее бесчеловечной и более толерантной. Несмотря на очевидную преемственность (до 1977 г. в стране действовала прежняя, сталинская, конституция), в новой системе государство уже не столько навязывало обществу свою волю, сколько пыталось "полюбовно" договориться с разными его частями, пусть и продолжало вести этот разговор с позиции силы.
   Итак, средняя продолжительность жизни политической системы - около 30 лет, плюс-минус 5-10. Под влиянием внешних обстоятельств эта жизнь может досрочно прекратиться. Так, система, воплотившаяся в России после выхода манифеста 17 октября 1905 г., протянула меньше 12 лет, не выдержав нагрузок Первой мировой войны. В других условиях внешние обстоятельства могут не сократить, а, напротив, продлить системе жизнь, законсервировав на какое-то время процесс распада. Не исключено, в частности, что подобную роль для сталинского режима сыграла Великая Отечественная война - победа в ней вознесла диктатора на недосягаемую высоту, а беспрецедентное падение жизненного уровня стало точкой отсчёта, оглядываясь на которую население ещё долгие годы безропотно терпело тяготы и притеснения.
   Вопрос в том, какой этап своего развития переживает политическая система современной России - становление, консолидация, окостенение, упадок? Если брать за начальную точку 1990 год, в котором был избран Съезд народных депутатов РСФСР и принята Декларация о суверенитете, то мы наполовину прошли период консолидации и являемся свидетелями расцвета системы. При этом в её функционировании уже можно заметить отдельные признаки окостенения, связанные с чрезмерной централизацией: возрастающий год от года государственный контроль за всеми сторонами общественной и экономической жизни, низкая эффективность работы госаппарата, расширение масштабов коррупции и пр.
   С другой стороны, 1990 год можно отнести и к периоду распада прежней системы. Впереди были четыре года революционной смуты, по итогам которой в конце 1993 г. оформился нынешний "институциональный дизайн". Впрочем, как своего рода переходный период можно рассматривать 1990-е годы в целом; в это время система тестировалась, приспосабливалась к условиям среды - чтобы с началом нового века и тысячелетия перейти к работе в полноценном режиме. В этом случае нашу систему можно считать очень молодой, переживающей этап становления. О её способности адекватно реагировать на требования внешней среды свидетельствуют, в частности, упорство, с которым финансовый блок правительства охраняет от посягательств Стабилизационный фонд (системе нужен резерв на "чёрный день"), а также отказ президента В.Путина баллотироваться на третий срок (обратное было бы свидетельством окостенения системы).
   Вместе с тем нынешняя политическая система, судя по всему, ещё более зависима от внешних факторов, чем её предшественницы. И если в ХХ в. главным из подобных факторов была военная угроза, то сейчас в этом качестве выступает конъюнктура мировых цен на энергоносители, намного более непредсказуемая, а потому и более опасная - степень этой опасности успела вполне испытать система позднесоветская. Внезапное падение цен на углеводороды станет серьёзной встряской для сегодняшнего политического режима: выяснится, по крайней мере, какие тенденции в нём доминируют - к поступательному развитию или к окостенению. В первом случае он приспособится к изменившейся ситуации, во втором пойдёт вразнос, как это случилось в 1916-17 гг. с "третьеиюньской монархией", а во второй половине 1980-х гг. - с "развитым социализмом".
   Ну а пока мы наблюдаем интересные процессы в развитии партийной системы. До середины 2006 г. Кремль, как можно предположить, делал ставку на формирование т.н. доминантной системы, то есть системы, в которой доминировала бы "Единая Россия", а другие партии играли бы роль оппозиции, крикливой, но маловлиятельной - в силу отрезанности от финансовых и информационных ресурсов. В действительности подобная система была бы не доминантной, а псевдодоминантной - она только имитировала бы доминантную, не являясь таковой по существу. Если при доминантной системе в правящую партию входят в том числе и высшие должностные лица, то при псевдодоминантной никакой правящей партии, собственно, и нет: есть только "партия власти", полностью подчинённая правящей бюрократии, которая всячески подчёркивает свой беспартийный статус и де-факто находится вне какого бы то ни было политического контроля.
   В литературе такую систему обычно называют авторитарной доминантной1, однако здесь термин "авторитарная" скорее затуманивает, нежели проясняет суть дела. Если партия, называемая правящей, на самом деле ничем не правит, а лишь служит ширмой для реальных властителей, то это уже совсем другая политическая система. Определение "авторитарная" в словосочетании "авторитарная доминантная система" выполняет примерно ту же роль, что и слово "суверенная" в выражении "суверенная демократия" - роль префикса "эрзац-" или "псевдо-".
