Политические партии России в конце лета - осенью 2001 г.
Конец лета - осень 2001 г. были отмечены развитием наметившихся ранее тенденций: интенсивная структуризация центра; дальнейшая маргинализация левых; определенные кризисные явления на правом фланге.
Консолидация центра выразилась как в окончательном слиянии "Единства" и "Отечества", так и в изменении схемы отношений исполнительной власти и Думы. Если прежде администрация президента и правительство лавировали между основными думскими силами, главным образом - левыми и центристами, то теперь, похоже, контакты с коммунистами и аграриями решено свернуть и сосредоточиться на работе с "естественными" союзниками - "Единством", ОВР, "Регионами России" и "Народным депутатом". Характерно, что методы работы с думцами остались при этом прежними, мало напоминающими взаимодействие правящей коалиции и пользующегося ее поддержкой кабинета. Как и раньше, депутаты-центристы чувствуют себя в первую очередь лоббистами определенных "групп интересов" и лезут из кожи вон, чтобы выбить из правительства как можно больше средств на поддержку тех или иных отраслей, регионов, хозяйствующих субъектов, а правительство фактически покупает их поддержку, яростно торгуясь за каждый грош. Иными словами, налицо старая добрая тактика современного российского парламентаризма, мало зависящая от того, какой политической маской прикрываются лоббисты - оппозиционной "народно-патриотической" или лояльной центристской. И те, и другие ведут себя во власти одинаково - не как хозяева, а как постояльцы, главная задача которых - выжать все возможное из свалившихся на них полномочий, пока те не отняли. Истинным хозяином в их глазах по-прежнему остается исполнительная власть - на нее они привычно переваливают ответственность за состояние дел в стране, вспоминая о своем статусе власти законодательной только тогда, когда наступает время делить пирог. От такого парламентского большинства до полноценной правящей коалиции - дистанция огромного размера.
Ситуацию, когда правительство вынуждено общаться с депутатами, считающимися его парламентской опорой, посредством лоббистских механизмов, конечно, трудно признать нормальной. Забавно, однако, слышать подобные упреки от, скажем, лидера Агропромышленной депутатской группы Н.Харитонова. Тот обвинил исполнительную власть в "сговоре" с центристскими фракциями, каковой сговор, по его словам, заключился в том, что центристам в обмен на поддержку бюджета в третьем чтении было гарантировано выделение дополнительных средств на финансирование ряда территорий. Лидер фракции "Единство", а также Координационного совета центристских объединений В.Пехтин вполне резонно возразил на это, что в данном случае имела место нормальная парламентская практика (хотя правильнее было бы сказать "нормальная лоббистская"). В.Пехтин мог бы еще напомнить, что в Госдуме второго созыва Н.Харитонов отнюдь не возражал против аналогичных "сговоров" - вероятно в силу собственного в них активного участия, хотя с политической точки зрения поддержка "народными патриотами" "антинародных" бюджетов в обмен на субсидии выглядит куда более сомнительной. В случае с центристами сомнительность сделки заключается в том, что правительство они поддерживают не "по любви", а по формуле "утром деньги, вечером стулья", в случае же с аграриями и коммунистами - в том, что такая поддержка вообще оказывается.
1. Либералы
Кризисные явления на правом фланге нельзя считать ни чем-то ненормальным, ни однозначно негативным. Бывают кризисы и кризисы - роста и упадка. Природа переживаемого отечественными либералами - предмет отдельного разговора.
Кризис ведущих либеральных объединений - СПС и "Яблока" - вызван не в появлением конкурентов, претендующих на ту же электоральную нишу. В самом деле, какие конкуренты из "Либеральной России" или "обновленной" ДПР? Лидерами и той, и другой движут одни лишь неудовлетворенные амбиции. Просто первые обряжают эту неудовлетворенность в яркие идеологические одежды, а вторые демонстрируют ее в "натуральном" виде.
Стремление "Либеральной России" представить себя единственной реальной политической оппозицией до боли напоминает объявленный в начале 1992 г. парламентской фракцией "Радикальные демократы" (во главе с тем же С.Юшенковым) переход в либеральную оппозицию "правительству Ельцина-Гайдара". Тогда, ощутив себя вытесненными на обочину политического процесса, "Радикальные демократы" попытались таким образом, если прибегнуть к современному политологическому новоязу, "проартикулировать свою политическую идентичность". Однако вскоре вспыхнуло противостояние между президентом и Съездом народных депутатов, и "радикал-демократы", целиком отдавшиеся этой борьбе, оставили всякие мысли об оппозиционности. Сегодня у "Либеральной России" нет ни единого шанса отвоевать в политическом процессе то место, которое ее лидеры почитают достойным себя. Оставаться в рядах Союза правых сил на положении сержантов и младших офицеров они не захотели, а генеральские должности им уже никогда и нигде не предложат - отсюда их суетливость, отсюда хватание за любую соломинку, лишь бы удержаться на плаву. Однако, сочтя, что нашли такую соломинку в лице Б.Березовского, "либероссы" сильно обманулись - это отнюдь не соломинка, а камень на шею, плавание в компании с которым возможно только в одном направлении - ко дну. К тому же подоплека внезапной обоюдной приязни настолько очевидна, что ее следовало бы как можно дальше прятать, а не выставлять напоказ. Конечно, никто не кинет в партию камень за желание оказать маленькую услугу спонсору (неважно, реальному или потенциальному), но принимать его в свои ряды, да еще делать членом партийного руководства - значит приносить своего рода вассальную клятву, что плохо совместимо с претензиями на роль независимой политической силы.
За "обновлением" ДПР можно сколь угодно обоснованно усматривать намерение президентской администрации соорудить некое пугало для "правых" - на случай их чрезмерной строптивости. Однако нельзя не принять во внимание и того обстоятельства, что не будь со стороны М.Прусака горячего желания любым путем выбиться в федеральные лидеры, ничего из этого проекта не вышло бы. Впрочем, вышло ли - еще большой вопрос. С приходом новгородского губернатора к лидерству в позабытой всеми Демократической партии России, давно превратившейся в заурядную пиар-контору, готовую за скромную мзду обслуживать чьи угодно избирательные кампании, на российской политической сцене просто стало одной клиентелой больше. Все это позавчерашний день российской партийной политики. Кого М.Прусак собирается переманивать под свои знамена - совершенно непонятно. Для избирателя любого рода он как был, так и остается рядовым губернатором, очень желающим стать президентом. Чтобы завоевать симпатии либералов, этого мало - надо доказать свою способность быть не столько чиновником, сколько адвокатом. А в борьбе за начальстволюбивый электорат у М.Прусака слишком много конкурентов, и единственный уголок России, где победа ему гарантирована, - это маленькая Новгородская область.
Короче говоря, кризис СПС и "Яблока" обусловлен отнюдь не внешними, а сугубо внутренними причинами.
Кризисные явления в СПС объясняются прежде всего состоянием его перехода из организации преимущественно интеллигентской в преимущественно буржуазную. Разумеется, этот процесс не может не сопровождаться конфликтами. В ходе преобразования в партию от Союза правых сил перманентно отшелушевывались части его интеллигентского крыла ("Либеральная Россия" - один из последних случаев), и до сих пор некоторые представители региональных организаций (в частности, В.Райфикешт, Алтайский край) протестуют против позиционирования СПС как буржуазной партии. По их мнению, "правые" должны обращаться за поддержкой к большинству населения, а не только к буржуазии. Надо сказать, что здесь проявилось довольно типичное и широко распространенное заблуждение - будто буржуазные партии апеллируют только к буржуазии. Однако партий, которые не апеллирует к большинству населения, практически не существует - именно поэтому их самоопределениям свойственна та или иная степень универсальности (республиканская, демократическая, консервативная, либеральная, социал-демократическая и пр.). Но в своей борьбе за электорат партии в любом случае должны опираться на некое активное меньшинство. И их главная задача - убедить избирателей, что отстаиваемые этим меньшинством ценности наиболее соответствуют интересам страны в целом, а следовательно, и большинства населения тоже. От того факта, что в нынешней России "правые" (либералы) могут опереться только на буржуазию (включая ее самые широкие слои, в том числе т.н. "средний класс"), не деться никуда. Выбрать опорой "чистую" интеллигенцию (как это было на рубеже 80-90-х гг.) значит повиснуть в воздухе: перебраться через 5%-ный барьер еще можно, но добиться чего-то большего - вряд ли. Понятно, что в Алтайском крае, где бизнес представлен в основном "красными директорами", буржуазии, даже включая фермеров и мелких предпринимателей, не особенно густо, но наивно надеяться, что, "маскируя свою классовую сущность", либералам удастся переманить избирателей, традиционно голосующих за А.Сурикова, коммунистов и аграриев. Покуда избиратель пугливо вздрагивает при звуке слов "буржуазия", "бизнесмен", "предприниматель", он будет продолжать шарахаться и от имен "Гайдар", "Чубайс", "Немцов" и пр. Это не значит, конечно, что в разговоре с избирателями "правые" должны бравировать буржуазным характером своих ценностей - напротив, они должны всячески подчеркивать их общезначимость, полезность именно для большинства населения. Но и страшиться обвинений в буржуазности вряд ли стоит. В конце концов, у России небогатый выбор: или она станет буржуазной страной, страной свободных и самостоятельных граждан, или останется страной чиновничьей, страной начальников и подчиненных, покровителей и клиентов.
