Выходит с 1 июля 1992 года Рег. номер 01739
Последнее обновление 06/10/2000 
 

БД ПартАрхив-98




 

Колонка главного редактора
 

Политические партии России летом - в начале осени 2000 г.
Главный редактор бюллетеня "Партинформ" Юрий Коргунюк

   Одним из итогов первых месяцев президентства В.Путина можно считать то, что восприятие обществом сложившейся за последнее десятилетие расстановки политических сил во многом утратило прежнюю четкость. Легкость, с какой президенту удалось провести через Госдуму ряд важнейших инициатив - от нового порядка формирования Совета Федерации до второй части Налогового кодекса, - создала ощущение, что в стране вообще не осталось оппозиции, а на смену былому противостоянию пришел полный контроль исполнительной власти над властью законодательной. Взволнованная этим интеллигентская общественность принялась искать в действиях новой власти признаки стремления установить авторитарный режим, обнаруживая их едва ли не во всем - начиная с военных действий в Чечне и заканчивая "наездами" на медиа-империи В.Гусинского и Б.Березовского.
   Все это очень сильно напоминает ситуацию конца 1991 - начала 1992 г. Тогда демократическая общественность тоже выражала тревогу в связи с чрезмерным, как она считала, усилением позиций Б.Ельцина и со дня на день ожидала превращения его в диктатора. Дошло до того, что оппозицией объявила себя парламентская фракция "Радикальные демократы" (М.Салье, С.Юшенков, А.Шабад и др.), абсолютно серьезно провозгласившая намерение приступить к созданию "теневого правительства". Очень скоро, правда, на политическую авансцену вышла реальная оппозиция, авангард которой составили разнообразные лоббисты, и об эскападах "радикальных демократов" все позабыли, тем более что последние дружно встали на защиту правительства Гайдара. На фоне же всевозможных "конструктивных" (Гражданский союз) и "непримиримых" ("Российское единство", Фронт национального спасения) оппозиций демократы выглядели несерьезно, и правительство было вынуждено уступить напору лоббистов, вследствие чего эффект первой волны экономических реформ оказался заметно смазан. Но демократической общественности, как видно, урок впрок не пошел. В то время как к либеральным реформам подкрадывается их извечный, вооруженный социальной демагогией и оттого вдвойне опасный, враг - лоббизм во всех его ипостасях, - интеллигентское сообщество по-прежнему этого не замечает, увлекшись борьбой с угрозой "надвигающегося тоталитаризма", ища и находя союзников в лице медиа-магнатов и региональных баронов, у себя в вотчинах давно расправившихся со всякими намеками на демократию.
   Между тем, по мере приближения к обсуждению бюджета на 2001 г. весьма четко обозначились контуры широкого лоббистского фронта. О необходимости увеличения доходной, а следовательно и расходной, части бюджета заговорили не только коммунисты и аграрии вкупе с несколько подчеркнуто дистанцирующимися от федерального центра ОВР и "Регионами России", но и совсем, казалось, карманные "Единство" и "Народный депутат" - другими словами, все объединения, являющиеся выразителями интересов тех или иных отрядов многочисленного российского чиновничества. И если, положим, аппетиты "Единства" можно было умерить одним звонком из администрации президента, то с состоящим сплошь из лоббистов "Народным депутатом" правительству и администрации президента пришлось нелегко. Уговаривать лоббиста отказаться от лоббирования - все равно, что отучивать волка от мяса.
   Единственное, благодаря чему исполнительной власти удалось "продавить" через Думу проект бюджета-2001, - это, пожалуй, слабая обратная связь значительного числа лоббистски ориентированных депутатов со своими потенциальными "клиентами". Лоббистов-"одиночек" из "Народного депутата" и ЛДПР, судя по всему, удалось элементарнейшим образом "перекупить"1, и это обошлось исполнительной власти гораздо дешевле, нежели идти на уступки коммунистам, аграриям, ОВР и "Регионам России", лоббирующим интересы целых отрядов отраслевого и регионального чиновничества и потому оперирующим на порядок более крупными цифрами. Нельзя, однако, забывать, что впереди еще не одна схватка вокруг бюджета, а аппетиты лоббистов-одиночек имеют склонность расти, и не исключено, что рано или поздно в Думе может появиться "перекупщик", который предложит гораздо большую цену, нежели администрация президента.
   Так или иначе, баталии вокруг бюджета существенно поколебали миф о столь уж всеобъемлющем контроле исполнительной власти над нынешним парламентом. Опираться на чиновничество и быть независимым от него, от его лоббистской природы, - вещь невозможная, и В.Путину рано или поздно придется в этом убедиться.
   Можно сколько угодно усиливать власть центра разнообразными законами или введением дополнительных звеньев во властную вертикаль, но в условиях отсутствия эффективного общественного контроля за действиями аппарата все эти меры приведут лишь к раскручиванию очередной интриги в бюрократических играх. Контроль чиновника над чиновником имеет весьма ограниченные пределы: он обеспечивает абсолютную лояльность нижестоящей инстанции вышестоящей, но не способен отучить начальника воровать. Это мог бы подтвердить еще Петр Алексеевич Романов, обломавший не одну палку о бока светлейшего князя Меньшикова. Приструнить вора может только тот, у кого воруют, т.е. само общество. И если последнее посылает в парламент как раз тех, у кого рыльце очень даже в пуху, это говорит об одном: подавляющая часть российского общества не видит в лоббизме покушения на свои права - видимо, потому, что воспринимает себя не как дающую, а как берущую сторону. Для этого, наверное, действительно есть основания, особенно если учесть, какую часть в доходах бюджета составляет сырьевая рента. Однако единение общества и правящей элиты в обворовывании собственных потомков вряд ли можно считать признаком здоровья нации.
   Что касается отдельных частей политического спектра, то ситуация в них определялась уже сложившимися тенденциями.