   Однако создатели псевдодоминантной системы, судя по всему, столкнулись с препятствием, которое так и не сумели преодолеть. А именно: для устойчивости подобной системы необходимо, чтобы "партия власти" получала на выборах значительно больше 50% голосов, желательно не меньше 70%. В принципе, нет ничего страшного, если будет и меньше 50%. В 2003 г. "Единая Россия" получила 37,57% по партийным спискам и около 46% (103 места из 225) по одномандатным округам, что не помешало ей взять под контроль в Госдуме более двух третей голосов. Но это было сделано благодаря "независимым" одномандатникам, которые являются слишком ненадёжной опорой и в любой момент готовы переметнуться на сторону противника - недаром во второй Госдуме большинство из них предпочитало поддерживать коммунистов либо занимать нейтральную позицию. Желанием устранить данный "фактор неопределённости", по всей видимости, и объясняется полный переход к пропорциональной системе на думских выборах. К тому же мажоритарная система даёт преимущества региональным властям, тогда как централизация власти - одна из главных особенностей текущего этапа в развитии нынешней политической системы и, возможно, признак уже начавшегося её окостенения.
   В любом случае система, в которой центр слишком зависит от регионов, - это совсем не то, что нужно Кремлю. Ему нужна именно псевдодоминантная система, когда "партия власти" не только получает на выборах 70% голосов, но и полностью управляется из администрации президента. Пока же не удалось добиться ни первого, ни второго. В подавляющем большинстве субъектов Федерации "Единая Россия" не дотягивает до 50%-ной планки, а региональные отделения ЕР зачастую находятся под контролем не столько центра, сколько губернаторов. Ни у кого, например, нет сомнений, что в Москве "единороссы" всецело подчиняются Ю.Лужкову, в Татарстане - М.Шаймиеву, в Екатеринбургской области - Э.Росселю и т.д.; лишь там, где губернатор - не более чем пешка, назначенная Кремлём, местная "партия власти" послушна только президентской администрации.
   Но ещё более важным, скорее всего, явилось то обстоятельство, что за пределами влияния власти по-прежнему остаётся добрая половина избирателей (а в большинстве регионов и того больше). Именно на этой части электорального поля и пасутся популисты, чьи позиции правящая бюрократия, вразрез с собственным интересом, укрепляет политикой отсечения власти от общества. Кремль уже не раз пытался освоить эту "целину" и, казалось бы, достиг определённых успехов. Созданные при его участии партийные образования заметно потеснили на выборах давних противников "партии власти" - коммунистов. Но успехи эти были основаны на таланте симулякров обливать грязью конкурентов, который рано или поздно не мог не обратиться против "Единой России". В какой-то момент симулякры, начав всерьёз гвоздить "партию власти", из оппозиции имитационной превратились в оппозицию всамделешнюю - такая история произошла, в частности, с "Родиной" и Российской партией пенсионеров. Найти на них управу оказалось достаточно просто - по принципу "я тебя породил, я тебя и убью", - однако важен сухой остаток: популистское поле по-прежнему дикое, целина непокорённая.
   Можно было, конечно, сделать вид, что непокорённых земель не существует - есть только та территория, которую успели обжить "единороссы". На создание подобного впечатления и были направлены отмена графы "против всех" в бюллетенях для голосования, а также запрет на создание избирательных блоков - сначала формальных, а затем и реальных (в рамках одной партии). Дикое поле хоть никуда и не делось, но занять его уже некому: новым игрокам поставлен заслон, а для укрощения старых наготове послушные избиркомы и карманные суды; если же избиратели не захотят голосовать за имеющиеся партии, то об этом просто никто не узнает.
   Однако такая система тоже не имеет ничего общего с реальным доминированием: доминирование - это когда везде, а не среди тех 30% россиян, которые ещё ходят на выборы. Похоже, власть признала наличие дикого поля как данности и принялась изыскивать пути его освоения. Объявленное прошедшим летом объединение трёх партий - Российской партии жизни, Российской партии пенсионеров и "Родины" - можно рассматривать как очередную попытку продвинуться в этом направлении. Раз уж экспансия "Единой России" выдохлась, значит, нужно создавать ручную оппозицию, которая отбивала бы голоса у "диких" оппозиционеров и даже потявкивала бы на "партию власти", но ни в коем случае не повышала голос на верховную власть, как посягнули "родинцы" и "пенсионеры".
   Велик соблазн спрогнозировать, что у Кремля опять ничего не выйдет. РПП и "Родине" тоже предназначалась роль ручной оппозиции, но как только у власти возникли неприятности с монетизацией льгот, симулякры перестали слушаться хозяина: ведь если хочешь оседлать протестный электорат, то протестовать надо как следует, иначе никто тебе не поверит. Вот и на прошедших осенью 2006 г. выборах во главе списка Российской партии жизни в Свердловской области были поставлены популярные в регионе Е.Ройзман и А.Новиков, с такой яростью клеймившие "Единую Россию" и стоящих за нею местных чиновников, что "Родине" и РПП даже в лучшие времена было до них далеко. Где гарантии, что эти люди окажутся более управляемы, чем Д.Рогозин и В.Гартунг, и не сорвутся с поводка?