Впрочем, в регионах, где буржуазная составляющая еще очень слаба, особых противоречий в организациях СПС пока не наблюдается - видимо, все впереди. Спокойно и там, где после 1991-93 гг. у либералов практически не осталось сторонников - здесь организации почти полностью формируются из представителей "новой волны", как правило, выходцев из предпринимательских кругов. Зато на редкость острые конфликты всколыхнули те отделения, где достаточно сильную конкуренцию политикам "новой волны" оказались способны составить демократы "первого призыва".
Характерный пример - Санкт-Петербургская организация СПС. Она и раньше не отличалась особым единством. Недаром во главе нее - с целью сглаживания внутренних разногласий - постоянно ставили эмиссаров центра - сначала И.Хакамаду, затем гендиректора "Ленэнерго" А.Лихачева. Не помогло. Скандал, разразившийся на октябрьском собрании СПбРО СПС, вышел за все мыслимые пределы: вместо рекомендованного центральным руководством демократа "первой волны" М.Толстого руководителем организации был избран предприниматель Э.Сергеев. Казалось бы, вполне естественная ситуация - политики нового поколения приходят на смену рефлексирующим интеллигентам. Загвоздка, однако, в том, что предприниматели как таковые очень редко возглавляют буржуазные партии. Для этого у них, как правило, нет ни времени, ни соответствующих навыков - ведь во главе партии нужно заниматься представительством чужих, а не собственных интересов. Поэтому в руководстве буржуазных партий так мало бизнесменов, и так много представителей другой, более подходящей профессии - адвокатов, юристов. Если же предприниматель во что бы то ни стало стремится возглавить политическую организацию, то скорее всего его к этому побуждают не общеполитические и даже не общекорпоративные, а некие личные соображения. Весьма велика поэтому вероятность, что он попытается превратить партию в орудие достижения собственных целей, то есть, попросту, в клиентелу. О том, что с питерской организацией произошел именно описываемый случай, свидетельствует то единодушие, с каким демократы "первой волны", да и не только они, отвергли кандидатуру Э.Сергеева. Судя по всему, их оттолкнула не только неоднозначная репутация гендиректора рыбного порта, но и методы, которыми он добился победы. Э.Сергеев повел себя так, как привык вести себя с конкурентами по бизнесу: он просто переиграл оппонентов, проявив бoльшую изворотливость. Но применив методы бизнеса в политической практике, он тем самым нарушил правила игры, действующие в этой сфере: лидерство в либеральной организации предполагает не столько быстроту реакции, сколько способность выполнять представительские функции, защищать не столько свои, сколько чужие интересы. Вот этой-то способности Э.Сергеев как раз и не проявил. Так что вмешательство Федерального политсовета СПС в питерскую коллизию вполне обосновано - альтернативой была бы "приватизация" СПбРО, превращение организации в личный удел Э.Сергеева.
Не удалось избежать определенных потрясений и самой крупной региональной организации СПС - Московской городской. Здесь, правда, картина была более сложной. Соперничающие группировки возглавляли выходцы из ДВР, хотя и разных "призывов": А.Мурашев, весьма характерный представитель демократов "первой волны", и Э.Воробьев, фигура куда как менее типичная для либералов - высокопоставленный военный, пришедший в партию в 1995 г., сразу после отставки, и изначально чуждый митинговой стихии. Причем именно А.Мурашев претендовал на роль выразителя интересов мелких и средних предпринимателей, протестующих против бюрократизации экономической жизни в столице, и клеймил при этом фракцию СПС в Мосгордуме за соглашательство с мэрией, в то время как Э.Воробьев занимал более умеренную позицию и выступал за диалог с городской администрацией. Однако, если вникнуть в ситуацию, нетрудно сделать вывод, что предлагаемый А.Мурашевым переход в непримиримую оппозицию мэрии и вытекающие из этого последствия ("Пусть у нас лучше вообще не будет в Мосгордуме фракции, чем такая, которую все считают пролужковской") мало чем помогут в защите интересов бизнес-сообщества. В А.Мурашеве, видимо, еще слишком сильны воспоминания о героическом периоде российской демократии, когда любое скопление больше трех человек автоматически превращалось в митинг, а любая возвышенность - в трибуну для выступлений. Но сомнительно, что уподобление Мосгордумы Моссовету образца 1990-93 гг. можно считать шагом вперед. Члены фракции СПС в Мосгордуме вполне правы, когда, возражая А.Мурашеву, говорят, что не видят смысла в постоянных скандалах: они предлагают поправки к законопроектам и добиваются их принятия - и это максимум, что они реально могут сделать. К тому же поведение фракции СПС в МГД подтверждает одну очевидную вещь: какова бы ни была политическая ориентация депутата, свою деятельность он будет сообразовывать с интересами прежде всего тех людей, благодаря которым добился избрания. Если депутат обязан победой в первую очередь партии или предпринимателям, то вполне резонно требовать от него как лояльности, так и самоотверженной борьбы за интересы бизнеса. Если же главную роль сыграли доверительные связи с мэрией и поддержка той части электората, которая с пиететом внимает каждому слову столичного градоначальника, стоит ли удивляться, что депутат отнюдь не рвется конфликтовать с горадминистрацией.
В конце концов в МГО СПС взяла верх линия Э.Воробьева. При повторных выборах руководителя организации А.Мурашев сам отказался в его пользу, получив в награду должность первого заместителя. Более значимым следствием победы умеренной линии стало подписание соглашения о разделе избирательных округов на выборах в Мосгордуму между "Единством", "Отечеством", СПС и "Яблоком". Лидеры Союза правых сил признали, что реальной альтернативы сотрудничеству с мэрией нет, хотя многие члены партийного руководства продолжали высказывать несогласие с подобной тактикой, выступая, по сути, с позиций, близких мурашевским, - "лучше не иметь никакой фракции, чем иметь такую, которая боится конфликтовать с мэрией". Однако политическая практика последнего десятилетия убедительно доказала, что непримиримость приносит реальные плоды только тогда, когда у непримиримого меньшинства есть хорошие шансы стать большинством - в противном случае неизбежна его маргинализация.
Необходимость постоянного вмешательства Федерального политсовета СПС в местные конфликты подтвердила правильность выбора партией своей организационной формы. За образец явно взята Консервативная партия Великобритании: достаточно жесткое вмешательство центра в дела региональных организаций; доминирование в партии публичных лидеров - членов парламентской фракции; бюрократический аппарат, выполняющий чисто административные функции и не вмешивающийся в политические вопросы, и пр. Правда, не может не вызывать недоумения ряд последних новаций - в частности, назначение на пост председателя Исполкома СПС известного специалиста по рекламе Э.Янбухтина. В западных партиях замещение профессиональных бюрократов менеджерами и "пиарщиками" - тенденция последних нескольких десятилетий. Возможно, настала очередь и российских партстроителей. Но справедливо будет спросить: а что, другие задачи уже решены? У той же Консервативной партии Великобритании нет проблем ни с массовым членством, ни с разветвленностью сети региональных и местных отделений, ни с налаживанием работы т.н. "сопутствующих" организаций. Выходит, у СПС их тоже нет? Понятно, что в условиях избирательной кампании назначение специалиста по рекламе на пост главы партаппарата - шаг достаточно обоснованный, но если этот шаг предпринимается в период между выборами, когда сам Бог велит заниматься укреплением структур и завязыванием рабочих контактов с общественностью, не означает ли это, что для руководителей партии видимость важнее содержания? Конечно, новейшая история России дала не один пример того, как слепленные буквально из ничего организации достигали на выборах ошеломляющих успехов. Но насколько такой успех долговечен, и стоит ли следовать этому примеру партии, претендующей на формирование долгосрочного политического курса страны? Не разумнее ли вместо этого крепить тылы и копить ресурсы?
Если проблемы Союза правых сил можно в какой-то мере объяснить переходным состоянием, то при попытке приложить эту формулу к "Яблоку" закономерно возникает вопрос - о переходе к чему идет речь? Кризис в "Яблоке" дал о себе знать еще летом 2000 г., когда его стали один за другим покидать многие видные члены. Нынешняя осень ознаменовалась громким выходом из партии ее "серого кардинала" - В.Игрунова - с группой сторонников. В.Игрунов, впрочем, давно уже был отлучен от партийного руководства, и его расставание с "Яблоком" являлось лишь вопросом времени. Любопытно, как сам ушедший объяснил причины своего шага. По его словам, когда он участвовал в создании "Яблока", последнее представляло собой организацию, объединившуюся вокруг неких принципов, теперь же оно превратилось в машину, обслуживающую интересы одного человека. От себя заметим, что, если называть вещи своими именами, то в организационном плане "Яблоко" всегда объединялось вокруг если не одного человека, то группы людей, окружающих этого самого человека. Просто раньше В.Игрунов пребывал внутри "ближнего круга", а начиная с весны 2000 г. оказался вне его пределов, в связи с чем прозрел и разглядел то, чего до той поры категорически не замечал. В частности, что основные решения в "Яблоке" принимаются тем самым "ближним кругом", зачастую по произволу кого-то из "приближенных". Вполне естественно, что В.Игрунов запамятовал, как в 1997 г. именно его стараниями было разогнано Московское движение "Яблоко", насчитывавшее не менее тысячи членов, и на его месте создана Региональная партия г.Москвы. И хотя численность новообразования в самые лучшие времена не превышала сотни человек, зато его возглавил, фактически, сам В.Игрунов.
