Выходит с 1 июля 1992 года Рег. номер 01739
Последнее обновление 02/06/2004 
 

БД ПартАрхив-98

Колонка главного редактора
 

Псевдопартийная система - наш подарок человечеству
Российские партии зимой-весной 2004 г.

Главный редактор бюллетеня "Партинформ" Юрий Коргунюк

   В первой четверти прошлого столетия наша страна обогатила мировой политический опыт не виданным дотоле явлением - однопартийной системой. Суть нововведения заключалась в том, что одна из российских партий не просто победила конкурентов, но и ликвидировала их, инкорпорировав себя в механизм государственной власти в качестве самостоятельной ветви - политической, держащей под контролем все прочие: исполнительную, законодательную и судебную.
   В начале нового тысячелетия Россия облагодетельствовала человечество ещё одним феноменом - псевдопартийной системой. Здесь новизна состоит в том, что, не отменяя свободы союзов, межпартийной конкуренции и вообще права граждан на политическую деятельность, эта система, тем не менее, перевернула с ног на голову отношения между партиями и государством. В "нормальной" партийной системе одна из партий (либо их коалиция), одержав победу на выборах, формирует политический состав исполнительной власти. В псевдопартийной системе никому не подотчётная исполнительная власть выстраивает собственную партию и подминает под себя парламент, определяя тем самым содержание политической повестки дня.
   Становление псевдопартийной системы завершило процесс, длившийся почти 15 лет и начавшийся с разложения однопартийного режима, когда единственная в стране партия - КПСС - под давлением неблагоприятных обстоятельств поступилась монополией на власть и отказалась от статуса "ведущей и направляющей силы". Вероятно, её руководство рассчитывало произвести плавный переход к системе с доминирующей партией (вроде той, что уже несколько десятилетий существует в Мексике). Однако с плавностью ничего не вышло: утратив контроль над "демократическим транзитом", КПСС рухнула, оставив вместо себя гигантскую дыру. Эта дыра заполнилась достаточно быстро, но отнюдь не самыми чистыми субстанциями. На смену однопартийной системе пришла система флуктуационная (назовём её так за неимением лучшего термина) - крайне фрагментированная и неустойчивая, в которой отсутствовал не только единый центр власти, но и ответ на вопрос, где он должен располагаться. Таковой центр, правда, скоро "нашёлся" (у президента), зато выяснилось, что партии почти не имеют на него влияния. Флуктуационная партийная система сменилась периферийной: партии определяют политическое лицо парламента, но не способны - и по большому счёту не готовы - реально контролировать деятельность правительства. Свою неспособность и неготовность они доказали на практике: когда осенью 1998 г. исполнительная власть, ослабленная политическими последствиями августовского дефолта, уступила парламенту право формировать правительство, получившийся в результате кабинет оказался таким же беспартийным и не зависящим от думского большинства, как и предыдущие. К тому же парламентские партии совершенно не желали делить с правительством ответственность за происходящее в стране и без сопротивления вернули рычаги управления президенту. Исполнительная власть, напротив, никогда не оставляла попыток установить контроль над парламентом и в конце концов добилась своего - сначала посредством закулисных сделок (в Госдуме третьего созыва), а затем обеспечив созданной "под себя" партии победу на думских выборах. Периферийная партийная система окончательно трансформировалась в псевдопартийную.
   Каким представляется дальнейшее развитие в интересующем нас направлении? Власти, естественно, более всего импонирует мексиканский вариант: в "Единой России" она хотела бы видеть аналог Институционно-революционной партии. Но ИРП всё-таки гораздо больше похожа на настоящую партию, чем ЕР. В последнем случае мы имеем дело с типичной псевдопартией, скрывающей за партийной формой абсолютно беспартийное и даже неполитическое содержание. "Единая Россия" не отстаивает выбранного ею самой пути развития страны, она не объединяет политически активных граждан, она вообще не способна самостоятельно стоять на ногах - она лишь послушный инструмент в руках консолидировавшейся российской бюрократии и ни в каком ином качестве той не нужна. Вполне вероятно, что "партии власти" ещё какое-то время (может быть, достаточно продолжительное) удастся удерживать главенство в парламенте, но это будет не её заслуга.
   Так или иначе, но сценарий, отводящий "партии власти" доминирующую роль на протяжении нескольких избирательных циклов, следует признать одним из наименее удачных для страны. Его реализация возможна только за счёт всё более интенсивной эксплуатации административного ресурса. В итоге псевдопартийная система полностью себя дискредитирует и рухнет так же бесславно, как ранее рухнула однопартийная. Полновластие нынешней бюрократии вновь смениться безвластием, и чем всё это кончится, предварительному расчёту не поддаётся.
   Значительно более щадящим был бы другой вариант: на политическом пространстве (а значит, и в парламенте) начинается постепенная поляризация сил, причём, конечно же, не экстремальная, "центробежная" (в терминологии Дж.Сартори), а умеренная, "центростремительная". Однако для этого необходимо, чтобы соответствующую готовность проявила не только власть, но и общество - и прежде всего независимые (то есть не входящие в сферу влияния президентской администрации) политические партии. Ситуация же с последними, увы, оптимизма не внушает.