   Впрочем, в последние годы Кремлю удавалось слишком многое из того, что казалось немыслимым в 1990-е гг. Так что было бы опрометчиво исключать его удачу и на этот раз. Возникает вопрос: если всё пойдёт как задумывалось, какую партийную систему мы получим на выходе? Надо полагать, похожую на гегемонистскую - вроде тех, что в 1950-80-е гг. установились в странах т.н. народной демократии: по форме - многопартийность, по содержанию - однопартийный режим, где все властные рычаги сосредоточены в руках партии-гегемона. Но именно похожую, а не ту же самую. Если сегодня мы имеем псевдодоминантную систему, то в случае успешной реализации проекта "РПЖ-РПП-"Родина"" получим систему псевдогегемонистскую. Реальная власть всё равно останется у беспартийной бюрократии, а партии - как псевдоправящая, так и псевдоппозиционная - продолжат играть роль декорации, единственная задача которой - придать пристойный вид полуавторитарному, полуплебисцитарному режиму. В подобной ситуации неважно, какую систему имитирует декорация - доминантную, гегемонистскую... Да хоть бы и двухпартийную: пусть эти две партии меняют друг друга в качестве псевдоправящих, суть дела не изменится.
   Хотя в случае имитации двухпартийности конкуренция, поначалу тоже вполне имитационная, легко может стать настоящей. Ведь уже сегодня Российская партия жизни сплошь и рядом принимает в свои ряды перебежчиков из "Единой России" - тех, кто когда-то ввязался в борьбу за посты внутри "партии власти", а проиграв, был с позором из неё изгнан. Таких изгоев по стране пруд пруди, им только дай сигнал - они с готовностью встанут в ряды "новой оппозиции" и вполне искренне кинутся воевать со своими обидчиками. А там недалеко и до раскола - наподобие того, какой "партия власти" переживала с осени 1998 г. по весну 2001-го, будучи разделённой на партии начальства регионального ("Отечество - Вся Россия") и начальства федерального ("Единство"). Понятно, что нынешняя власть такого раскола не допустит, но лишь до тех пор, пока крепки её позиции, а как только они пошатнутся, во всеобщем развале не уцелеет ни псевдоправящая, ни псевдооппозиционная партии.

1. Укрощение методом стерилизации:
метаморфозы российского популизма

   Слабая оппозиция - следствие слабости общества. Оппозиция, грозная на словах, но готовая к полюбовному сговору с властью на деле, - порождение такого состояния общества, когда население не любит власть и винит её во всех своих бедах, но при этом только от неё и ждёт поддержки. В этих условиях оппозиции глупо лезть на рожон: избиратель не давал на это санкции, он просто просил постращать власть, чтоб та была подобрее к населению.
   То, что при наружной дерзости современная российская оппозиция (особенно популистская) трусовата, давно уже стало общим местом. Может быть, это и хорошо. Не хватало ещё, чтобы нынешние популисты были воинственными - как в начале ХХ века: второго 1917-го наша страна не переживёт. В этом свете попытки власти заменить какую-никакую, а реальную оппозицию другой - выращенной в пробирке - выглядят странноватыми.
   Хорошо ещё, что Кремль, судя по всему, оставил планы вытеснить с политического поля Компартию РФ. На самом деле это весьма удобный для него оппонент, в спарринге с которым можно не опасаться случайного нокаутирующего удара. Да какое там - этот боксёр и на ногах-то держится, лишь пока не прихватило сердце. Зато ему не отказать в упорстве - выходит на каждый поединок, заученно тычет ослабелыми руками в перчатки противника, исправно получает дежурную порцию оплеух, после чего возвращается в свой угол, чтобы в очередной раз выслушать: "Проиграл по очкам". В общем честно отрабатывает пайку. КПРФ крепче, чем цепями, прикована к своему базовому электорату, живущему исключительно прошлым. Это "ядро" ещё способно обеспечить коммунистам "партминимум" в 7% голосов, необходимый для прохождения в Госдуму и региональные парламенты. Но оно же камнем виснет у КПРФ на шее, лишая её пространства для манёвра и заставляя молиться на старых идолов. Поэтому кто как не Компартия - идеальный претендент на роль любимого врага Кремля?
   Сами коммунисты, правда, категорически не согласны с таким предположением. В начале августа лидер КПРФ Г.Зюганов гневно отверг подобного рода "домыслы": "Если, как утверждают прорежимные СМИ, КПРФ - это такая "удобная для власти оппозиция", то зачем тратится море денег на всевозможные провокации против партии? ...Говорят: если бы очень хотели уничтожить КПРФ, то вас бы просто развалили, не зарегистрировали. Но ведь при этом почему-то не замечают, что власти постоянно именно это и пытались сделать. Например, с помощью шайки Семигина хотели угнать партию. Кабель перерубили во время Х съезда - пришлось доклад при фонарях читать... Против "удобной" партии ведут такую работу? Мои финансовые документы проверяли 10 раз через лупу. За прошлый год надзорные органы трижды прошерстили все партийные комитеты".2
   Геннадий Андреевич путает понятия "любимый враг" и "любимый друг". Любимого друга при встрече обнимают и ведут в гости кормить борщом; любимого врага сбивают с ног, а потом долго и с удовольствием мутузят. Единственное отличие любимого врага от нелюбимого состоит в том, что последний может дать сдачи. Любимого врага за то и любят, что он слабый. Разумеется, спуску коммунистам никто давать не собирается, однако творить над ними то, что вытворяли осенью 2005 г. - весной 2006 г. с "Родиной" и "пенсионерами", снимая тех с выборов в одном регионе за другим, - до этого пока не дошло. И не потому, что не к чему придраться - придраться всегда есть к чему. Просто убрать КПРФ с выборов - значит пошатнуть основу всей политической системы. Компартия едва ли не единственная организация, чей статус - реальной, а не бумажной партии - не берутся оспаривать ни её оппоненты, ни власть. Если в следующий раз она не сумеет преодолеть 7%-ный барьер, никто не заплачет. Но снимать с выборов, как зарвавшегося симулякра, либо отнимать регистрацию - это уже чересчур; это означает перейти от системы, в которой оппозиционные партии всего лишь дискриминируются, к системе, где они ликвидируются. К этому не готова сама власть - и в этом проявление её остаточной жизнеспособности.