Конечно же, уход В.Игрунова особым горем для "Яблока" не стал - наверняка найдется кем его заменить. Хуже, что из партии стали уходить люди, на которых держались целые региональные организации, - например, предприниматель В.Лопата (Калининградская обл.). В отсутствие налаженных связей с корпоративными и общественными объединениями потеря таких людей чревата фактическим разоружением местных структур, лишением их источников к существованию. Попытки залатать образовавшиеся прорехи интенсификацией приема новых членов убытков не восполнят. Накачка численности позволит разве что обойти препятствия, поставленные законом о партиях, реально укрепить организацию это не поможет. Беда "Яблока" - не в отсутствии, так сказать, плодов, ветвей и листьев, а в слабости общественных корней. И виновато в этом не столько "Яблоко" (хотя полностью снимать с него ответственность было бы неправильно), сколько общество, структурой более напоминающее скорее песок, нежели чернозем.
Будучи бессильным перед фундаментальными причинами "корневой слабости", руководство "Яблока" в решении связанных с этим проблем пошло по наиболее легкому пути - принялось корректировать собственный имидж (проявив в этом единомыслие с коллегой-конкурентом - Союзом правых сил). Спору нет, внимательное отношение к своему имиджу еще никому не вредило. Так, можно только приветствовать исчезновение из выступлений лидеров "Яблока" дежурных проклятий в адрес "гайдаровско-чубайсовских реформ" (в свое время именно эти проклятия нанесли сторонникам Г.Явлинского немалый ущерб, выдавая в них людей, согласных лишиться одного глаза, лишь бы сосед ослеп на оба). Похвально и решение отказаться от излишнего рекламирования своего вождя, с тем чтобы дать возможность "раскрутиться" фигурам второго ряда (это, впрочем, скорее попытка выдать нужду за добродетель, поскольку с переходом телеканала НТВ к новым владельцам Г.Явлинский и без того стал гораздо более редким гостем на телеэкранах; что касается фигур "второго ряда", то они и так не обделены вниманием электронных СМИ). Но, как и в случае СПС, все это попытки улучшить внешний облик вместо того, чтобы совершенствовать содержание. Успех на этом пути возможен только временный, тактический. Чтобы выжить на политической арене, требуются стратегические прорывы.
Почва, на которой произрастают влиятельные либеральные партии, - это общество, на всех уровнях пронизанное развитыми гражданскими связями, то есть развитое гражданское общество, объединяющее людей, самостоятельно защищающих свои интересы. К сожалению, в России гражданское общество находится еще в младенческом, если не зачаточном, состоянии. Даже такой динамичный класс, как буржуазия, только-только выказал готовность к корпоративному сплочению. И то речь идет в основном о крупном бизнесе, представители которого год назад укрепили собой руководство Российского союза промышленников и предпринимателей. Т.н. "олигархи", или "капитаны большого бизнеса", согласившись ограничить личные аппетиты ради общекорпоративной пользы, действительно стали достаточно влиятельной силой, на равных разговаривающей с властью. Что касается предпринимателей помельче, то этот слой по-прежнему прозябает в раздробленности, а за общекорпоративные объединения пытаются выдать себя наспех сколоченные междусобойчики.
Так, учрежденное в середине октября движение "Деловая Россия" очень уж напоминает объединение "Предприниматели за новую Россию" (1993 г.), в том числе и качеством своих лидеров. Председатель "Деловой России" И.Лисиненко и по амбициям, и по метаниям от одной политической партии к другой, и по готовности хоть сейчас оставить бизнес в обмен на политическую карьеру - вылитый К.Затулин и подобно последнему смотрит на возглавляемую организацию как на подножку, с которой можно запрыгнуть в вагон поезда большой политики. Подобных "Деловой России", иначе не скажешь, "шарашкиных контор" за последнее десятилетие было налеплено тьма-тьмущая, все они канули в Лету фактически через несколько месяцев после создания, а о каком-либо их вкладе в корпоративное сплочение среднего слоя предпринимателей просто смешно говорить.
На поле объединений малого бизнеса положение дел еще хуже. Возникшее одновременно с "Деловой Россией" Объединение предпринимательских организаций России (ОПОРа) существует совсем уж в каком-то подполье - хотя в числе его сопредседателей присутствуют такие люди, как вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин и президент Российской ассоциации развития малого и среднего бизнеса Александр Иоффе, о деятельности ОПОРы мало кто толком слышал. Понятно, что у мелких предпринимателей на продвижение своих проектов куда меньше и сил, и средств, но есть ли вообще что продвигать или перед нами очередной мыльный пузырь?
Назвать нынешние профсоюзы гражданскими объединениями тоже как-то не поворачивается язык. Т.н. "свободные" профсоюзы слишком малочисленны и откровенно маргинальны. Профсоюзы же "традиционные" (ФНПР) продолжают существовать благодаря не столько активности рабочих, сколько их пассивности. Прояви последние хотя бы чуть инициативы, эти профсоюзы с большой долей вероятности будут в клочья разорваны внутренними конфликтами. Основу ФНПРовских профсоюзов по-прежнему составляет слой профсоюзных начальников, приватизировавших, точнее корпоратизировавших, собственность, доставшуюся в наследство от ВЦСПС.
Наконец, несколько слов о Гражданском форуме. Конечно, инициировав его созыв, власть сделала жест доброй воли, подала знак о готовности к диалогу со всеми, кто до нее не достучался. Но в целом идея собрать вместе представителей самых разных - корпоративных, любительских, правозащитных и пр. - объединений выгляди довольно абсурдно. Даже если отвлечься от того факта, что значительная часть т.н. "гражданских союзов" - чистой воды фикция, а не менее значительная создана с единственной целью - выбить грант или найти спонсора, велика ли практическая польза от смешивания в одну кучу субъектов, бытующих в разных пространствах и измерениях. Это все равно, что скрещивать бегемотов с жужелицами и помидорами. Если речь на полном серьезе идет о создании предпосылок для диалога общества и власти, то позвольте - разве подобные механизмы уже не предусмотрены действующей Конституцией? А для чего тогда предназначены органы представительной власти? Коли уж общественные организации не в состоянии влиять на исход выборов, никакие круглые столы и форумы им не помогут. И вообще они не те, за кого себя выдают - не объединения граждан, а заурядные клиентелы и междусобойчики, преследующие не общественно значимые, а сугубо частные цели.
Кроме практической бессмысленности Гражданского форума, нельзя не отметить исключительно нервной реакции правозащитного сообщества на идею избрания в рамках этого мероприятия неких представительных органов. Именно нежизнеспособность подобной затеи делала излишними какие бы то ни было споры по этому поводу. Правозащитники же, яростно набросившись на власть и уличая ее в стремлении создать "министерство по делам гражданского общества", тем самым расписались в собственной недееспособности, или, другими словами, в неспособности представлять собой сколько-нибудь влиятельную силу, да и вообще кого-нибудь представлять. Тогда к чему все эти разговоры о контроле общества над властью? Не достойнее ли заняться своим прямым делом и начать защищать права конкретных людей не от злодейских посягательств федеральной власти, а перед лицом конкретных чиновников, конкретных милиционеров и т.п.
Слабость современного правозащитного движения в том, что оно безбожно путает защиту прав человека и политику. Политическая борьба осуществляется на общенациональном уровне, защита прав человека - на частночеловеческом. Попытка подменить одно другим неизбежно ведет к профанации как политики, так и правозащиты. Показательно, что в дискуссиях о возможности участия правозащитников в Гражданском форуме активное участие принимала лидер Демсоюза В.Новодворская. При всем уважении к мужеству этой женщины необходимо признать, что правозащитницей она, по сути, никогда не была. В.Новодворская изначально выступала пусть как маргинальный, но политик, поскольку всегда боролась против системы в целом - неважно какой, советской иди путинской. Проблемы отдельных людей интересуют ее исключительно в общеполитическом контексте. А это уже не правозащита. Последняя - дело сугубо гражданское, и всякий, кто избрал это поприще, должен оставить политические амбиции.