1. Либералы:
от инфаркта к параличу

   Потерпев в декабре 2003 г. жесточайшее поражение, либералы, судя по всему, до сих пор не пришли в себя от пережитого шока. Инфаркт привёл к параличу - будем надеяться, временному.
   Особенно это заметно на Союзе правых сил. Жизнь в нём, можно сказать, остановилась. Почти заглох партийный интернет-сайт, ранее обновлявшийся с завидной аккуратностью, - а уж его-то поддержка требует минимальных усилий. На президентскую кампанию СПС отреагировал вяло и вразнобой, не выставив собственного кандидата, не поддержав чужого и не высказавшись ни за, ни против бойкота выборов. "Разбор полётов" отложен на лето, а пока объявлена общепартийная дискуссия, которая, впрочем, тоже еле теплится: одна-две статьи на веб-сайте - вот, пожалуй, и всё. Практически не видно и не слышно прежних лидеров: сосредоточился на электроэнергетических делах А.Чубайс (по слухам, не без настоятельной рекомендации из Кремля), отошли от политики Б.Немцов и Е.Гайдар, И.Хакамада и вовсе покинула партию, объявив о создании собственной.
   Не вывел "правых" из ступора и недолгий ажиотаж вокруг "тюремных писем" М.Ходорковского. Собравшийся в конце апреля Федеральный политсовет СПС постановил, что никакого кризиса либерализма в стране нет, есть только "кризис его менеджмента", а самим "правым" не в чем каяться - тем более "под политическим шантажом"1.
   Каяться "правым" действительно не стоит, да и предъявляемые им претензии на удивление схожи с теми, которые уже до дыр затёрты непримиримыми политическими оппонентами, причём касаются эти претензии не столько сделанного либералами, сколько того, что оказалось им не под силу, - в частности, насытить пятью хлебами сто пятьдесят миллионов человек. Удовлетворить общество бюджетополучателей невозможно в принципе - в этом убеждает пример Восточной Германии, на адаптацию которой к новым реалиям западная половина страны истратила не один десяток миллиардов марок. За бедность российского населения в равной степени ответственны все, кто придерживается взгляда на государственную казну как на дармовую кормушку, из которой каждый желающий волен взять столько, сколько ему потребуется.
   Ещё более обоснованно нежелание СПС опускаться до полемики с такими личностями, как С.Белковский и иже с ним. Однако и ответ "правых" на вопрос о причинах декабрьского поражения трудно признать удовлетворительным. Виноват не "кризис мендежмента", а сама ставка на менеджмент. Несколько лет, вместо того чтобы в поте лица завоёвывать авторитет в обществе и мобилизовывать новую социальную базу (прежняя - интеллигенция - таяла на глазах), партия уповала на таланты имиджмейкеров и заручалась финансовой поддержкой крупного капитала. И наказана именно за это.
   Не выдерживает критики и предположение, согласно которому едва ли не главную роль в поражении СПС сыграло его выступление в защиту М.Ходорковского2. Дело не в выступлении, а в том, что "правым" не хватило духу придать этой защите политический характер. Бороться нужно было не за свободу своего спонсора, а за интересы налогоплательщиков, бессильных перед произволом начальства в погонах и без. Бросить вызов "партии власти" СПС побоялся, выбрав спарринг-партнёра пожиже - "национал-социалистов" из "Родины". Эта робость тоже не осталась не замеченной избирателем: ему требуется защитник похрабрее, причём уверенный в победе и способный вселить такую же уверенность в защищаемого.
   И уж совсем никуда не годятся планы руководства СПС относительно дальнейшего образа действий, изложенные ответственным секретарём ФПС СПС Виктором Некрутенко: "Считайте, что мы поставили машину на пару лет на ремонт. Лишь бы она за время консервации не сгнила. Сейчас главное не делать резких движений и приглядываться, куда повернёт колесо истории"3. Если "правые" всерьёз хотят наверстать упущенное, им надо не таиться, выжидать и "приглядываться" (это уже привело к поражению на выборах), а начинать работать, причём немедленно - не важно, под вывеской СПС или какой-нибудь другой. Готовить почву для создания предполагаемой демократической коалиции нужно сегодня, а не через два года, и не на верхушечном, а на самом что ни на есть низовом уровне - среди граждан, а не политиков, в обществе, а не во власти.
   Если "правых" провал на выборах вверг в паралич, то у "Яблока" он обострил хроническую болезнь - солипсизм. Руководство партии всё глубже и глубже погружается в собственный иллюзорный мир, где, в отличие от мира реального, дела обстоят наипрекраснейшим образом: "Яблоко" наращивает численность, участвует в выборах, организует акции протеста, судится с властью и одновременно проводит туда своих людей - поэтому и менять ему ничего не надо. Примерно так ответила пресс-секретарь Г.Явлинского Евгения Диллендорф бывшему пресс-секретарю СПС Елене Дикун на её статью в "Московских новостях"4 - это даже не отповедь, а сплошной отчёт о победах и достижениях.
   Разумеется, подобную позицию можно рассматривать как защитную реакцию партийного организма на неблагоприятные внешние условия. Но отрицанием болезни болезнь не вылечишь. Чтобы начать лечение, надо прежде признать сам факт заболевания - а этого "яблочное" руководство делать не хочет (и, скорее всего, не может). Партия уже давно сползла на периферию политического процесса, но по-прежнему считает себя одним из его вершителей. "Яблочному" руководству просто не приходит в голову, что в своём нынешнем виде партия не нужна никому, кроме усыхающей год от года горстки адептов; что былое влияние (и бывшее ли?) не вернётся, если не сменить всё - от фасада до лидеров. Отказываясь даже допустить подобную возможность, "Яблоко" обрекает себя на бесконечное вращение в кругу мифологем, ни в чём не совпадающих с сегодняшними реалиями. Оно бьётся за признание недействительными давно прошедших выборов. Оно организует уличные акции под лозунгами, которые могли найти отклик в обществе разве что на рубеже 1980-90-х. Партийный идеолог Сергей Митрохин продолжает убеждать всех в неэффективности объединения СПС и "Яблока"5, тогда как это злоба даже не вчерашнего, а позавчерашнего дня: речь идёт не о консолидации старых, а о создании принципиально новых организационных форм.
   Впрочем, прогрессирующий солипсизм поразил в основном партийную верхушку. На местах "яблочные" подразделения ведут себя не в пример адекватнее. Где-то они действуют заодно с "правыми" (Санкт-Петербург, Свердловская, Челябинская и Тюменская области), а кое-где и с "левыми" (Оренбургская область - здесь "Яблоко" совместно с региональным отделением Российской партии труда и рядом общественных организаций создало общественный совет "За труд и справедливость"). В прежние времена держать местные организации в рамках "генеральной линии" федеральному руководству партии помогало наличие серьёзных финансовых рычагов. Теперь, после того как спонсоры по понятным причинам свернули программы помощи молодой российской демократии, центр вынужден смириться с уходом регионалов на вольные хлеба. Многие ли вернутся назад - большой вопрос.