   КПРФ нужна режиму именно как любимый противник - чтобы было на ком ставить удар, чтобы не расслабиться, не потерять спортивную форму, чтобы не оторваться окончательно от реальности. Насильственное изгнание Компартии из политической жизни было бы свидетельством полного окостенения системы и предвестием её скорого конца. И счастье коммунистов, что власть это пока понимает.
   Вместе с тем КПРФ надо отдать должное: она показала способность противостоять жёсткому административному прессингу. В середине 2004 г. её и в самом деле пытались расколоть, лишить регистрации, и то, что она устояла, в то время как созданная "раскольниками" Всероссийская компартия будущего канула в Лету, не может не вызывать уважения. Да, Компартии не привыкать торговаться и идти на компромиссы с властью, но, несмотря на это, она остаётся самостоятельным субъектом политики, преследующим собственные, а не чужие цели.
   Её вчерашние конкуренты на популистском поле - "Родина" и Российская партия пенсионеров - оказались на поверку куда хлипче. Удивительно, насколько легко этих лихих скакунов, ещё вчера норовивших лягнуть если не верховную власть, то как минимум правительство и "Единую Россию", удалось охомутать, заставив объединиться с Российской партией жизни. Ни РПП, ни "Родине" такое объединение невыгодно - они и поодиночке, эксплуатируя инерцию уже сформировавшегося имиджа, прекрасно вписались бы в сложившуюся расстановку сил. От слияния безусловно выигрывает только один участник нового проекта - РПЖ, остальные столь же безусловно проигрывают. Новая партия и по степени своей зависимости, и по невразумительности политического лица будет точной копией Партии жизни.
   Фактически и РПП, и "Родина" добровольно согласились на стерилизацию. Возможно, в этом и состояла часть кремлёвского плана. Соберёт ли новая партия богатый урожай на электоральном поле, ещё неизвестно, но вот чего удалось добиться без сомнения, так это унижения выскочек, осмелившихся предпринять побег из курятника. Не простого удаления их с политической сцены, а именно публичной казни. Тем самым Кремль осуществил давно лелеемую месть за прошлые обиды.
   С Российской партией пенсионеров всё понятно - ничем особенным она никогда не отличалась. Самая заметная фигура в РПП - экс-лидер партии В.Гартунг - может быть, что-то собой и представлял в пределах Челябинской области, но на политика федерального уровня явно не тянул. Удача и авантюризм позволили ему слегка приподняться, но везение быстро кончилось. Остальные члены руководства РПП, включая нынешнего председателя И.Зотова, - полные политические нули. С Партией пенсионеров можно было делать что угодно - сгибать в бараний рог, сажать в печку, - сопротивляться Кремлю она была не в состоянии.
   Другое дело "Родина". В своё время она собрала внушительный актив по всей России; её ряды пополнили многие выходцы из либеральных, левых и национал-патриотических партий, да и просто яркие личности регионального масштаба - например бывший сопредседатель Российской партии труда О.Шеин, бывший зампред ПНВ "Народная воля" Н.Павлов или экс-руководительница орловской "Опоры России" М.Ивашина. Уж они-то, казалось бы, должны были восстать против унижения партии. Но нет, желание во что бы то ни стало остаться в политике оказалось сильнее гордости. Единственный, кто набрался храбрости выступить против "объединения с чуждыми [партии] …силами"3, был новообращённый активист Движения против нелегальной администрации депутат Госдумы А.Савельев. Но и его стенания - "Зачем же мы пошли на такую жертву, как отставка Дмитрия Рогозина? Зачем мы согласились сместить нашего лидера, если партия всё равно идёт под нож? Не лучше ли было тогда сражаться до конца - пусть и трагического?"4 - остались гласом вопиющего в пустыне. Его призывам не объединяться с "чуждыми силами" последовали считанные единицы "родинцев", тогда как основная масса партийцев предпочла спрятать свою гордость подальше.
   По сравнению с "молодыми" популистами КПРФ выглядит достойнее хотя бы потому, что коммунисты сумели отстоять своё право самим решать свои дела. С предложением поменять руководство президентская администрация к Компартии даже не сунулась, зная, каким будет ответ. Да, Кремлю удалось заметно её ослабить, но не стерилизовать - в отличие от "Родины" и РПП.