2. Объединяющиеся (объединяемые?) центристы
Неожиданная интенсификация слияния "Единства" и "Отечества" в единую партию не могла не вызвать подозрений, что без вмешательства извне тут не обошлось. Еще летом казалось, что процесс объединения зашел в тупик - настолько неразрешимыми выглядели противоречия между его участниками. Особенности найденного выхода (было решено отложить создание единой партии на потом, ограничившись пока заключением союза, т.е., фактически, коалицией двух самостоятельных организаций) наводили на мысль, что переговоры натолкнулись на какую-то непреодолимую преграду. В чем дело, ни для кого не было секретом, - очень трудно поделить руководящие посты в будущей партии, когда каждой из сторон кажется, что собеседник запрашивает больше, чем заслуживает. "Отечество" все лето готовилось к преобразованию в партию, "Единство" не строило особо далеко идущих планов, и вдруг в начале осени было объявлено, что непреодолимые преграды оказались счастливо преодолены, а образование двумя организациями единой партии - дело ближайших месяцев.
Объяснить столь чудесное исчезновение всяческих препятствий на пути объединения "Единства" и "Отечества", не прибегая к ссылке на deus ex machinа, крайне затруднительно. Нетрудно догадаться, что роль "бога из машины" сыграла сила вполне земная, а именно президентская администрация. Весной, пребывая в благодушии по случаю окончательного изживания раскола между двумя частями "партии власти", Кремль было пустил процесс слияния "Единства" и "Отечества" на самотек и даже согласился на паллиативный вариант объединения, но затем, видимо, до него дошло, что если и дальше потакать подобной вольнице, то накануне выборов может дойти и до срыва формирования единого избирательного списка. В связи с этим союзничающим сторонам было настоятельно рекомендовано перестать артачиться и объединиться здесь и сейчас - и не в расплывчатый Союз, а во вполне конкретную партию.
Только настоятельной рекомендацией из Кремля можно объяснить и введение в переговорный процесс третьего участника - движения "Вся Россия". Иначе непонятно, с какой стати "Единство" и "Отечество", которые не могли поделить места в будущей партии даже между собой, согласились признать в качестве равноправного партнера организацию, давно прекратившую свое существование и фактически влившуюся в состав одной из переговаривающихся сторон (весной 2000 г. значительная часть членского состава ВсР явочным порядком вступила в "Единство", а многие представители ее руководства стали членами Политсовета "медвежьей" партии). Все проясняется, если принять во внимание интересы внешнего "спонсора" и фигуру третьего сопредседателя единой центристской партии, представляющего в ней "Всю Россию", - президента Татарстана М.Шаймиева. Вспомним, что когда рядовые и руководящие члены "Всей России" спешно перебегали в "Единство", следовать их примеру посчитал ниже своего достоинства не только Ю.Лужков, но и ряд влиятельных региональных лидеров, наряду с ним создававших в свое время избирательный блок "Отечество - Вся Россия". После того, как "Отечество" дало согласие на альянс с "Единством", эти лидеры оказались за рамками объединительного процесса. Разумеется, опасаться, что к началу следующей парламентской кампании они вдруг займутся несанкционированным партстроительством, оснований уже не было, однако и особой помощи с их стороны ждать не приходилось. А следовательно, в возглавляемых ими регионах вполне могли случаться разнообразные неприятные сюрпризы - вроде ошеломляющих электоральных успехов коммунистов. Чтобы застраховаться от подобного, региональным лидерам, не охваченным ни "Единством", ни "Отечеством", и была выделена квота в руководстве единой центристской партии - именно им, а не какой-то там "Всей России".
Остается только один повод для недоумения: почему в единую партию не была приглашена свежесозданная Народная партия РФ - ведь группа "Народный депутат", составившая ее костяк, на равных правах входит в Координационный совет центристских объединений. Вероятно, дело даже не в том, что реальной политической силой НПРФ не является, а скорее в том, что создана она исключительно про запас. Если до начала избирательной кампании единая центристская партия так и не обгонит по популярности Компартию РФ, исполнительная власть вытащит из рукава козырь, именуемый "окончательное объединение центристских сил", и вот тут-то Народная партия немедленно подключится к интеграционному процессу. Если же необходимость прибегать к такому приему не возникнет, то НПРФ может вообще отказаться от участия в выборах по партийным спискам - недаром ее члены неоднократно заявляли о себе как о принципиальных противниках пропорциональной системы.
Не исключено также, что в случае реализации проекта "окончательное объединение центристских сил" к нему может быть привлечена и созданная в конце ноября "объединенная" Социал-демократическая партия России М.Горбачева-К.Титова. Другой шанс выйти на большую политическую сцену этому образованию, так же, как и "центристы" претендующему на роль "третьей силы" между коммунистами и "радикальными реформистами", вряд ли представится.
Вообще, в политической истории современной России социал-демократия выступает в роли какой-то бедной родственницы, которую все считают Золушкой и ждут, когда она наконец выйдет замуж на принца, а она все сидит в девках. Последователи данного идейного течения отчего-то уверовали в магическую силу словосочетания "социал-демократия", упуская из виду то, что эклектичность социал-демократической идеологии, сочетающей в себе как гражданские, так и патерналистские ценности, продемонстрирована исторической практикой. Сама по себе эклектика в политике, возможно, и не порок, но только если она порождена сегодняшними, а не давно ушедшими реалиями. Социал-демократическая же эклектика - далеко не первой свежести. Социал-демократии Запада давно отказались не только от основополагающих принципов своей доктрины (типа ведущей роли рабочего класса), но и от привнесенных более поздним временем (вроде прямого государственного вмешательства в экономику - при отказе от тотальной национализации). Современная западная социал-демократия - это скорее разновидность социального либерализма. В сегодняшней России подобных позиций вынуждены придерживаться, по сути, все ведущие либеральные объединения - включая и Союз правых сил, не говоря уже о "Яблоке". Отказаться от обширного социального раздела в своей программе не может позволить себе ни одна сколько-нибудь серьезная политическая сила. Между партиями ни на минуту не прекращается своеобразный конкурс социальных программ, каждая претендует на то, что именно она охватила наибольшее число проблем и предложила наиболее эффективный способ их решения. В итоге вниманию избирателей предложена самая широкая гамма проектов, и водораздел здесь проходит не по тому, кто более, а кто менее социален, - а по ответу на вопрос, кто должен стать доминирующей стороной в решении данного рода проблем - гражданское общество или патерналистское государство. Куда здесь вклиниться социал-демократии, пусть и десять раз "обновленной" и "объединенной", решительно неясно. Остается только примкнуть к одной из уже обозначившихся сторон.
Возможность примкнуть к единой центристской партии облегчена для "объединенных" социал-демократов тем, что в отличие от СДПР "первого разлива", представлявшей собой ассоциацию интеллигентских клубов, "объединенная" СДПР - скорее совокупность клиентел бывших высокопоставленных начальников (исключением является разве что РПСД, ставшая в последний год клиентелой действующего чиновника К.Титова). Эта совокупность могла быть больше (за неделю до учредительного съезда объединяться отказались лидеры "Духовного наследия", Социалистической партии России и Союза реалистов), могла быть меньше (в съезде все-таки поучаствовали многие активисты и ДН, и СПР, и СР), но ее реальный политический вес от этого не изменился бы. При суммировании чисел меньше одной тысячной результат все равно не выходит за пределы статистической погрешности.
3. Коммунисты
На крайне левом фланге осенью текущего года произошло событие, которое в других условиях, возможно, привлекло бы внимание если не широкой общественности, то хотя бы специалистов. Объединились две радикальные компартии - Российская коммунистическая рабочая партия и Революционная партия коммунистов (она же - Российская партия коммунистов). Получившаяся партия взяла название РКРП-РПК. Вообще-то в этой части политического спектра в последнее время преобладала тенденция к дроблению, разнообразные расколы и скандалы стали привычным явлением. Конечно, попытки объединения радикальные коммунисты предпринимали не раз - в рамках Роскомсоюза, Движения коммунистических и социалистических сил России, различных избирательных блоков и пр. (та же РПК в 1997-98 гг. пыталась объединиться с РКП-КПСС). Однако все они заканчивались ничем. Но на этот раз объединение все-таки было доведено до конца. И это при том, что в начале своего пути РКРП и РПК представляли совершенно разные тенденции в современном комдвижении: РКРП была типичной неосталинистской организацией, РПК - скорее неокоммунистической, сталинизм резко критиковавшей. Впоследствии, правда, лидер РПК А.Крючков вычистил из партии наиболее активных нелюбителей Сталина, заклеймив их как троцкистов. Так что объединение произошло фактически на платформе РКРП.
Но все это, по большому счету, не имеет никакого значения, поскольку к моменту слияния численность как РКРП, так и РПК ужалась настолько, что объединенная партия остается такой же компактной сектой, как и ее основательницы, пусть даже самой крупной в радикально-коммунистическом лагере. Другими словами, объединение двух весьма несходных в прошлом компартий стало возможным благодаря маргинализации обеих и не может дать других результатов, кроме дальнейшей маргинализации.