   Конечно, никто не ждёт от уже существующих партий формальной самоликвидации - слишком много было вложено и потрачено на их создание и регистрацию (в создание новых вложить потребуется не меньше). Но без кардинального пересмотра тактики, без смены руководства, вливания свежей крови, а может быть, и структурного преобразования "старым" партиям не обойтись. В противном случае они окажутся невостребованными - кому нужны организации, занятые исключительно самосохранением? В конце концов потенциальный избиратель либералов обратится к услугам других партий и других лиц. Если таковых не видно сегодня, это вовсе не означает, что они не появятся завтра.
   А то, что мало-мальски достойных конкурентов у СПС и "Яблока" пока нет, - факт неоспоримый, хотя и прискорбный, поскольку, вполне в согласии с оценками М.Ходорковского, свидетельствует о кризисе российского либерализма. Не считать же полноценной заменой "Свободную Россию" И.Хакамады, "Комитет-2008" и проект "Новые правые".
   Возникновение "Свободной России" свидетельствует лишь о чрезвычайной гибкости её создательницы, которая, по сути, всегда была кошкой, которая гуляет сама по себе, время от времени примыкавшей к кажущейся ей перспективной политической организации. Вот и сейчас, сочтя, что Союз правых сил уже не жилец в политике, И.Хакамада поспешила укрепить своё положение. Создание собственной партии, участие в президентских выборах - это лишь попытки заработать очки в преддверии предстоящих переговоров о формировании единой демократической коалиции. Насколько эти шаги повысят шансы И.Хакамады, судить трудно: о президентских выборах все забыли через неделю после их окончания, а с партией дела идут ни шатко ни валко - видимо, плохо как с людьми, так и с деньгами.
   Комитет "2008: свободный выбор" был создан в начале года представителями либеральной интеллигентской элиты, объявившими своей целью сохранение "гарантий свободного выбора" для граждан России6. Председателем комитета, как бы подчёркивая его внепартийный характер, избрали экс-чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова. В принципе, если бы "комитетчики" строго следовали заявленной цели, пусть даже толкуя её весьма расширительно (то есть включая сюда выработку основ, на которых будет формироваться будущая демократическая коалиция), их инициативу можно было бы только приветствовать. Но они пошли гораздо дальше, не только выказав претензии на патронаж над коалицией, но и заранее определив её лидеров - на эту роль назначены Г.Каспаров, Б.Немцов, В.Рыжков, И.Хакамада и Г.Явлинский7.
   Ничего, кроме глубокого уныния относительно перспектив российского либерализма, данный список вызвать не способен. Начать с того, что Г.Каспаров оказался в нём явно "по должности" - как председатель "Комитета-2008". В политике Каспаров ничем себя не проявил, если не считать кратковременного и малоудачного сотрудничества с Н.Травкиным в ДПР (начало 1990-х). Последнее, что возглавлял другой участник списка - В.Рыжков, - это фракция "Наш дом - Россия" в Госдуме второго созыва, которую даже по самой снисходительной классификации следует отнести к "партии власти", а отнюдь не к либеральному флангу. Политические достижения Б.Немцова и И.Хакамады сводятся к тому, что в бытность лидерами СПС они с потрясающим грохотом обвалили рейтинг партии. А Г.Явлинский, надо полагать, удостоился такой чести в признание заслуг по заведению своей политической армии в болото.
   Как обычно, "Комитет-2008" начал не с того конца. В России это не первая попытка создания верхушечной коалиции. Требуется же прямо противоположное - "спуститься" к обществу, укреплять позиции либералов на местах. По результатам этой работы (не раньше!) и определится круг потенциальных лидеров, тогда как "комитетчики" озабочены не столько организацией данного процесса, сколько дележом шкуры неубитого медведя. Но их начинание априори обречено на неуспех.
   Что касается "Новых правых", то некоторые их заявления дают повод догадаться, кто именно выступал в роли спичрайтеров М.Ходорковского при написании "тюремных писем". Вот, например, совпадение фраз: "Постановить, что мы - люди земли, а не воздуха" у М.Ходорковского8 и "Объединяться должны и правые: люди земли, а не воздуха" у "Новых правых"9. Некоторые выводы можно сделать и относительно "духовного отцовства" данного проекта: определение себя как тех, "для кого Бог, Родина, Свобода - не пустой звук"10, указывает на известного публициста Максима Соколова.
   С тем, что политический успех либерализма, равно как и "правых" (хоть новых, хоть старых), требует в качестве непременного условия "твёрдой, неразменной почвы под ногами"11, согласится кто угодно. Вопрос в том, что понимать под этой самой "твёрдой почвой". Если пытаться утвердиться на таких абстракциях, как "национальные интересы", "историческая традиция" и "моральные ценности", то как бы либералам (и "правым") опять не повиснуть в воздухе. По сути, им предлагается опереться на традиционализм - отринув "антигосударственный", "антирелигиозный" и "антипатриотический" прогрессизм.
   Беда в том, что и традиционализм, и прогрессизм в наших условиях - феномены сугубо интеллигентские. О каких традициях можно говорить в стране, которая в начале ХХ века была на четыре пятых крестьянской, а в конце столетия стала на три четверти городской, которая сто лет назад кормила себя и государство, а сегодня сама кормится от бюджета? Речь можно вести разве что об интеллектуальных и эстетических традициях, носителем которых является исключительно интеллигенция.
   Подавляющее большинство населения страны давно оторвалось от всяких корней; история для него - это то, что оно помнит само. Дальше сталинских пятилеток, хрущёвской кукурузы и брежневского застоя народная память, как правило, не простирается. Потому-то традиционализм в современной России окрашен преимущественно в красные тона - это советский традиционализм, активно эксплуатируемый коммунистами. "Правым" ни с какого боку на него не облокотиться. Любая же апелляция к традиционализму иного цвета в глазах большей части электората будет выглядеть очередной завиральной интеллигентской идеей.
   Если либералы действительно хотят обрести почву под ногами, им, в соответствии с ценными указаниями классиков марксизма, следует опираться не столько на идеи, сколько на интересы. В наших конкретных условиях это могут быть только интересы налогоплательщиков. Пока что данная категория населения глуха к политическим лозунгам, поскольку привыкла решать свои проблемы путём банального уклонения от налогов либо столь же банального откупа. Рано или поздно эти способы перестанут срабатывать. Власть, похоже, всерьёз взялась за налогоплательщиков, забыв при этом позаботиться об искоренении взяток и поборов. Как только налогоплательщик сполна вкусит издержки двойного гнёта - и налогового, и коррупционного, - он станет куда отзывчивее на призывы к сплочению в борьбе против наглеющего начальства. Именно в этом направлении либералам и предстоит ориентировать свою деятельность. И подготовительную работу нужно начинать прямо сейчас, а не когда подаст сигнал жареный петух.