   Тот же метод - укрощение посредством стерилизации - был применён и к В.Жириновскому. В конце июня все центральные СМИ облетела весть, что лидер ЛДПР чудесным образом разыскал в Израиле могилу своего отца Вольфа Эдельштейна. Телеканалы наперебой демонстрировали плачущего Владимира Вольфовича. Зрелище трогательное, но возникает вопрос: отчего бы лидеру ЛДПР, неизменно отрицавшему принадлежность к соответствующей национальности, вдруг понадобилось выносить на публику подробности своей частной жизни, опровергающие прежние утверждения? Ответ может быть только один - это понадобилось не ему. То, что В.Жириновский, при всей своей крикливости, полностью лоялен власти, известно даже младенцу. Тем не менее на всякий случай решили стерилизовать и его, настоятельно порекомендовав лидеру ЛДПР обнародовать "порочащие данные" - видимо, для того, чтобы партия не смогла оседлать националистическую волну: какой же русский националист признает лидером полуеврея!
   Представляется, однако, что этот расчёт выстроен на зыбком основании. Ксенофобия и антисемитизм, непременные атрибуты национализма, - чувства иррациональные, базирующиеся на эмоциональном противопоставлении своих и чужих. Антисемит не еврея считает чужим, а чужого - евреем. Умилительно, но антисемит способен с пеной у рта доказывать "еврейство" Б.Ельцина, А.Яковлева и Ю.Лужкова, но запросто обойти вниманием еврейское происхождение покойного генерала Л.Рохлина. Потому что первые трое - чужие, а Рохлин - свой. То же самое может произойти и с Жириновским. Стихийным русским националистам в общем-то глубоко наплевать на то, кем был папа Владимира Вольфовича; главное что сам он - свой. Недаром в ближайшем окружении лидера ЛДПР до последнего времени регулярно мелькала фигура депутата Госдумы Н.Курьяновича, весьма симпатизирующего радикальному русскому национализму - будь то Движение против нелегальной иммиграции, Славянский союз или Национально-державная партия России. Уж он-то об этнических корнях своего вождя был осведомлён прекрасно и никогда не делал из этого проблемы.
   В любом случае, независимо от того, насколько эффективной окажется стерилизация оппозиции, власти не следует питать иллюзии по поводу возможности охватить своим контролем "дикое поле" популизма. Можно приручить некоторых степных животных, но никак не саму степь. Дикость останется дикостью и при первой же оказии вырвется наружу, как, например, в Кондопоге. Можно бороться с институциализацией этой дикости, стерилизуя популистов, но если одновременно поощрять стихийные всплески ксенофобии, то все усилия уйдут в песок. Борьба с националистическими организациями без жёсткой борьбы с любыми проявлениями национализма во всех сферах общественной жизни - это лечение симптомов, а не болезни. Стоило разразиться кондопожским погромам, и на второй день там появились активисты маргинального Движения против нелегальной иммиграции, а на третий день ДПНИ перестало быть маргинальным, обретя всероссийскую известность.
   Жутковато представить, что произойдёт, когда система вступит в фазу глубокого кризиса. Сейчас у власти ещё есть силы блокировать организованную деятельность радикальных националистов; справиться с ними государству относительно легко - в силу люмпенской природы националистического движения. Но может статься, что государственные институты ослабеют настолько, что не смогут сдерживать уже никого - как это было в начале 1990-х. И будет ли кому организовать сопротивление - большой вопрос.

2. Билеты для провожающих.
Унылые будни либеральной платформы

   В июле 2006 г. произошло событие, весьма наглядно иллюстрирующее ситуацию на либеральном фланге политического спектра. Правозащитники из Всероссийского гражданского конгресса решили - в пику форуму "официальной общественности", приуроченному к саммиту "большой восьмёрки", - провести форум "Другая Россия", пригласив к участию в нём представителей всех оппозиционных организаций. "Родина", чьё руководство к тому времени думало только о том, как бы не рассердить власть, от приглашения отказалась - более того, из партии был оперативно исключён руководитель Института проблем глобализации М.Делягин, согласившийся поучаствовать в "Другой России". Отказом ответила и КПРФ, в планы которой, видимо, не входило ни лишний раз ссориться с Кремлём, ни повышать своим присутствием авторитет мероприятия.
   Однако приглашение отклонили и либералы из Союза правых сил и "Яблока", а лидер микроскопического, но очень радикального Демсоюза В.Новодворская даже выступила с весьма красноречиво озаглавленным заявлением - ""Другая Россия" может стать хуже путинской"5. Либералам крайне не понравилось предполагаемое участие в форуме лидеров Национал-большевистской партии и "Трудовой России" Э.Лимонова и В.Анпилова, а также представителей радикально-коммунистического "Авангарда красной молодёжи". "Если организаторы конференции считают, что фашизм и коммунизм самого зверского сталинского разлива должны конкурировать на равных с демократическими силами в борьбе за власть в России, то они занимаются легитимацией и моральной поддержкой таких организаций, что ведёт Россию не к "оранжевому майдану", а к "красному октябрю""6, - указала лидер ДС, с чем без возражений солидаризовались руководители СПС и "Яблока".