1. Либералы

   В либеральном лагере событием, повлиявшим на характер всех последующих изменений, явилось подписание 21 июня соглашения о создании коалиции Союза правых сил и "Яблока" - с целью совместного участия в будущих избирательных кампаниях. На этом движение двух организаций навстречу друг другу застопорилось - слишком много противников "форсирования" этого процесса оказалось как с той, так и с другой стороны. Однако и произошедшего оказалось достаточно, чтобы последствия сделались необратимыми.
   Так, в "Яблоке" сближение с СПС породило нечто, очень напоминающее раскол. Идеология "яблочников" никогда не отличалась особой монолитностью. Были среди них и социал-демократы, и либералы, объединяла которых только уверенность в правильности ставки на Г.Явлинского как вождя, способного обеспечить своим сторонникам политический успех. Фактическое поражение "яблочных" кандидатов на парламентских и президентских выборах 1999-2000 гг. положило конец этому единству. Правое, либеральное, крыло "Яблока" выступило за альянс с Союзом правых сил. Некоторые его представители на местах вошли в состав отделений СПС, а лидер ярославского "Яблока" Е.Мизулина даже возглавила региональную организацию "правых". В ответ на это ряд представителей левого, социал-демократического, крыла (например, депутат Госдумы второго созыва О.Беклемищева) объявил о своем выходе из "Яблока". В итоге же возобладала позиция центрального руководства: не отказываться от союза с "правыми", но и "не форсировать процесс". Ведь Г.Явлинский может быть лидером только самостоятельного и ни от каких союзников не зависимого "Яблока", к тому же "Яблока" единого, а не разбитого на разные течения и фракции.
   На прошедшем 8-9 июля VIII съезде объединения в состав Центрального совета не были избраны слишком активные сторонники сближения с СПС (Е.Мизулина, Н.Травкин и др.), а лидерам тех региональных отделений, которые слишком тесно подружились с "правыми", было дано указание сбавить обороты. Это, в свою очередь, поставило правых "яблочников" перед вопросом: а стоит ли в таком случае вообще оставаться с Г.Явлинским и не правильнее ли просто перейти в СПС? Некоторые из них, например Н.Травкин, решили эту дилемму не в пользу "Яблока".
   С другой стороны, не все ладно с единством рядов и в Союзе правых сил. СПС, как и "Яблоко", также никогда не мог похвастаться однородностью своего состава. Крайняя необходимость сплотила в рамках одного блока весьма непохожие организации - как по идейным ориентирам (в случае если таковые действительно играли сколько-нибудь значительную роль), так и по социальной сути. Еще в президентскую кампанию эта неоднородность дала о себе знать разногласиями по вопросу, поддержать ли В.Путина или перейти на положение "демократической оппозиции", став таким образом "Яблоком № 2". Тогда победа оказалась за сторонниками первого подхода, а наиболее радикально настроенная часть "оппозиционеров" фактически покинула СПС, поддержав кандидатуру К.Титова.
   Однако дело приняло совершенно новый оборот после ухода на государственную службу лидера думской фракции "правых" С.Кириенко. Занявший этот пост Б.Немцов существенно изменил имидж фракции СПС, максимально приблизив его к "яблочному". (Следует напомнить, что до создания осенью 1998 г. "России молодой" бывший первый вице-премьер предлагал свои услуги "Яблоку" и не вошел в его руководство лишь потому, что этого не захотели сами сторонники Г.Явлинского. Кроме того, именно Б.Немцов публично выступил в июне 2000 г. с предложением о создании коалиции СПС и "Яблока".) Новый лидер фракции неоднократно подвергал критике В.Путина (особенно резкой - по поводу ситуации вокруг подлодки "Курск"), однозначно высказывался в защиту В.Гусинского, явился инициатором встречи президента с "олигархами" и т.п. При этом из-за позиции Б.Немцова "правые" нередко выглядели находящимися в еще б?льшей оппозиции к исполнительной власти, чем более привычные в этой роли "яблочники".
   Между тем отнюдь не все представители СПС были солидарны с Б.Немцовым - как по части критики президента, так и по части защиты от него "олигархов". Так, лидер партии "Демократический выбор России" Е.Гайдар весьма одобрительно отзывался об экономической политике исполнительной власти, основные направления которой оказались как будто списаны с программы ДВР (в общем-то, это и не удивительно, если вспомнить, что в своих базовых принципах "программа Грефа" опиралась на разработки Института экономики переходного периода). По словам Гайдара, программа действий правительства превзошла все возможные ожидания руководства партии. Кроме того, в конфликте между властью и "олигархическими" СМИ лидер ДВР однозначно взял сторону государства, обвинив В.Гусинского и Б.Березовского в дискредитации понятия "свобода слова" и превращении контролируемых ими телеканалов в ""информационные дубинки", действующие по принципу "наезд-откат"" (Партинформ, № 38 (400), 20 сентября 2000 г.).
   Таким образом, наличие серьезных разногласий в руководстве Союза правых сил очевидно. Пока они носят латентный характер, но выплескивание их наружу - дело времени. По свидетельству члена Политсовета ДВР, председателя Московской городской организации СПС А.Мурашева, вопрос о том, достаточно ли адекватно Б.Немцов выражает политическую линию СПС, постепенно "переходит в практическую плоскость" (Партинформ, № 37 (399), 13 сентября 2000 г.). Не исключено поэтому, что в не очень далекой перспективе думскую фракцию Союза правых сил возглавит менее "прояблочно" настроенный политик. Вероятнее всего, это будет представитель ДВР - если не сам Е.Гайдар, то нынешний заместитель председателя фракции В.Похмелкин. Это, в частности, подтверждает и А.Мурашев (Там же).