2. Главная псевдопартия -
наш главный псевдорулевой

   Необходимая предпосылка формирования псевдопартийной системы - наличие контролируемой властью псевдопартии ("партии власти"), получившей большинство в высшем органе законодательной власти. Сегодня в данной роли выступает "Единая Россия".
   Следует отдать должное администрации президента: из победы на думских выборах она выжала максимум возможного. Уже 8 декабря 2003 г. было очевидно, что парламентское большинство у "партии власти" в кармане. Однако Кремль ухитрился сделать это большинство не простым, а конституционным - высший пилотаж закулисной "работы". В ход пускались самые разные приёмы - от обещаний устроить личные дела депутатов до предоставления крупных думских постов представителям менее удачливых партий (таким образом, в частности, во фракцию "Единая Россия" завлекли члена Федерального политсовета СПС Павла Крашенинникова, получившего должность председателя комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству).
   Однако эти успехи не столько приглушают, сколько усугубляют некоторые проблемы, присущие образованиям подобного рода. В отличие от других политических организаций "партия власти" несамостоятельна в своём поведении - она марионетка в руках президентской администрации. Причём в индивидуальном плане для большинства депутатов фракции, подконтрольной исполнительной власти, сила последней - не плюс, а минус. Пока позиции Кремля в Госдуме были слабы, члены фракции НДР вовсю лоббировали частные интересы - либо близких коммерческих структур, либо "родных" региональных администраций. В Госдуме третьего созыва это было уже сложнее: если представители "Отечества - Всей России" и "Регионов России" ещё могли позволить себе вольности, то в "Единстве" дисциплина была построже. Наконец, в нынешней нижней палате предприняты все меры, чтобы ограничить свободу депутатского манёвра. Практически любой законопроект проходит через предварительное утверждение руководством Госдумы, большинство в котором принадлежит "единороссам". Следовательно, даже те депутаты, которые приписаны к "партии власти", могут провести свои инициативы лишь заручившись поддержкой фракционного начальства (фактически - администрации президента). Высшие же инстанции отнюдь не поощряют какой-либо самодеятельности. Другими словами, из мастеров-кустарей депутаты превратились в промышленное предприятие, где вал строго по плану.
   Как следствие, из двух традиционных инструментов управления - кнута и пряника - второй применяется всё более скупо, а первый - всё более щедро. Пряников всегда не хватает на всех: бюджет не резиновый. И тем чаще в ход идёт кнут - не только во фракции, но и в партии в целом. В последнее время в ряде региональных отделений ЕР вспыхивали "бунты": "единороссы" отказывались утверждать спускаемых сверху кандидатов на руководящие посты. Репрессии не заставляли себя ждать: для проформы на места присылались комиссии (якобы для того, чтобы разобраться в ситуации), но дело неизбежно заканчивалось исключением "заговорщиков" из партии. Тем самым, однако, руководство "Единой России" признавало: "Мы никакая не партия, мы - псевдопартия. У наших членов не может быть собственного мнения, потому что у нас нет членов. Есть состоящая на учёте массовка и есть смутьяны, желающие на горбу "партии власти" въехать в рай. С такими мы будем беспощадно бороться".
   В самом деле: не для того власть создавала "Единую Россию", чтобы всякие "политические предприниматели" использовали её в своих целях. У ЕР только одна цель - обеспечение гегемонии Кремля на всех уровнях представительной власти. Любой член партии может преследовать свои интересы единственным путём - обращаясь за одобрением к вышестоящему начальству.
   Видимо, желанием выстроить "политическую вертикаль" объясняются как изменённый порядок формирования региональных законодательных собраний, так и пробные шары насчёт избрания Госдумы целиком по пропорциональной системе. Выборы по одномандатным округам - дело хлопотное, требующее тесного взаимодействия с местной администрацией, с которой потом приходится делиться властью. Участвовать же в выборах по спискам имеют право только общероссийские партии, и здесь все нити сосредоточены в руках президентской администрации. Создавая в региональных парламентах фракции "Единой России", Кремль таким образом обеспечивает себе плацдармы влияния, не зависящие от губернаторов.
   Просчёт здесь в одном. ЕР - не КПСС, а нынешняя Россия - не СССР. Это раньше сеть парткомов опутывала всю страну, вплоть до отдалённейших уголков, а карьерный либо профессиональный успех был достижим лишь после вступления в партию. Сейчас есть куда податься и кроме "Единой России" - хоть в бизнес, хоть за границу. Да и во власть легче пройти через чёрный ход, чем через региональное отделение ЕР. Наводя дисциплину в партийных рядах, Кремль только теряет политическую силу, поскольку отсеивает не слабых и пассивных, а сильных и предприимчивых. Тем самым он создаёт критическую массу недовольных, которая рано или поздно даст о себе знать. Тогда и выяснится, что сброд, назначенный армией, - всё же не армия, а сброд.