   И если в искренности В.Новодворской организаторы "Другой России" не сомневались, то о мотивах, двигавших "респектабельными" либеральными партиями, они отозвались весьма саркастически. Так, сопредседатель ВГК Г.Каспаров прямо объяснил отказ СПС нежеланием "правых" заполучить проблемы с перерегистрацией партии.7
   Как ни прискорбно, но это тот самый случай, когда правы обе стороны. Мероприятие проводилось под вполне демократическими и даже либеральными лозунгами - "От России чиновников - к России граждан", "От России беззакония - к России права", "От России отсталости - к России процветания" и "От России авторитарной - к России свободной"8. И левые радикалы согласились под ними подписаться - стало быть, голова относительно того, как совместить эти лозунги с положениями своих партийных программ, должна болеть у них, а не у их оппонентов. Если левые готовы бороться за демократию, что ж - добро пожаловать: конечно, разногласия, причём самого острого свойства, никуда не денутся, но сейчас лишний солдат в окопе не помешает. Так?
   Не совсем. Дело даже не в том, что не худо бы помнить уроки истории: в годы первой российской революции (1905-07 гг.) кадеты тоже заявляли, что у них нет врагов слева, но они пожалели об этом уже к московскому декабрьскому восстанию, а в 1917 г. именно КДП-ПНС большевики объявили своим главным врагом. Так что пригревать на груди змею только потому, что она шипит на твоего недруга, - не самый разумный поступок.
   Дело скорее в том, что никому ещё не удалось опровергнуть справедливость пословицы "С кем поведёшься, от того и наберёшься". Любой союз, даже тактический, предполагает какие-то компромиссы, причём обоюдные. Договаривающиеся стороны пытаются приспособиться друг к другу, выработать общий язык - и нередко, сами того не осознавая, усваивают словечки из совершенно чуждого лексикона. Кроме того, придя к соглашению, участники компромисса как бы заключают пакт о взаимном отказе от критики - даже в тех вопросах, по которым единство между ними в принципе невозможно. И если одна из сторон начнёт проповедовать свои специфические взгляды, остальные деликатно промолчат, не желая ставить под угрозу дальнейшее существование коалиции, но тем самым давая повод воспринять эти взгляды как изложение общей позиции. В итоге получается, что самый несдержанный на язык (или самый бессовестный) навязывает временным союзникам собственную политическую линию.
   Разумеется, рано или поздно не контролирующему себя "союзнику" ставят ультиматум: держи себя в рамках или коалиции конец. Но, как правило, этот самый конец наступает сразу после ультиматума. Распад же коалиции наносит её участникам такой ущерб, который не может быть компенсирован ничем. Именно поэтому в политические блоки, даже чисто тактические, не принято звать представителей противоположного полюса идеологического спектра - возможные доходы перекрываются неминуемыми убытками.
   Плоды тактического компромисса с идейными оппонентами, достигнутого в ходе проведения "Другой России", созрели довольно быстро. В июле участники форума подписали заявление, где чётко очертили круг стоящих перед ними задач: "восстановить гражданский контроль над властью", "вернуться к принципам федерализма и разделения властей", "восстановить социальную функцию государства, местное самоуправление и независимость СМИ", "обеспечить безопасность граждан (в том числе и от представителей власти) и их права на судебную защиту (в первую очередь - от произвола властей)", "избавить страну от приступов шовинизма, расизма и ксенофобии, от воровства чиновников и разграбления ими национальных богатств".9 И уже в начале октября В.Анпилов выдвигает предложения, касающиеся экономической платформы "Другой России", великодушно ограничиваясь лишь двумя обязательными требованиями: 1) "национализация топливно-энергетического комплекса, водного, железнодорожного, воздушного транспорта и банков"; 2) "восстановление на основе национализации важнейших социальных завоеваний народов России - бесплатного образования всех уровней, бесплатного качественного здравоохранения, гарантированного государством жилья, а также возвращение внутреннего государственного долга по трудовым вкладам населения в сберкассы плюс восстановление покупательной способности пенсий, заработка и стипендий на дореформенном уровне".10 Скромненько, но со вкусом: в двух пунктах чуть ли не вся экономическая программа коммунистов. И что же ответили союзники? Промолчали - глава Объединённого гражданского фронта Г.Каспаров опубликовал статью В.Анпилова на своём сайте без каких-либо комментариев.
   Впрочем, стоит ли удивляться? Обещание полной компенсации "сгоревших" в Сбербанке вкладов11 присутствует и в программе ОГФ, причём принят этот документ задолго до проведения "Другой России". А значит, ещё до контактов с НБП и "Трудовой Россией" каспаровцы были готовы поддержать невыполнимые требования ради расширения круга союзников.