Похоже, в том же направлении теснят и Компартию РФ. В частности, ее отстранили от принятия сколько-нибудь важных решений в Госдуме. Если принятие вопреки протестам коммунистов и их союзников Земельного и Трудового кодекса еще можно стерпеть (все-таки неизбежность этого была очевидна всем, вопрос был только в сроках), то игнорирование требований КПРФ на торгах по бюджету - довольно чувствительный удар. У Компартии немало спонсоров из т.н. "групп интересов", которые финансировали ее избирательные компании в расчете на соответствующую мзду в виде бюджетных отчислений, и спонсоры эти получили очень неприятный сюрприз. Теоретически они, конечно, могут продолжить подпитку КПРФ - в расчете на то, что на следующих выборах она вернет себе лидирующие позиции в парламенте. Но вообще-то "группы интересов" привыкли мыслить прагматически и скорее всего предпочтут подыскать более дееспособных лоббистов.
На ограничение возможности вмешиваться в законотворческий процесс Компартия ответила радикализацией своей тактики. В начале октября она провела т.н. "Всероссийскую акцию протеста трудящихся", а от осторожной критики президента перешла к громогласным обличениям, оживляющим в памяти атмосферу ельцинской эпохи. Однако это только усугубляет ее положение, все четче проявляя тенденцию к маргинализации КПРФ как политической силы.
Существует к тому же еще одна проблема, делающая весьма опасным чрезмерный крен Компартии влево. Состоит она в том, что КПРФ в значительной мере утратила свою гомогенность: в течение последних лет в партии образовался достаточно влиятельный слой нотаблей - в основном избранные при ее поддержке губернаторы. Большинство из них, придя к власти, в дальнейшем вынуждены были искать поддержки на стороне - у различных "групп интересов". В результате их зависимость от КПРФ уменьшилась, а то и сошла на нет, но заметно увеличилась зависимость от разного рода внешних группировок. Вышло даже так, что во многих случаях Компартия гораздо больше зависит от поддержки губернаторов, чем наоборот. Возможности КПРФ влиять на своих ставленников в регионах весьма ограниченны, а не прислушиваться к их рекомендациям она уже не может. В этом плане радикализация Компартии чревата серьезным охлаждением в ее отношениях с губернаторами. Последние не могут леветь дальше определенного предела. Более того, оказавшись у власти, они обычно заметно правеют. Ужесточение пропагандистской риторики Компартии может поэтому привести к дистанцированию от нее губернаторов и, что гораздо важнее, поставить в щекотливое положение местных партийных руководителей, занимающих не самые маленькие должности в региональных администрациях.
Кроме того, если партийная пропаганда не выдает желаемое за действительное, то значительные проблемы для внутреннего единства КПРФ может создать тот самый приток молодежи, о котором в последнее время так много говорит Г.Зюганов. Если учесть, что агитпроп Компартии по-прежнему рассчитан на людей пенсионного возраста, то остается предположить, что молодые люди идут в КПРФ, руководствуясь исключительно прагматическими соображениями, то есть чтобы сделать карьеру, используя возможности партии. Для них эффективность партийного руководства измеряется уже не рвением, с каким оно разоблачает "преступный режим", но напротив - способностью выбить из этого режима максимум преференций. Следовательно, партийная молодежь отнюдь не заинтересована в радикализации тактики - от нее много шума и мало выгоды. Конечно, пока Компартии сопутствует успех на федеральных и региональных выборах, молодежь будет помалкивать. Но малейшая неудача - и молодые коммунисты сразу же ринутся на штурм командных высот, призывая к "смене поколений" в руководящих звеньях Компартии. А это значит - раскол.
* * *
4 августа состоялось заседание оргкомитета Единой социал-демократической партии России, на котором были обсуждены проекты устава и программы ЕСДПР (работу над ними решено продолжить).
3 августа состоялось заседание Политсовета Российской партии социальной демократии, на котором была сформирована группа для ведения переговоров с межфракционным депутатским объединением "Евразия" - относительно возможности подписания соглашения о партнерстве. Были приняты к сведению заявления о выходе из партии члена ПС А.Суркова и бывшего первого заместителя председателя РПСД Вячеслава Волкова, в ПС кооптирован президент Российской гильдии пекарей и кондитеров Юрий Кацнельсон.
15 августа состоялось заседание Совета войсковых атаманов Юга России, на котором приняли участие атаманы Всевеликого войска Донского, а также Кубанского, Терского, Волжского и Енисейского казачьих войск. Участники заседания выступили с инициативой создания партии "Казаки России".
18-19 августа прошел IV съезд РКСМ(б), на котором были внесены поправки в устав, избраны ЦК (11 членов) и ЦКК (5), приняты постановления о создании Информационно-аналитического центра по молодежи, "О перерегистрации РКРП" (обязывает РКСМ(б) помочь РКРП в прохождении перерегистрации), "О политической ситуации", "Об отношении к акции РКРП "Все вернем"" и "О работе по поддержке политзаключенных". На состоявшемся по окончании съезда пленуме Центрального комитета первым секретарем ЦК был избран А.Шеповалов, секретарем по оргработе - И.Костикова, секретарем по идеологии - О.Торбасов, по спортивной работе - В.Долгих, по работе с трудящейся молодежью - Д.Поздняев, по работе с учащейся молодежью - В.Шапинов.
23-26 августа прошел III съезд Межрегионального объединения рабочих профсоюзов "Защита труда", на котором был принят за основу проект устава, создана редакционная комиссия для его доработки, избрана Ревизионная комиссия (5 человек), утверждена резолюция "О линии Объединения в новых условиях".
27 августа состоялось очередное заседание оргкомитета Единой социалистической партии России, на котором было принято решение о проведении 20 октября в Москве учредительного съезда ЕСПР. Сопредседателями оргкомитета были избраны председатель Социалистической партии России Иван Рыбкин и председатель Всероссийского общественно-политического движения "Духовное наследие" Алексей Подберезкин.
30 августа состоялось заседание Президиума ЦК КПРФ, на котором было принято решение провести в последней декаде сентября пленум ЦК КПРФ и Конгресс народно-патриотических сил. Принято также заявление в связи со снятием кандидата от КПРФ Л.Иванченко с выборов губернатора Ростовской области.
6 сентября состоялось заседание Президиума Высшего совета Российской партии самоуправления имени С.Федорова. Для приведения устава и программы партии в соответствие с требованиями закона о партиях была создана комиссия во главе с председателем ВС РПСФ Л.Чахмахчяном. Были также назначены дата и место проведения VI съезда РПСФ (8 декабря, Москва, гостиница "Президент-отель"), а также утверждена норма делегирования.
8 сентября прошел IV съезд движения "Союз молодых социал-демократов", на котором были приняты решение о преобразовании СМСД в Общероссийскую политическую общественную организацию "Российский объединенный союз молодых социал-демократов" и о вступлении РОСМСД в оргкомитет Единой социал-демократической партии России (в оргкомитет ЕСДПР делегирован председатель РОСМСД Э.Лобах). Были подтверждены полномочия Центрального совета и Ревизионной комиссии, избран Президиум ЦС (9 человек). Кроме того, принят Манифест молодых социал-демократов.
10 сентября состоялось заседание Генерального совета Союза "Единства" и "Отечества", на котором был назначен председатель Исполкома СЕО (Александр Беспалов) и распределены обязанности между членами ГС. Решено также выступить единым списком на выборах в Московскую городскую думу и поддержать на выборах губернатора Ростовской области действующего главу региональной администрации В.Чуба, а на выборах в Госдуму по 204-му Чертановскому избирательному округу г.Москвы - В.Груздева.
11 сентября состоялось заседание оргкомитета Единой социал-демократической партии России, на котором в состав ОК с правом решающего голоса был принят председатель Российского объединенного союза молодых социал-демократов Э.Лобах. Представителям движений "Социал-демократы" и "Стабильность и прогресс", а также Российского социал-демократического союза молодежи, Российского движения демократических реформ и Российского молодежного конгресса был предоставлен статус наблюдателей. Кроме того, было решено направить Е.Медведкову и Б.Гуселетова в качестве наблюдателей в оргкомитет Единой социалистической партии России. Был также утвержден состав делегации ЕСДПР на конференцию Социнтерна по странам Центральной и Восточной Европы.
14 сентября состоялось заседание Президиума ЦК КПРФ, на котором была обсуждена тактика думской фракции коммунистов в период осенней сессии. По итогам обсуждения принято решение разработать альтернативный проект бюджета-2002.
14 сентября состоялось заседание Бюро Центрального совета "Яблока", на котором было принято решение о реформировании молодежных организаций "Яблока" и созыве, не позднее первого квартала 2002 г., общероссийского молодежного совещания. Была также сформирована рабочая группа по сбору и обработке предложений от региональных молодежных организаций.
14 сентября состоялось заседание Политсовета Российской партии социальной демократии, на котором было принято решение созвать 18 сентября очередной пленум Центрального правления партии и рассмотреть на нем вопрос о проведении VI съезда РПСД. Вместо В.Журавского в Политсовет был кооптирован член Самарского регионального отделения РПСД, руководитель департамента самарской обладминистрации по делам молодежи О.Фурсов.