3. Борьба с "семигинщиной":
лекарство хуже болезни

   В ночь с 14 на 15 марта в штаб-квартире КПРФ, наверное, царило ликование. Партийный кандидат в президенты Николай Харитонов вышел на твёрдое второе место. И пусть он уступил почти 60% голосов безоговорочному фавориту В.Путину, зато другого ближайшего конкурента - С.Глазьева - обошёл почти на 10% (13,69 против 4,1%). Коммунисты радовались даже не столько неудаче бывшего союзника, сколько тому, что относительный успех Н.Харитонова ставил точку во внутрипартийной распре.
   Дело в том, что слабое выступление Компартии на парламентских выборах требовало выявления и наказания виновных. Всё списать на происки власти было невозможно - на то и щука в море, чтоб карась не дремал. Самой же естественной мишенью для критических стрел объективно являлся Президиум ЦК, руководимый Г.Зюгановым, - именно он отвечал за стратегию и тактику избирательной кампании. Накануне второго этапа IХ съезда КПРФ (28 декабря 2003 г.) 62 члена Центрального комитета во главе с секретарём ЦК по оргработе Сергеем Потаповым выступили с заявлением о необходимости отставки Президиума и лично Зюганова. На прошедшем 27 декабря пленуме ЦК сторонникам лидера Компартии удалось отбить эту атаку (Зюганов отделался порицанием), однако на съезде предполагалось рассмотреть очень важный вопрос - об участии в президентских выборах. И здесь руководство КПРФ попадало в сложное положение.
   Было очевидно, что тех 30%, которые Г.Зюганов получил в 2000 г., на этот раз ему не видать как своих ушей. А чем меньше оказывался результат, тем более шаткими становились позиции председателя ЦК внутри партии. В этих условиях существенно повышались шансы на выдвижение кандидатом давнего противника Зюганова - председателя Исполкома Народно-патриотического союза России Геннадия Семигина (пользовавшегося, кстати, поддержкой С.Потапова и его сторонников). Именно это чуть и не произошло. Более-менее харизматические фигуры - бывший губернатор Краснодарского края Николай Кондратенко и руководитель Движения в поддержку армии Виктор Илюхин - выставлять свои кандидатуры отказались, сославшись на нежелание "участвовать в фарсе" (на самом деле их участия в выборах, судя по всему, не желала власть, располагавшая, видимо, и соответствующими рычагами давления: заставила же она в своё время Н.Кондратенко отдать губернаторское кресло А.Ткачёву). В результате Семигин соперничал с левым аграрием Николаем Харитоновым, причём уступил ему совсем немного (105 голосов против 123).
   Нельзя сказать, что Н.Харитонов представлял собой самый удачный выбор - просто другого у руководства КПРФ не нашлось. Поначалу рейтинг новоиспечённого кандидата не вселял особых надежд, колеблясь в пределах 1-3% и заметно проигрывая глазьевскому. Однако затем дела пошли на поправку - подключился Кремль, бросивший все силы на борьбу с Глазьевым, в тот момент казавшимся очень опасным. Харитонов не обманул ожиданий партийного руководства. Участь "группы Семигина-Потапова" была предрешена.
   Сторонники Г.Зюганова и раньше искореняли "семигинщину" довольно активно, теперь же их рвение утроилось. С аргументами, которые они приводили, трудно было поспорить: Семигин интенсивно "скупал" руководство региональных отделений КПРФ, выплачивая лично от себя зарплату первым, вторым и прочим секретарям, являвшимся, как правило, также руководителями местных подразделений НПСР. Семигин укреплял прежде всего собственные позиции - в ущерб позициям центрального руководства. Понятно, что с этим не стала бы мириться никакая партия.
   Другое дело, что борьба с "семигинщиной" может ударить по КПРФ больнее, чем сама "семигинщина". Во-первых, с Г.Семигиным оказались связаны слишком многие партруководители на местах. И хотя сейчас они всячески открещиваются от этой порочащей связи, кампания по их смещению уже достигла разгара и вряд ли будет свёрнута. Они уже превратились в персональных врагов Зюганова, и тот наверняка постарается очистить от них партию. Однако при тех проблемах, которые КПРФ испытывает с воспроизводством руководящих кадров, избавляться от имеющихся по меньшей мере недальновидно.
   Во-вторых, победа над "семигинщиной" способна сильно осложнить взаимоотношения КПРФ с потенциальными спонсорами. Некогда они давали деньги, не претендуя на внутрипартийную власть. Но это было тогда, когда коммунисты контролировали парламент и регионы "красного пояса". Те времена давно прошли, и нынешний спонсор капризнее и разборчивее. А без внешних финансовых вливаний, только на членские взносы, сегодня не выживет ни одна политическая партия, даже КПРФ.
   В-третьих, борьба с "уклоном" заставляет сторонников Г.Зюганова прибегать к апробированным ещё в советскую эпоху методам, в том числе опоре на авторитет "классиков". Всё чаще в полемике звучат ссылки на Ленина и Сталина. А значит, партия всё больше увязает в идеологическом гетто. Едва ли это поможет ей расширить электоральную базу.
   Зюганов, конечно, одолеет своих соперников - никто в этом не сомневается. А вот пойдёт ли его победа на пользу партии - сомнения есть, и немалые.
   Разумеется, КПРФ не псевдопартия. Напротив, это единственная в стране настоящая массовая партия. Но ещё пара кампаний по борьбе с какой-нибудь "…щиной" - и, превратившись в вотчину Зюганова, она мало чем будет отличаться от большинства псевдопартий.