   С другой стороны, отказ СПС и "Яблока" брататься с "трудороссами" и нацболами, скорее всего, и впрямь объясняется не брезгливостью или дальновидностью, а боязнью поссориться с Кремлём, который своим обращением с "Родиной" и Российской партией пенсионеров недвусмысленно дал понять, что не потерпит на политическом поле тех, кто нарушает установленные им "правила". В ходе перерегистрации и "правые", и "яблочники" балансировали буквально на грани. Обе партии не без труда подтвердили наличие в своих рядах минимально необходимого числа членов: "Яблоко" - 55 310 человек в 77 региональных отделениях12, СПС - 56 872 в 84 РО13. Причём обнаруженный в уставе РОДПЯ пункт о зарегистрированных и незарегистрированных членах впоследствии послужил причиной для снятия списка партии с выборов в парламент Карелии, а председатель ЦИК А.Вешняков уже предупредил "яблочников" о связанных с этим проблемах на думских выборах.14
   Это КПРФ может позволить себе роскошь полировать списки своих членов, не оставляя Росрегистрации ни сучка ни задоринки, к которым можно придраться. Либералам не до жиру, поэтому им опасно дружить с теми, кто с властью не дружит.
   Отказ СПС и "Яблока" от участия в "Другой России" - своего рода плата за билет на продолжение официальной политической жизни. Правда, они не понимают (или делают вид, что не понимают), что эти билеты не на поезд, а только на перрон. Это билеты для провожающих. В поезде места давно заняты. Можно, конечно, попытаться вскочить на подножку - многие так и делают. Однако ни "правым", ни "яблочникам" не хватит для этого ни сил, ни смелости.
   Беда не в том, что СПС и "Яблоко" не приняли участия в малопредставительным форуме маргинальной оппозиции, беда в том, что они сделали это по трусости, закамуфлировав её ссылкой на уважительные причины. Страх, овладевший обеими либеральными партиями, сродни страху стариков, заставляющему их цепенеть перед малейшей угрозой для истекающей жизни. Эта слабость в коленках резко контрастирует с жёсткой оппозиционностью программных документов СПС и "Яблока", и такое сочетание фактически предопределяет проигрыш либералов: кто же будет голосовать за брюзжащих, но немощных стариков, до смерти боящихся любого противника, а пуще всего - власти, по поводу которой они больше всего и брюзжат.
   При этом, ведя себя так, будто не сегодня-завтра помрут, СПС и "Яблоко" строят грандиозные планы на будущее - в частности, новая программа "правых" простирается до 2017 года. Но чтобы дожить до этого времени, необходимо проявить недюжинную активность и способность применяться к обстоятельствам, поскольку нет никакой гарантии, что обкатанные технологии сохранят свою эффективность.
   Так, Союз правых сил, готовя "ребрэндинг", т.е. смену названия и руководства вкупе со слиянием с рядом других партий (республиканцы, "Развитие предпринимательства"), по сути, пытается повторить удачный опыт 1999 г., когда "Демократический выбор России", объединившись с коллегами по либеральному флангу, трансформировался в СПС. Но то, что сработало тогда, вовсе не обязательно даст аналогичный результат сейчас, в совершенно другой ситуации. В лучшем случае (но именно в лучшем!) обновлённой партии удастся преодолеть 7%-ный барьер, то есть всего лишь удержаться на плаву. О какой-либо экспансии можно забыть.
   Следует, однако, заметить, что СПС выбрал не самый безнадёжный вариант. Куда труднее понять, на что рассчитывает "Яблоко", так упорно держась за свои название, имидж и первых лиц. Попытка сымитировать обновление путём добавления в название слова "объединённая" и создания внутрипартийных фракций вызывает недоумение и жалость. С таким же отчаянием цепляются за своё прошлое, пожалуй, только коммунисты, но у тех хотя бы есть за что цепляться - "Яблоку" же, судя по провалам на последних выборах, уже не за что. Высказанная одним из членов высшего руководства РОДПЯ готовность полностью отказаться от участия в предстоящих региональных и федеральных кампаниях15 - не что иное, как констатация этого грустного факта.
   Надежда на то, что рано или поздно ветер переменится и интерес к либеральным идеям возродится, самих либералов дезориентировать не должна. Интерес, может, и возродится, но к каким именно идеям и в какой форме, неизвестно. А вот что грядущее возрождение вряд ли повлечёт за собой политическую реанимацию героев вчерашних дней - в этом сомнений нет. Остаётся ещё раз подчеркнуть: чтобы не сгинуть с политической сцены, либералам нужно кардинальным образом обновиться, и полумеры их не спасут.
   Но, похоже, они предпочитают жить реалиями прошлых лет. Как показатель устарелости воззрений на цели и суть партийной работы можно расценить увлечение "правых" программным творчеством. Оставим в стороне вопрос, зачем, например, они сочиняют программу на десять лет вперёд, если, по их же словам, всё равно собираются создавать новую партию. Пропустим и во многом справедливую критику М.Соколова, отметившего, что СПС до сих пор живёт надеждами и иллюзиями рубежа 1980-90-х гг.16 (куда в жизни без надежд и иллюзий: они-то и называются идеалами, а с точки зрения мифотворчества все идеалы - социалистические, либеральные, консервативные и пр. - один другого стоят).