2. Номенклатурный центр

   Положение в номенклатурном центре2 на лето - начало осени 2000 г. определялось тем, что, после вливания НДР, "Всей России" и пр. в ряды "Единства", в данной части спектра относительную независимость от нынешней "партии власти" сохранило только лужковское "Отечество". Любопытно, что чуть более чем через полгода после не совсем удачного выступления на парламентских выборах объединение наиболее верных сторонников московского мэра дало, наконец, понять, что не является принципиальным противником сближения с "медведями". Однако сделало оно это в такой форме, что стало ясно - на меньшее, чем равноправный союз и создание избирательного блока "Отечество - Единство" (на крайний случай, "Единство - Отечество"), лужковцы не согласятся3.
   Пресс-служба "Отечества" делает все, чтобы создать впечатление о наличии у ОПООО сильных региональных отделений, ведущих активную политическую деятельность. Однако всем понятно, что ареал политического влияния "отечественников" очерчен московской кольцевой автодорогой. От того, насколько эффективно Ю.Лужков будет контролировать этот ареал, зависит, насколько реальны его шансы остаться в обойме политиков федерального уровня. В связи с этим ключевое значение приобретают предстоящие в декабре 2001 г. выборы депутатов Московской городской думы. Ю.Лужков всегда с легкостью обеспечивал удобный для себя состав депутатского корпуса МГД. Но на этот раз ограничиться составлением "мэрского списка" уже не удастся. Необходимо не просто прохождение в Мосгордуму лояльных кандидатов, необходима убедительнейшая победа представителей "Отечества" и, что не менее важно, - сокрушительное поражение сторонников "Единства". Только при этом условии Ю.Лужков и его "Отечество" докажут свое право на существование в качестве самостоятельной политической силы, с которой нужно договариваться особо. В этом случае на следующих парламентских выборах у них будет возможность торговаться и шантажировать "Единство". Если же московский мэр не сможет предотвратить проникновение в Мосгордуму сколько-нибудь серьезного количества "медведей", а тем более обеспечить представителям "Отечества" контроль над МГД, его карьере федерального политика придет бесславный конец.