4. ...И прочие формы
псевдопартийной жизни

   Одна из особенностей описываемой системы заключается в том, что псевдопартиями являются не только те, которые пытаются выдать себя за правящие, но и прикидывающиеся оппозиционными. Не составляет исключения и "старейшая" политическая партия современной России - ЛДПР, созданная ещё в 1989 г.
   Живучести творения В.Жириновского остаётся только удивляться. Про Либерально-демократическую партию всё было ясно с самого начала: типичный театр одного актёра. О ней смешно было говорить как о партии. Но, как выяснилось, на выбор избирателя данное обстоятельство не влияло нисколько. Избиратель голосовал именно за Жириновского, а не за никому не интересную Либерально-демократическую партию России.
   Конечно, успех ЛДПР на последних выборах в немалой степени обеспечило достаточно благосклонное отношение власти. Псевдопартии нужна псевдооппозиция. Жириновский, при всей его эксцентричности и внешней непредсказуемости, - фигура вполне управляемая. Во всяком случае, он прекрасно знает цену себе и своему изделию, и, когда власть считает нужным эту цену дать, ему хватает ума не отказываться.
   Однако справедливости ради надо отметить, что власть никогда Жириновскому особенно не помогала. Просто время от времени она включала ему зелёный свет, а уж дальше он своего не упускал. Лидер ЛДПР как никто другой научился извлекать максимум выгоды из пропорциональной системы. Если бы Госдума избиралась только в одномандатных округах, о ЛДПР все давно бы забыли. А благодаря партийным спискам её депутаты заседают вот уже в четвёртом составе парламента.
   Так что, переведя формирование региональных законодательных собраний частично на пропорциональную систему, власть подарила Жириновскому возможность обзавестись крепкими структурами на местах. Вообще-то после триумфа 1993 г. ЛДПР создала фракции и в ряде региональных парламентов, причём тогда депутатов приходилось проводить почти исключительно по мажоритарной системе. Но это был лишь краткий миг: интерес к партии Жириновского очень быстро угас, и нишу "либерал-демократов" в облдумах и заксобраниях заняли коммунисты. И вот теперь у ЛДПР образовался реальный шанс восстановить своё представительство в местных органах законодательной власти. Жириновский по обыкновению использует этот шанс максимально эффективно - практически на всех состоявшихся в текущем году региональных выборах его партия преодолела процентный барьер, который там был предусмотрен.
   Но так ли прост Жириновский, и не ошибается ли власть, числя его в своих марионетках? Он такой покладистый лишь потому, что великолепно чувствует, за кем в данный момент сила. А вдруг власть неожиданно ослабеет в результате некоего форс-мажора? Тот факт, что ЛДПР - не настоящая партия, ничего не значит. "Единая Россия" тоже псевдопартия, и реально у власти нет политической армии, кроме бюрократии как таковой. В случае же смуты "членский состав" любой псевдопартии мгновенно забудет о своём псевдочленстве и превратится в мародёров. Никакую из мнимых величин это, конечно же, не усилит, а вот смуту - ещё как.
   Если ЛДПР появилась на свет прежде всего благодаря харизме своего лидера, то с "Родиной" было не так. В её создании прямо участвовал Кремль, снабжая свою тайную протеже спонсорами и обеспечивая телевизионным эфиром. При этом президентская администрация вовсе не стремилась вывести на политическую сцену нового игрока. Задача была скромнее - хорошенько распотрошить электорат коммунистов и откусить от него возможно больший кусок. Однако "Родина" получилась более шустрым младенцем, чем предполагала "повивальная бабка", и партийное пространство пополнилось новым субъектом.
   Участие Кремля в создании "Родины" определило и характер её "родовой травмы". Едва начав пользоваться плодами своего успеха, "Родина" обнаружила себя прочно сидящей на крючке у президентской администрации. Второе лицо в блоке - Дмитрий Рогозин - оказался засланным казачком и кремлёвским комиссаром.
   Превратиться в настоящую политическую силу "Родина" могла бы лишь сделавшись настоящей оппозицией. Именно это, кстати, и планировал её первоначальный лидер Сергей Глазьев. Исходя именно из этих соображений он и выдвинулся в президенты. Вот тут-то кремлёвское происхождение "Родины" и сыграло свою роковую роль. Выполняя волю патрона, Д.Рогозин принялся всячески препятствовать выдвижению С.Глазьева. Сначала Высший совет блока объявил кандидатом от "Родины" бывшего председателя Центробанка Виктора Геращенко, а когда тот не был зарегистрирован Центризбиркомом, Рогозин и его сторонники высказались в поддержку В.Путина.