   Просто в данном случае интенсивная программная деятельность является суррогатом деятельности политической. Бывают времена, когда партиям действительно приходится брать на себя роль главных проводников того или иного мировоззрения, той или иной идеологии. Но такие времена случаются редко, выпадая, как правило, на переломные эпохи. Когда революции кончаются, на первый план выходит другая задача: убедить голосовать за себя самых разных людей с самыми разными взглядами на жизнь. В таких условиях выработка фундаментальных программных документов - занятие бессмысленное. В частности, поэтому американские партии, о которых в США нередко говорят: "У нас не две партии, а сто" (по числу штатов), никогда не имели детально проработанных программ - обычно их заменяют лаконичные платформы, умещающие на одной странице несколько злободневных лозунгов. А как ещё примирить интересы домохозяек, квакеров, пуэрториканцев, производителей автомобилей, собирателей марок, защитников природы и т.п.?
   Та же ситуация постепенно складывается и у нас. Либералам надо думать не о том, как составить либеральную библию, а о том, что бы такое привлекательное предложить различным сегментам электората (это не значит, что им следует уподобиться популистам и начать размахивать наиболее завлекательными идеями типа стопроцентной компенсации вкладов либо раскулачивания олигархов). Конечно, от хорошей партийной программы нет никакого вреда, кроме пользы. Но эта программа должна быть у либералов в голове, а не на языке. На языке же, т.е. в официальных программных документах, должно быть то, что близко и понятно избирателям, причём каждому своё: автомобилистам нужно говорить об автостраховках и мигалках, профсоюзам - об интересах наёмных работников, работодателям - о защите бизнеса и гарантиях собственности, домохозяйкам - о непреходящей ценности домохозяйства и т.д.
   Соответственно, и сами либеральные партии должны преобразоваться в "зонтичные" структуры, на каждом уровне - федеральном, региональном, местном - блокирующиеся с подходящими союзниками: ассоциациями предпринимателей и автомобилистов, профсоюзами, клубами собаководов и пр. Разумеется, лучше избегать заведомо неприемлемых партнёров, как-то: "советских офицеров", "православных граждан" или "учёных социалистической ориентации". Но в принципе нужно уметь разговаривать со всеми, кто хотя бы в чём-то готов солидаризоваться с либеральным воззрением на суть общественного процесса. По-другому широкие коалиции не создаются, а без них нечего и мечтать об успехе на выборах.
   
   1 См., например, Мелешкина Е.Ю. Доминирование по-русски или мировой феномен? - Политические партии и партийные системы в современном мире. М.: ИНИОН, РАН, 2006. (Серия "Политическая наука", № 1). С. 147, 155-156.
   2 Г.А.Зюганов: "Партию, за которой идут миллионы граждан, - не сломить!". 3 августа 2006 г.
   3 Открытое обращение А.Савельева к активистам партии "Родина". 27 сентября 2006 г.
   4 Там же.
   5 Заявление председателя ЦКС ДС В.Новодворской ""Другая Россия" может стать хуже путинской". 28 июня 2006 г.
   6 Там же.
   7 "Другая Россия" теряет российских участников. - КоммерсантЪ, № 124 (№ 3455), 11 июля 2006 г.
   8 Анонс конференции "Другая Россия". 7 июля 2006 г.
   9 Итоговое заявление участников конференции "Другая Россия". 12 июля 2006 г.
   10 В.Анпилов. Октябрьские тезисы сопротивления.
   11 Программные тезисы Объединённого гражданского фронта, утверждённые на III конференции ОГФ 25 февраля 2006 г.
   12 Пресс-релиз ""Яблоко" прошло проверку Федеральной регистрационной службы". 10 июня 2006 г.
   13 Пресс-релиз "Союз правых сил прошёл проверку Федеральной регистрационной службы". 18 августа 2006 г.
   14 Стенограмма пресс-конференции А.Вешнякова 4 октября 2006 г.
   15 Первый зампред партии "Яблоко" Сергей Иваненко: "Выборы в стране стали только ширмой". - Новые Известия, 10 октября 2006 г.
   16 Максим Соколов. Все кузни обошёл, а некован воротился. - Эксперт, № 36 (530), 2 октября 2006 г.

Юрий Коргунюк,
главный редактор
бюллетеня "Партинформ"

(опубликовано в "Полития", № 2 (41), лето 2006 г.)

Прочие работы Ю.Коргунюка


Издатель - Фонд ИНДЕМ
Главный редактор - Юрий Коргунюк 
101000  Москва,
Б.Златоустинский пер., 8/7, комн. 5. 
                     Тел./факс: (495) 624-3297
                     


БАЗА ДАННЫХ - ПАРТАРХИВ
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА  / ПАРТИЙНЫЕ НОВОСТИ   / МАТЕРИАЛ ПОСЛЕДНЕГО НОМЕРА  / КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА  / КАЖДЫЙ 4'й НОМЕР / КНИГА "РОССИЙСКАЯ МНОГОПАРТИЙНОСТЬ" / ПОДПИСКА  / КОЛЛЕКЦИЯ ССЫЛОК  / ГОСТЕВАЯ КНИГА