3. Левые

   Наиболее заметным событием на левом фланге стал провал попыток потеснить монополию Компартии РФ на люмпенизированный электорат. "Справа" такую попытку предприняло Леводемократическое движение "Россия" Г.Селезнева, слева - инициаторы создания Коммунистической партии России и Белоруссии.
   Независимо от того, какую цель преследовали создатели "России" - расколоть КПРФ (как в один голос утверждали сторонние наблюдатели) или явить миру второе издание НПСР (на что выражали надежду сами организаторы), - ни того, ни другого не случилось. Слишком уж искусственной, высосанной из пальца была идея создания "России". Где бы ни сидели ее авторы - в Кремле или в окружении Г.Селезнева, - они не просчитали самого главного: на какие социальные слои и группы могло бы опереться новое движение - как в плане мобилизации актива, так и в плане электоральном. Надежды на то, что поддержка населения появится сама, как только будет продекларирована идея проекта, не оправдались, да и не могли оправдаться. Впрочем, распространенное ныне убеждение, что вопрос о социальной базе политических партий - это пережиток научного коммунизма, и для создания политической организации достаточно достать денег, обеспечить благоволение федерального или регионального чиновничества, нанять имиджмейкеров и экспертов и т.п., похоже, еще не раз будет приводить к появлению мертворожденных образований, подобных "России". Регистрацию в Минюсте и вступление в Народно-патриотический союз России можно считать последними шагами селезневского детища в качестве самостоятельной политической организации.
   Провал инициативы по созданию Коммунистической партии Союза России и Белоруссии (КПС) объясняется аналогичными причинами - неспособностью радикал-коммунистов осознать характер и границы своей социальной базы, проистекающей, в свою очередь, из неспособности вырваться из плена собственных идеологических догм. Одна из этих последних состоит в том, что социальной базой комдвижения является рабочий класс, другая - что население бывшего СССР спит и видит, как бы поскорей вернуть социализм, советскую власть и Советский Союз. Непонимание того, что реальной питательной средой коммунистов всегда были люмпенизированные до крайней степени, неграмотные в своей массе социальные низы, а ностальгия значительной части населения по годам застоя - это тоска по временам молодости, а не по передовицам газеты "Правда", подвигает радикал-коммунистов на все новые и новые попытки изобрести нечто такое, что вызвало бы взрыв социальной активности у "простого народа", приписываемые которому чаяния существуют исключительно на страницах программных документов ВКПБ, РКРП, РПК, РКП-КПСС и пр. Каждая из этих попыток вполне естественно заканчивается провалом, эти провалы усугубляют кризис комдвижения и еще более умножают подобного рода инициативы. Отсюда зашкаливающее за все разумные пределы число коммунистических организаций, каждая попытка объединения которых приводит лишь к появлению еще одной компартии.
   Не явилась исключением и КПС. Инициаторами ее создания выступили руководители СКП-КПСС во главе с О.Шениным. Освободившись в один прекрасный день от опеки КПРФ, они разработали проект создания Союзной компартии, белорусской частью которой стала бы пролукашенковская Коммунистическая партия Белоруссии В.Чикина, а российской - Российская коммунистическая рабочая партия В.Тюлькина. Причем предполагалось, что руководящие органы КПБ будут сохранены, а Центральный комитет РКРП распущен, и на смену ему придет ЦК КПС, созданный на паритетных началах: треть от КПБ, треть от РКРП, треть от руководства СКП-КПСС. Само собой разумеется, руководству РКРП такая перспектива показалась абсолютно не привлекательной. Что же касается КПБ, то после давления со стороны белорусских властей, произведенного по просьбе крепко дружащей с А.Лукашенко Компартии РФ, чикинцы отказались от посылки делегатов на учредительный съезд КПС (15 июля 2000 г.). Представители же РКРП присутствовали там лишь в качестве гостей и в состав руководства КПС не вошли. Оргбюро ЦК РКРП в постановлении об итогах учредительного съезда КПС охарактеризовало Союзную компартию как "верхушечное образование без серьезной базы поддержки" (Бюллетень Левого информцентра, № 30 (444), июль 2000 г.). Правда, региональным организациям компартии было рекомендовано отстаивать "идею дальнейшего развития КПС на базе РКРП и КПБ, действующих в России и в Белоруссии как самостоятельные политические субъекты" (Там же), однако на практике эта рекомендация означала установку на игнорирование руководства Союзной компартии и установление прямых контактов с КПБ.
   Таким образом, пополнив число действующих на территории бывшего СССР компартий, КПС отнюдь не укрепила комдвижение, а скорее напротив - ее создание внесло в него дополнительный раздрай, лишнее напряжение, а следовательно, усугубило его кризис.