   Затем раскол переместился непосредственно в сферу партстроительства. Единой организации на базе избирательного блока создать так и не удалось. С.Глазьев в обход вчерашних союзников начал формировать движение сторонников "Родины", а Д.Рогозин в ответ провёл съезд Партии российских регионов (одной из соучредительниц блока), исключил из неё Глазьева и переименовал ПРР в партию "Родина".
   В заключение Д.Рогозин (скорее всего, опять не без помощи Кремля) перетянул на свою сторону большинство членов думской фракции "Родина" и стал её лидером - вместо опального С.Глазьева. Последний к тому же сильно уронил свой рейтинг неудачным выступлением на президентских выборах.
   Таким образом, администрация президента, породив "Родину", сама её и похоронила - руками Рогозина. От блока осталось несколько ошмётьев: с одной стороны - "За достойную жизнь" (новое название организации Глазьева), с другой - рогозинская партия "Родина", с третьей - так никого и не выбравшая Партия национального возрождения "Народная воля" Сергея Бабурина. Сам Бабурин в ходе конфликта в думской фракции примкнул к Рогозину, получив в награду пост вице-спикера Госдумы, в то время как его партия поддержала на президентских выборах С.Глазьева, а многие её представители участвовали в создании ЗДЖ. Совсем уж на задворках прозябает Социалистическая единая партия России - после раскола на "глазьевцев" и "рогозинцев" она практически свернула свою деятельность.
   Первоначальный импульс, возникший из успеха "Родины" на парламентских выборах, растворился в атмосфере. Конечно, и глазьевское, и рогозинское образования продолжают какие-то телодвижения, но после распада "Родины" их мало кто воспринимает в качестве перспективной силы.
   Любопытно, что С.Глазьев, имеющий репутацию "левого" экономиста, с некоторых пор всё теснее общается с разного рода "патриотическими" группировками, тогда как "националист" Д.Рогозин повсюду говорит о планах создания лейбористской партии, опирающейся на профсоюзное движение. "Парадокс" этот, впрочем, легко объясним.
   Глазьев всегда был одиночкой; отсюда его подозрительное отношение к любому потенциально сильному партнёру. Да и общение с КПРФ, по всей видимости, не прошло для него бесследно, и, обжегшись на молоке, он дует на воду.
   У Рогозина же гораздо более богатое партийное прошлое - ещё в начале 1990-х он занимал пост заместителя председателя Конституционно-демократической партии (КДП-ПНС); потом в его политической карьере были Конгресс русских общин, Народная партия РФ, три избрания в Госдуму в одномандатном округе. Он по собственному опыту знает, какая это ненадёжная вещь - харизма. Поэтому союзников Рогозин предпочитает не бояться, а смело использовать, играя на опережение.
   А что же предполагаемые союзники? А вот что. Партии наподобие британской Лейбористской ("непрямые" в терминологии М.Дюверже, то есть создаваемые не отдельными гражданами, а общественными организациями) появлялись в первой половине ХХ столетия в странах с прочными традициями профсоюзного и кооперативного движения. В России таких традиций сроду не бывало. Самое крупное наше профсоюзное объединение - Федерация независимых профсоюзов России - существует по затухающей инерции, оставшейся с советского периода. Так называемые свободные профсоюзы (СОЦПРОФ, "Защита труда" и пр.) немногочисленны и по большому счёту маргинальны. О кооперативном движении вообще говорить не приходится.
   В последнее время, правда, в политической жизни страны наблюдаются некоторые признаки оживления конфликта между трудом и капиталом. Так, осенью прошлого года на выборах мэра Норильска неожиданно победил не ставленник "Норникеля", а его яростный оппонент - местный профсоюзный лидер Валерий Мельников. Это свидетельствует о том, что по мере обретения благосостояния наёмные работники начинают всё настойчивее требовать учёта своих интересов. Не факт, однако, что интенсификация данного конфликта непременно приведёт к укреплению профсоюзного движения. Он может быть разрешён и в других плоскостях - посредством перетока рабочей силы в более перспективные отрасли, путём развития малого бизнеса и пр. Так что возникнут ли когда-нибудь у нас по-настоящему сильные профсоюзы - неизвестно. А доживёт ли до этого рогозинская "Родина" - тем паче.
   Пока же и глазьевский, и рогозинский обломки "Родины" - это не партии, а лишь протоколы о намерениях. Сама "Родина" являла пример типичнейшей псевдопартии, лишённой внутренних оснований и существовавшей по воле внешних сил.
   Как бы там ни было, ясно одно: псевдопартийность - следствие определённого внутреннего состояния общества. Мы - слишком мало граждане, полагающиеся на собственные силы, и слишком много - иждивенцы, надеющиеся "на дядю". В результате эти дяди творят что хотят, а потом выдают плоды своего творчества за политические партии.
   