15 сентября прошел II съезд Исламской партии России, на котором были внесены изменения и дополнения в устав ИПР (с целью приведения его в соответствие с требованиями закона "О политических партиях"), приняты постановление "О преобразовании (перерегистрации) региональных отделений ИПР", "О совершенствовании организационной структуры ИПР" и "О принятии программы партии", а также обращение к народу США в связи с событиями 11 сентября.
18 сентября состоялся пленум Центрального правления РПСД, на котором было принято решение о проведении 3 ноября в Москве VI съезда партии. Была удовлетворена просьба членов Политсовета С.Филатова, Л.Куликова, А.Суркова, В.Волкова и В.Журавского о выходе из партии. Вместо в них в ПС кооптированы председатель Московской областной организации РПСД Г.Рогозин, члены Центрального правления партии В.Невзоров и Ю.Кацнельсон, член Московской областной организации В.Корытко, председатель правления Брянского отделения Н.Руденок, член Самарского регионального отделения О.Фурсов.
19 сентября состоялось заседание Политсовета "Отечества", на котором были одобрены проекты Манифеста, устава и программы формируемой на основе ОПООО партии, а также план работы по подготовке к выборам в Московскую городскую думу. Было подтверждено, что съезд "Отечества" состоится 13 октября в Колонном зале Дома Союзов в Москве. Решено поддержать Т.Румянцеву на выборах депутата Госдумы по Архангельскому одномандатному избирательному округу и Е.Строева на выборах губернатора Орловской области.
20 сентября состоялось расширенное заседание Правления Центрального совета Аграрной партии России, на котором было решено инициировать проведение референдума по вопросу о купле-продаже земли. Членам АПР - депутатам Госдумы было предписано голосовать против принятия в первом чтении бюджета на 2002 г., требовать создания согласительной комиссии и добиваться выделения на финансирование аграрного сектора не менее 62 млрд руб.
22 сентября состоялся расширенный пленум Федерального совета движения "Союз труда", на котором было решение принять участие в процессе преобразования "Отечество" в политическую партию. Делегатами на съезд "Отечества" были избраны И.Каенков, Е.Сосенков и А.Мирской.
22 сентября состоялось "Собрание российских радикалов", в котором приняли участие активисты Транснациональной радикальной партии, Антимилитаристской радикальной ассоциации и "Клуба Храмова". В Координационный комитет российских радикалов были избраны Н.Храмов (координатор), А.Асаева, А.Зайцева (казначей), П.Брухис, С.Воронцов, И.Куклина, Т.Литвиненко, В.Мельникова, Л.Образцова, А.Родионов, С.Сорокин и С.Цатурян.
22-23 сентября прошел пленум ЦК РКРП, на котором были обсуждены предстоящее объединение с РПК и подготовка к перерегистрации партии. Была утверждена дата съезда РКРП, на котором будет рассмотрен вопрос об объединении, а также дата и место его проведения.
25 сентября прошел ХV съезд Демократической партии России, который привел устав ДПР в соответствие с законом о политических партиях и утвердил новую программу партии. Лидером партии был избран губернатор Новгородской области Михаил Прусак. В Политсовет были избраны М.Зернов, В.Хмарин, К.Уланова, Г.Пушко, И.Никишин, Р.Ахметов, В.Котляр, В.Беркунов, В.Петров, В.Таланов. Был также сформирован ЦК ДПР (по одному представителю от каждого из 62 региональных отделений; председатель - Д.Кузьмин), Исполком (председатель - В.Жидиляев) и Контрольно-ревизионная комиссия (А.Кармазин, А.Кубышкин, Д.Попков, С.Пименов, С.Слабун). По окончании съезда на организационном заседании ЦК ДПР в должности первого заместителя председателя ЦК был утвержден М.Зернов, заместителя председателя - К.Уланова (остальных зампредов решено назначить на следующих заседаниях).
26 сентября состоялось заседание Политсовета движения "Либеральная Россия", который удовлетворил просьбу В.Шохина об освобождении его от обязанностей председателя Исполкома движения и единогласно избрал на эту должность В.Головлева. Было также решено провести в декабре очередной съезд движения.
27 сентября состоялись заседание Исполкома Совета СКП-КПСС, на котором было принято заявление в связи с терактами в США (выражался протест "как против терроризма, так и против борьбы с ним путем развязывания войны"), обращение в поддержку Всероссийской акции протеста против "антинародного курса реформ" и письмо к компартиям "Наша цель - восстановить власть трудового народа" (с резкой критикой в адрес "группы Шенина").
27 сентября состоялось подписание соглашения о "дальнейшей консолидации российских народно-патриотических сил" в рамках Народно-патриотического союза России. Документ подписали представители 15 организаций, в т.ч. КПРФ, движений "Россия" и "Духовное наследие Родины", Всероссийского женского союза, Союза советских офицеров, организации "Голос регионов за достойную жизнь", Профсоюза работников агропромышленного комплекса и др. Соглашение предусматривает согласование кандидатов на выборах в органы власти и местного самоуправления, в т.ч. при формировании федерального списка на парламентских выборах, а также при выдвижении кандидатов на посты президента, губернаторов, в депутаты Госдумы по одномандатным округам и пр.
28 сентября прошел 3-й пленум ЦК КПРФ, в котором приняли участие члены Исполкома Совета СКП-КПСС и идеологический актив региональных парткомов КПРФ. Пленум призвал всех членов КПРФ и граждан страны принять активное участие в намеченной на 4-5 октября Всероссийской акции протеста. Было также принято постановление о протестном движении (отмечалась необходимость использования различных форм внепарламентской и парламентской борьбы; депутатам Госдумы от КПРФ предлагалось выступить с инициативой создания думской комиссии по оценке ущерба, нанесенного экономике и гражданам РФ за 10 лет реформ). Была также сформирована комиссия по внесению изменений в устав КПРФ (в связи с принятием закона "О политических партиях") и избраны делегаты на ХХХII съезд СКП-КПСС.
28 сентября состоялось заседание Федерального политсовета СПС, на котором были утверждены Положение о порядке учета членов партии и Положение о порядке уплаты членских взносов. Пресс-секретарем СПС назначена сотрудница "Общей газеты" Елена Дикун. Была принята отставка председателя Исполкома Бориса Минца (в связи с переходом на другую работу), исполнение обязанностей председателя ИК возложено на ответственного секретаря ФПС Виктора Некрутенко. Кроме того, решено 14 декабря провести съезд СПС - с целью внесения поправок в устав (в соответствии с требованиями закона "О политических партиях").
28-29 сентября прошло закрытое заседание Центрального совета "Яблока", на которого была обсуждена подготовка к X съезду объединения, а также позиция "Яблока" по ситуации в мире после терактов в США, положению в Чечне, бюджету на 2002 г., Трудовому и Земельному кодексам, судебно-правовой реформе и пр. Решено до конца года провести Х съезд "Яблока" (для преобразования объединения в политическую партию в соответствии с новым законом), утверждены нормы представительства на съезд. Принято решение выступить с инициативой создания Общественного комитета по проведению референдума против ввоза в РФ отработанного ядерного топлива - с участием представителей экологических организаций. О сложении полномочий членов ЦС заявили председатель Региональной партии г.Москвы "Яблоко" Вячеслав Игрунов и члены Политсовета РПЯМ Юлия Зарубина и Андрей Шаромов.
29 сентября прошел I Конгресс патриотов России, на котором была утверждена "Стратегия социально-экономического развития России", краткий план-программа конкретных мероприятий НПСР на 2002 г., предложения по совершенствованию российского законодательства и концепция альтернативной бюджетной политики на 2002 г.
29 сентября состоялся третий этап VI съезда движения "Развитие предпринимательства", на котором было принято решение о преобразовании движения в политическую партию (с учетом требования закона о партиях), утверждены программа и устав и избраны руководящие органы. Председателем партии стал И.Грачев.
29 сентября состоялся II съезд движения "Народный депутат", который принял решение о преобразовании НД в Народную партию РФ, утвердил ее программу и устав, избрал Центральный комитет и Центральную контрольно-ревизионную комиссию. Председателем партии стал Геннадий Райков, первыми заместителями председателя НПРФ - Валерий Гальченко, Вадим Булавинов и Владимир Аверченко, заместителями председателя - Аркадий Баскаев, Геннадий Гудков, Анатолий Аксаков, Сергей Шишкарев, Валерий Воротников, Валерий Зубов, Вячеслав Шпорт.
29 сентября состоялся VIII съезд ВОПД "Духовное наследие", на котором было принято решение о прекращении деятельности и ликвидации движения.
30 сентября состоялся пленум ЦК РКП-КПСС, на котором были одобрены решения Всемирного конгресса за дружбу и солидарность с советским народом (Торонто) и работа на нем делегации РКП-КПСС. Была также принята резолюция о задачах партии в современной обстановке, создана комиссия для выработки окончательной позиции по вопросу о терроризме.
30 сентября прошел ХII съезд Консервативной партии России, на котором было принято решение о преобразовании КПР в политическую партию (в соответствии с новым законом) и об образовании 23 новых региональных отделений, одобрены новые устав и программа КПР, утверждена эмблема партии. Был также утвержден состав руководящих органов: председатель КПР (Л.Убожко), два его заместителя (В.Буренин и Н.Королева), Секретариат (75 человек) и Контрольно-ревизионная комиссия (3 человека).