4. Национал-патриоты

   Некоторые знаменательные события имели место и в национал-патриотической части политического спектра. На фоне россыпи мелких и мельчайших радикально-националистических группировок относительной многочисленностью и наличием региональных структур отличались разве что "Русское национальное единство" А.Баркашова и Национал-большевистская партия Э.Лимонова. Как и подавляющее большинство люмпенских и люмпеноидных организаций, они в течение достаточно продолжительного времени демонстрировали презрение к парламентским методам и процедурам, делая ставку на грядущий развал политических и, в первую очередь, государственных институтов. Именно в обстановке анархии и распада общественных связей подобного рода организации чувствуют себя как рыба в воде.
   Ожидаемого развала, именуемого в программных документах правых и "право-левых" радикалов "национальной революцией", однако, не произошло, и постепенно лидеры РНЕ и НБП пришли к выводу о необходимости интегрирования в существующую политическую систему. В частности, они начали регистрировать в органах юстиции свои региональные отделения и готовиться к общероссийской регистрации, в чем, надо отметить, добились определенных успехов, поскольку на местах органы власти, несмотря на многочисленные протесты прессы, относились к национал-патриотам достаточно терпимо, а кое-где даже соглашались с ними сотрудничать (здесь речь идет, конечно же, только о "Русском национальном единстве", всячески демонстрировавшем свою к этому готовность).
   Осенью 1998 г., сразу же после августовского кризиса, когда перспектива интенсивной люмпенизации значительной части российского общества казалась как никогда реальной, власти наконец всполошились и принялись "перекрывать кислород" и "Русскому национальному единства", и национал-большевикам. Мэр Москвы Ю.Лужков, в частности, запретил проводить в Москве II общероссийский съезд РНЕ (декабрь 1998 г.), а через несколько месяцев добился отмены регистрации московской организации движения. Та же судьба постигла отделения РНЕ в ряде других регионов. Министерство юстиции на протяжении последних двух лет несколько раз отказывало в регистрации Национал-большевистской партии (в последний раз - 19 июня 2000 г.). В итоге ни РНЕ, ни НБП не смогли принять участие в парламентских выборах 1999 г. Правда, лидеры и активисты "Русского национального единства" попытались сделать это в составе избирательного объединения "Спас", но в ходе предвыборной кампании Минюст добился через суд отмены регистрации этого движения.
   В конце концов Национал-большевистская партия, потеряв надежду добиться официальной регистрации, выступила с рядом заявлений, в которых, апеллируя к демократическим завоеваниям последних десяти лет и Конституции РФ, обвинила бюрократию в узурпации власти и уничтожении политической жизни в России4, а также объявила себя "единственной подлинной не сфальсифицированной политической силой в стране", в силу этого берущей на себя роль лидера оппозиции (Заявление Исполкома НБП // Лимонка, № 150, август 2000 г.). Антибюрократическая риторика, к которой прибегла НБП, явно была обращена к интеллигентской общественности, что явилось ярким свидетельством отчаяния национал-большевистского руководства, вынужденного обращаться за помощью к тем, кого оно сознательно выбрало главным объектом своей ненависти.
   Что касается "Русского национального единства", то оно, похоже, обнаружило еще меньшую способность держать удар. Лидер РНЕ А.Баркашов, потерпев поражение в столкновении с Ю.Лужковым, вообще отошел от дел. По свидетельству заместителя председателя ЦС РНЕ О.Кассина, страдая "тяжелой формой алкоголизма", он "полностью устранился от руководства движением, а большую часть финансовых средств организации тратит на личные нужды" (Интервью О.Кассина агентству "Интерфакс". 15.09.2000). Это, понятно, вызвало протесты со стороны его соратников, в ответ на что А.Баркашов начал исключать недовольных из РНЕ, в том числе и тех, кто занимал не самую низкую ступень во внутрипартийной иерархии. Из движения были, в частности, изгнаны руководитель пресс-службы РНЕ А.Рашицкий и координатор ЦС по работе с регионами С.Рогожин. Когда же 12 сентября А.Баркашов объявил об исключении из движения О.Кассина и руководителя Московского отделения Ю.Васина (за "целенаправленную политику дискредитации Председателя ЦС РНЕ" и вообще "предательские действия"), терпение соратников лопнуло. На следующий день ряд членов руководства РНЕ во главе с О.Кассиным, а также лидеры некоторых региональных отделений объявили о своем решении "уйти от Баркашова" и основать самостоятельное общероссийское общественно-политическое движение, а 21 сентября на пленуме ЦС РНЕ вообще исключили А.Баркашова из "Русского национального единства".
   Это решение, однако, встретило в РНЕ неоднозначный прием. Так, еще 15 сентября Воронежская организация РНЕ, признав "нынешнюю несостоятельность" А.Баркашова в качестве лидера организации, осудила, вместе с тем, и действия сторонников О.Кассина - как влекущие "фактический развал" движения. Кроме того, воронежцы продекларировали намерение установить "горизонтальные связи с другими дееспособными региональными подразделениями РНЕ, имеющими аналогичный принципиальный взгляд на происходящее и ведущими свою работу исключительно в интересах Русской Нации и на основе Православного мировоззрения" (Партинформ, № 38 (400), 20 сентября 2000 г ). Любопытно, что данное заявление было помещено на официальном сайте РНЕ. Это означает, что надежды на будущее перестала связывать с А.Баркашовым даже пресс-служба "Русского национального единства".
  