   1 Стенограмма пресс-конференции секретарей ФПС СПС Л.Гозмана и В.Некрутенко
   2 Там же
   3 Елена Дикун. Правого фронта больше нет
   4 Евгения Диллендорф. Ничего не поняли, ничему не научились. 4 мая 2004 г.
   5 Сергей Митрохин. Пора кончать с мифамиl
   6 Декларация комитета "2008: свободный выбор"
   7 Предложения комитета "2008: свободный выбор" по созданию Коалиции демократических сил
   8 Михаил Ходорковский. Кризис либерализма в России
   9 "Новые правые" считают либералов левыми маргиналами
   10 Там же
   11 Михаил Ходорковский. Кризис либерализма в России

Юрий Коргунюк,
главный редактор
бюллетеня "Партинформ"

(опубликовано в "Полития", № 1 (32), весна 2004 г.)

Прочие работы Ю.Коргунюка


Издатель - Фонд ИНДЕМ
Главный редактор - Юрий Коргунюк 
101000  Москва,
Б.Златоустинский пер., 8/7, комн. 5. 
                     Тел./факс: (495) 624-3297, 
                     


БАЗА ДАННЫХ - ПАРТАРХИВ
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА  / ПАРТИЙНЫЕ НОВОСТИ   / МАТЕРИАЛ ПОСЛЕДНЕГО НОМЕРА  / КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА  / КАЖДЫЙ 4'й НОМЕР / КНИГА "РОССИЙСКАЯ МНОГОПАРТИЙНОСТЬ" / ПОДПИСКА  / КОЛЛЕКЦИЯ ССЫЛОК  / ГОСТЕВАЯ КНИГА