3 октября состоялось заседание Генерального совета Союза "Единства" и "Отечества", на котором было решено провести в конце ноября съезд Союза и создать на нем единую центристскую политическую партию. Руководящим органам обоих объединений было рекомендовано включить вопрос о создании единой партии в повестку дня своих съездов.
4 октября состоялось заседание Политсовета "Отечества", на котором было поддержано предложение лидера ОПООО Ю.Лужкова рассмотреть на предстоящем 13 октября съезде организации вопрос о создании единой политической партии на базе Союза "Отечества" и "Единства".
5 октября состоялось совещание альтернативных профсоюзов, в котором приняли участие представители СОЦПРОФа, Конфедерации труда России и Объединения рабочих профсоюзов "Защита труда". Участники совещания приняли открытое письмо к В.Путину, в котором призвали не допустить принятия Трудового кодекса. Было также единогласно принято решение о необходимости создания партии (условное название - "Российская партия труда"), образован ее оргкомитет (О.Шеин, С.Храмов, С.Ковалев и др.).
6 октября прошел чрезвычайный съезд "КПСС (Ленина-Сталина)", на котором было принято решение о преобразовании "Трудовой России" в партию. Количество членов ЦК КПСС(ЛС) было сокращено с 45 до 39. Большинством голосов (при нескольких воздержавшихся) из Центральной ревизионной комиссии был выведен В.Рудометов, вместо него председателем ЦРК избран Н.Оводков.
8 октября был учрежден оргкомитет Объединенной социал-демократической партии России, в который вошли представители оргкомитетов Единой социал-демократической партии России (М.Горбачев, К.Титов и др.) и Социалистической единой партии России (А.Подберезкин, И.Рыбкин, Н.Жукова и др.).
13 октября в помещении Российской академии госслужбы состоялся II съезд движения "Вся Россия", на котором было принято решение о вступлении в Союза "Единства" и "Отечества" и дальнейшем преобразовании Союза в политическую партию. Для участия ВсР в данном процессе был сформирован расширенный Исполнительный комитет (46 человек).
13 октября прошел III съезд "Отечества", на котором было принято решение о создании совместно с "Единством" и "другими созидательными общественными силами" единой политической партии. Делегатами на II съезд Союза "Единства" и "Отечества" были направлены члены Центрального совета и Центральной контрольно-ревизионной комиссии ОПООО.
16 октября состоялось заседание Генерального совета Союза "Единства" и "Отечества", на котором было принято решение провести 1-3 декабря учредительный съезд "объединенной центристской партии", а перед этим, 27 октября, - съезд СЕО (для принятия в состав Союза движения "Вся Россия" и обсуждения проектов программы и устава будущей партии и персонального состава ее руководящих органов).
16 октября состоялось заседание оргкомитета Объединенной социал-демократической партии России, на котором были утверждены проекты устава и программы ОСДПР и нормы представительства на учредительный съезд, а также принято решение вынести документы на "всенародное обсуждение". Кроме того, были сформированы подразделения оргкомитета: программная комиссия, информационно-аналитическая группа, региональный отдел, пресс-центр и пр.
17 октября состоялся учредительный съезд Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", на котором был утверждены устав и программные тезисы новой организации. Председателем ООО ДР был избран депутат Госдумы Игорь Лисиненко; сопредседателями - гендиректор Одинцовской кондитерской фабрики Андрей Коркунов, президент "Уралвнешторгбанка" Валериан Попков, председатель Совета директоров "Мосгоррекламы" Сергей Турта и редактор журнала "Эксперт" Валерий Фадеев; заместителями председателя - депутаты Госдумы Маргарита Баржанова и Николай Брусникин, президент инвестиционной компании "Проспект" Михаил Винчель, гендиректор Ассоциации предприятий текстильной и легкой промышленности "Восток-Сервис" Владимир Головнев, гендиректор медиа-холдинга "АСМО-пресс" Олег Горбулин, президент Московской межбанковской валютной биржи Александр Захаров, директор ОАО "Междугородный и международный телефон" Борис Зверев, вице-президент банка "Флора-Москва" Муслим Кадыров, гендиректор "Лаборатории Касперского" Наталья Касперская, президент группы "Каскол" Сергей Недорослев, гендиректор "Глория Джинс" Владимир Мельников, президент Ассоциации региональных банков Александр Мурычев, гендиректор Воронежского центра международной торговли Вера Попова и президент инвестиционной компании "Атон" Евгений Юрьев.
18 октября состоялось заседание Федерального политсовета СПС, на котором были одобрены "Критерии эффективности политической деятельности в политической партии "Союз правых сил"", приняты за основу поправки к уставу (в соответствии с новым законом о партиях), утверждены нормы представительства на съезд, установлены единая ставка членских взносов (300 руб.) и порядок их распределения. Председателем Исполкома назначен гендиректор рекламного агентства "Контакт-Медиа" Эльдар Янбухтин. Принято также решение об отмене решений собрания Санкт-Петербургского отделения СПС.
19 октября в Чебоксарах состоялся VI съезд Российского союза ветеранов Афганистана, на котором председателем РСВА был переизбран и.о.председателя Политсовета "Единства" Франц Клинцевич. Было также избрано Правление (19 человек, председатель - член думской фракции "Единство" Владимир Вшивцев).
20 октября состоялся пленум Центрального совета Аграрной партии России, на котором были приняты решения о созыве 8 декабря Х (преобразовательного) съезда АПР, о продолжении работы над проектами новых редакций программы и устава АПР, "о дальнейших действиях по вопросу "О референдуме РФ "О земле"", об изменениях в составе ЦС АПР и о выдвижении кандидатуры М.Лапшина на выборах главы Республики Алтай. Вместо выбывших из Центрального совета В.Семенова (вышел из партии) и Б.Новогонова (скончался) в ЦС были введены З.Саетгалиев, О.Орел и Н.Иванов. Руководительница Союза сельских женщин Г.Коняхина была избрана заместителем председателя партии. Было также решено сформировать комиссии для изучения ситуации в Краснодарской и Амурской организациях АПР.
20 октября состоялось заседание Центрального совета движения "Альтернативы", на котором был обсужден план мероприятий в субъектах РФ. Принято решение выступить, совместно с ОРП "Защита" и Комитетом за рабочий интернационал, с инициативой создания в России "объединенных координационных органов движения против капиталистической глобализации".
20 октября прошел IV съезд Социально-либерального объединения, на котором было принято решение о прекращении деятельности и ликвидации СЛО. Было также принято заявление в поддержку "интеграции всех социал-демократических сил России", осуществляемой М.Горбачевым и К.Титовым.
20 октября состоялся съезд Социал-демократической партии России (С.Белозерцева), на котором были приняты решения о прекращении деятельности и ликвидации СДПР, а также заявление об участии активистов СДПР в создании СДПР (объединенной).
20-21 октября прошел съезд Партии мира и единства, на котором было принято решение преобразовать ПМЕ в политическую партию в соответствии с новым законом о партиях. Была также принята резолюция с призывом к В.Путину сделать все возможное "для прекращения бомбардировок мирного населения Афганистана".
27 октября состоялся первый этап III съезда "Единства", на котором были избраны делегаты на II и III съезды Союза "Единства" и "Отечества". В Политсовет "Единства" был введен член Совета Федерации Владимир Кулаков.
27 октября состоялся II съезд Общероссийского союза "Единства" и "Отечества", на котором в состав СЕО было принято движение "Вся Россия". В руководящие органы Союза были введены представители ВсР: М.Шаймиев стал сопредседателем Союза, Зайнулла Багишаев, Александр Гаврин, О.Морозов и Артур Чилингаров - членами Генерального совета, Владимир Горюнов, Владимир Заречный, Магомед Толбоев и Владимир Юдин - членами Ревизионной комиссии. Были также приняты поправки в устав, согласно которым Союз преобразовывался в Общероссийскую политическую общественную организацию. Кроме того, делегаты единогласно приняли решение о проведении 1 декабря в Москве III съезда СЕО (для преобразования Союза в партию), утвердили нормы представительства на съезд и приняли обращение к членам "Единства", "Отечества" и "Всей России".
27 октября прошел XXXII съезд СКП-КПСС, на котором были приняты постановление по политическому отчету Совета СКП-КПСС, "Обращение к братским народам", резолюции "О современном этапе глобализации", "Об угрозе мировой войны". Были также внесены изменения в устав, утверждены доклады КРК и Мандатной комиссии и избраны Совет и КРК. На организационном пленуме Совета председателем Совета был избран Г.Зюганов, его первым заместителем-секретарем - Е.Копышев, заместителями-секретарями - П.Георгадзе, Е.Лигачев, А.Масалиев, А.Мельников, И.Никитчук, А.Чехоев и А.Шабанов. На организационном заседании КРК ее председателем был избран Г.Пономаренко, его заместителями - Г.Бенов и А.Лурсманашвили.