   Подводя итоги, заметим - как бы ни относиться к высказываниям некоторых представителей "партии власти" о желательности установления в стране трех-четырехпартийной системы, похоже, что в данном случае субъективные пожелания вполне органично накладываются на объективные процессы. Число реальных субъектов партийной политики постепенно сокращается, и происходит это вполне естественным путем - отсеиваются организации, оказавшиеся лишними на этом празднике жизни. Наступление длительной полосы политического штиля, судя по всему, будет этому только способствовать.
  
  1 Примечателен ответ В.Рыжкова на вопрос, есть ли у администрации президента рычаги, для того чтобы изыскать в Думе голоса, недостающие для принятия бюджета в первом чтении: "У власти всегда есть тайные рычаги. 300 новых депутатов, много людей без квартир, много людей с другими проблемами". - Информационный канал "Полит.ру" . Интервью. 05.10.2000. (Назад)
   2 Термин "номенклатурный центр" автор позаимствовал у коллег из Информационно-исследовательского центра "Панорама" (прежде всего, у В.Прибыловского), в связи с чем приносит им свои извинения. Термин этот как нельзя лучше передает суть взгляда автора на социальную природу организаций данной части политического спектра. (Назад)
   3 Показательны в этом плане слова секретаря Политсовета ОПООО А.Владиславлева: "Все понимают, что "Единство" - это не партия, это очень ловкий, талантливо реализованный политтехнологами ход. Пока "Единство" не обладает никакими достоинствами, кроме властного ресурса. Там нет ни одного более или менее известного политика. Но, тем не менее, "Единство" существует, предпринимает шаги для создания своей идеологии, оно пытается привлекать интеллектуальный ресурс, чтобы себя реализовать. Поэтому различные формы нашего взаимодействия не исключены. ...Если жизнь приведет к тому, что наши ценности и подходы будут в принципе совпадать, то я не исключаю варианта объединения этих двух политических сил в дальней перспективе". - Пресс-конференция секретаря Политсовета "Отечества" Александра Владиславлева в РИА Новости 12 сентября 2000 г. // Официальный сайт ОПОО "Отечество" в Интернете. Новости. 14.09.00. (Назад)
   4 "В стране создан и поддерживается такой политический климат, который сохраняет и увековечивает господство только одной политической силы - партии власти. В классовом смысле партия власти однородна - это чиновники всех уровней, старая доперестроечная бюрократия и новая послеперестроечная номенклатура. Захватив в свои руки ресурсы государства и средства массовой информации, партия власти неуклонно обеспечивает себе победы на всех последних выборах, начиная с 1993 года, как парламентских, так и президентских. ...Цинично, не утруждая себя разработкой какой-либо идеологии, чиновники, по сути, уничтожили политическую жизнь в России, превратили свою власть в наследственную. Существование КПРФ не доказывает обратного. Классовая сущность КПРФ - та же, это чиновники, левое крыло партии власти". - Открытое письмо Партсовета НБП руководству РФ // Лимонка, № 147, 2000 г. (Назад)