27 октября состоялся Съезд граждан СССР второго созыва, на котором были приняты постановления "О статусе СССР в настоящий момент как временно оккупированной страны (территория, граждане, находящиеся на территории богатства)", "О подлинном (аутентичном) тексте Декларации Съезда граждан СССР первого созыва (Москва, 28-29 октября 1995 г.)", "О невозникновении права частной собственности на объекты общенародного достояния СССР". В Исполком СГ избраны Т.Хабарова, В.Лебедев, В.Коротаев, В.Агапова, В.Покровская, А.Смородинская, К.Албегов, Э.Трущенко, В.Гунцадзе, В.Ракунин, Ю.Воронцов, С.Горбатенко, В.Яковлев и С.Сусидка.
27 октября состоялись съезды Российской коммунистической рабочей партии и Революционной (Российской) партии коммунистов, на которых были одобрены документы, выносимые на объединительный съезд.
28 октября состоялся объединительный съезд РКРП и РПК, на котором были приняты устав и программа РКРП-РПК, а также обращение ко всем коммунистам с призывом вступать в новую партию. Были избраны Центральный комитет (76 человек, из них 23 - члены РПК, 53 - члены РКРП), Политсовет (19 человек: 8 от РПК и 11 от РКРП) и Контрольно-ревизионная комиссия. Сопредседателями партии на переходный период (два года) были избраны В.Тюлькин и А.Крючков. После этого состоялся "преобразовательный" съезд, необходимость которого была вызвана тем, что РПК на момент объединительного съезда не являлась зарегистрированной организацией, а РКРП была зарегистрирована как общероссийская политическая общественная организация. В соответствии с законом "О политических партиях" ОПОО РКРП была преобразована в "политическую партию РКРП-РПК". Приняты необходимые для перерегистрации протокольные решения и избраны руководящие органы партии.
30 октября министр юстиции Ю.Чайка подписал удостоверение №1 о регистрации Народной партии Российской Федерации - первой организации, зарегистрированной в соответствии с законом "О политических партиях в РФ".
30 октября состоялось заседание Президиума Высшего совета Российской партии самоуправления имени С.Федорова, на котором была назначена дата (9 февраля 2002 г.) и место проведения съезда (Москва, Колонный зал Дома Союзов). Одобрен и направлен в регионы проект устава РПСФ.
1 ноября состоялось заседание Федерального политсовета Союза правых сил, на котором были одобрены поправки к уставу СПС и к "Российскому либеральному манифесту", утверждены нормы представительства региональных отделений на предстоящем в декабре съезде СПС, внесены изменения в Положение о порядке учета членов партии. Были вручены партбилеты членам ФПС, Ревизионной комиссии и депутатам.
3 ноября прошел VI съезд Российской партии социальной демократии, на котором были внесены изменения в устав РПСД. В должности заместителей председателя РПСД были утверждены Е.Медведкова и В.Игрицкий, в должности председателя Исполкома - В.Миронов. Были также одобрены действия руководства РПСД по участию в объединительном процессе, всем членам РПСД рекомендовалось войти в новую партию и выступить в качестве инициаторов собраний ее сторонников на местах.
3 ноября состоялось заседание Политсовета движения "Выбор России", на котором было принято решение не преобразовывать движение в партию, сохранив его нынешний статус, и начать переговоры с одной из политических партий о создании блока для участия в думских выборах 2003 г.
10 ноября состоялась учредительная конференция движения "Мир - не товар", в которой приняли участие представители движений "Альтернативы", "Новые левые" и "Социалистическое сопротивление", ОРП "Защита и др. Была принята Декларация и избран Совет (9 человек, в т.ч. И.Будрайтскис, О.Шеин, А.Бузгалин).
10 ноября прошел очередной пленум ЦК РКСМ(б), на котором был сформирован новый состав редсовета газеты "Бумбараш", утверждено Положение о Центральной контрольной комиссии РКСМ(б)", а также приняты резолюции "Об утверждении Правил рассылки rksmb@yahoogroups.com", "Против национализма в рядах РКСМ(б)", "О функциональных отделах" (оргработа, идеология, спортивная работа, работа с трудящейся и учащейся молодежью), "О дисциплине и отчетности" "О предоставлении информации в БЛИЦ", "О дисциплинарном взыскании О.Торбасову" и обращение к ЦК РКРП-РПК с просьбой кооптировать в свой состав представителей РКСМ(б). В ЦК РКСМ(б) были кооптированы О.Казарян и Н.Леонидов, региональными координаторами были назначены О.Казарян (Центральный регион), Б.Игнатов (Северо-Западный); М.Фирсов (Западно-Сибирский и Уральский), А.Свинаренко (Волго-Вятский и Поволжский).
10-11 ноября прошло заседание Центрального совета "Яблока", на котором были обсуждены проекты программы и устава партии и принято решение вынести их на общепартийное обсуждение. X съезд партии решено провести в Москве 22-23 декабря. Были также утверждены решения Бюро ЦС о регистрации Таймырского, Орловского и Томского региональных отделений.
13 ноября состоялось заседание Политсовета "Отечества", на котором был рассмотрен ход подготовки к съезду Союза "Единства" и "Отечества". Члены ПС одобрили деятельность Генерального совета СЕО и внесенный комиссией Генсовета проект программы партии (проект устава был признан требующим доработки). Утверждены решения советов региональных отделений о поддержке заместителя губернатора Ямало-Ненецкого АО Н.Комаровой на довыборах в Госдуму, главы Республики Коми Ю.Спиридонова и президента Чувашской Республики Н.Федорова - на выборах глав исполнительной власти этих субъектов РФ, мэра Тулы С.Казакова - на выборах главы городской администрации.
13 ноября состоялось заседание Генерального совета Союза "Единства, "Отечества" и "Всей России", на котором было принято решение вынести на утверждение съезда название единой центристской партии - "Всероссийская партия "Единство и Отечество"", а также рассмотреть на заседании ГС 20 ноября символику партии.
16 ноября представители партий и движений, входивших ранее в оргкомитет Социалистической единой партии России, - Д.Бирюков, Н.Жукова, В.Кондрашов, Л.Майоров, А.Подберезкин, И.Рыбкин, Н.Савченко и В.Федосов - распространили заявление о своем выходе из оргкомитета Социал-демократической партии России (объединенной).
19 ноября состоялось заседание объединенного Политсовета СПС и "Яблока", на котором было констатировано отсутствие принципиальных разногласий в позициях двух организаций по вопросу реформы системы комплектования вооруженных сил. Решено регулярно проводить оперативные совещания по продвижению общей концепции реформы и выработке практических шагов по ее осуществлению. От СПС для участия в совещаниях выдвинуты Е.Гайдар и Э.Воробьев, от "Яблока" - И.Артемьев и А.Арбатов.
21 ноября состоялось заседание Политсовета движения "Либеральная Россия", на котором в ЛР был единогласно принят Борис Березовский, избранный также и в ПС.
23 ноября в Москве прошел III съезд Российской объединенной социал-демократической партии, на которым были одобрены проекты программы и устава СДПР (объединенной) и избраны делегаты на ее съезд.
24 ноября состоялся учредительный съезд Социал-демократической партии России (объединенной), на котором было принято решение об учреждении Социал-демократической партии России (из первоначально предполагавшегося названия было исключено определение "объединенная"). Были приняты программа и устав, избраны Центральное правление (134 человека) и - в качестве постоянно действующего руководящего органа - Политсовет (29 человек). Лидером партии по итогам тайного голосования стал М.Горбачев, председателем - К.Титов. По окончании съезда на организационном заседании Центрального правления секретарем-координатором СДПР был избран В.Мироненко.
25 ноября прошел XI съезд движения "Трудовая Россия", на котором было принято решение о преобразовании ТР в партию, одобрены программа и устав партии. Были также избраны ЦК (35 человек) и Центральная ревизионная комиссии (5).
29 ноября состоялось заседание Федерального политсовета Союза правых сил, на котором было принято решение провести 7 декабря общее собрание Санкт-Петербургского регионального отделения. Были также одобрены проекты декларации об основах внешнеполитической концепции СПС и резолюции "О глобальной угрозе международного терроризма"; утверждено подписанное Б.Немцовым обращение лидеров "Единства", "Отечества", СПС и "Яблока" о выдвижении согласованного списка кандидатов на выборах в Мосгордуму; приняты Положение о полномочных представителях СПС в иностранных государствах и дополнения в Положение о комиссии по разрешению внутрипартийных споров и в Положение о членских взносах. Кроме того, было утверждено обращение в защиту ТВ-6 и принято решение о поддержке В.Торлопова на выборах главы Республики Коми. Членом Комиссии по внутрипартийным спорам избран Олег Чубаров. В партию приняты Я.Гордин и Н.Катерли из Санкт-Петербурга, несколько человек из Ивановской области и один - из Белгородской.
Юрий Коргунюк, главный редактор бюллетеня
"Партинформ" (опубликовано в "Полития", № 4 (22), зима 2001-02 г.)
Прочие
работы Ю.Коргунюка
|