* * *

   1 июля в Москве прошел "восстановительный съезд КПСС". С докладами о положении в стране выступили В.Карякин и А.Мирошник, о программе КПСС - В.Артамонов и А.Мирошник. Съезд принял за основу программы проект В.Артамонова, а за основу устава - прежний устав КПСС, поручив ЦК внести в него изменения "применительно к современным условиям". Были также избраны ЦК (генеральный секретарь - В.Карякин) и ЦКК (председатель - Буренин).
  
   1 июля состоялся 58-й пленум Правления Социал-демократической партии России (А.Оболенского), на котором были рассмотрены вопрос об организационно-финансовом обеспечении деятельности партии, ход подготовки к Х съезду СДПР, ситуация с перерегистрацией СДПР, отношение к инициативам правительства в области трудовых и социальных прав граждан, коалиционная политика и пр. Участники заседания одобрили заявление, содержащее критику в адрес Минюста, препятствующего перерегистрации партии. Была также заслушана информация А.Оболенского об учредительной конференции МГО ОПОО "Россия" (лидер партии высказался против союза с ОПООР).
  
   4 июля думская фракция "Единство" исключила из своего состава Владимира Рыжкова. За это решение проголосовало 39 (из 84) членов фракции. Причиной исключения В.Рыжкова из фракции послужило несогласие депутата с позицией "Единства" по блоку президентских законопроектов, в т.ч. о новом порядке формирования Совета Федерации.
  
   4 июля состоялось заседание Координационного совета по созданию движения "Россия", на котором были обсуждены проекты устава, политического манифеста и программного заявления нового движения, выносимые на учредительную конференцию. Принято решение обратиться с открытым письмом к руководству различных партий и движений - с целью разъяснения целей и задач "России".
  
   6 июля прошло заседание Президиума Политсовета партии "Единство", на котором были утверждены Программные положения (рекомендованы для обсуждения в региональных организациях), концепция участия в региональных выборах, Временное положение о сторонниках партии (для координации деятельности последних решено сформировать Совет, положение о котором было поручено разработать заместителю председателя Президиума Евгению Трофимову), план работы руководства "Единства" на третий квартал 2000 г., методическое пособие по разъяснению послания президента РФ Федеральному Собранию. Были также утверждены руководители комиссий Политсовета - по международным и межпартийным связям (председатель Президиума ПС Борис Грызлов), по партийному строительству (заместитель председателя Президиума Евгений Трофимов), программной комиссии (заместитель председателя Президиума Николай Локтионов), по работе с органами исполнительной и законодательной власти (заместитель председателя Президиума Юрий Медведев), по вопросам региональной политики (заместитель председателя Президиума Сергей Попов).
  
   7 июля в Санкт-Петербурге прошел VIII (юбилейный) съезд Общероссийской политической общественной организации "Свободные демократы России", на котором, в частности, было принято обращение к правозащитникам России (поддержано предложение лидера СвДР М.Салье не позднее осени провести Съезд правозащитников России), резолюции "Незыблемость свободы слова - важнейшая гарантия соблюдения прав и свобод человека", "О негласном введении цензуры в Санкт-Петербургском государственном газетном комплексе", "Вместо Дворца счастья - резиденция гебиста В.Черкесова" и др.
  
   8-9 июля прошел VIII съезд "Яблока", на котором было одобрено соглашение между "Яблоком" и СПС о создании демократической коалиции и принято решение о продолжении сотрудничества по таким направлениям, как координация действий в Госдуме, в законодательных органах субъектов РФ и представительных органах местного самоуправления, выдвижение единых кандидатов на выборах всех уровней, защита прав человека и пр. Центральному совету поручено до 20 июля направить представителей в состав объединенного Политсовета СПС и "Яблока". Принято решение учредить при "Яблоке" Общественный совет представителей общественных и профессиональных организаций и Комитет гражданского контроля (задача последнего - надзор за соблюдением властями прав человека). Решено также создать сеть общественных приемных "Яблока". Была утверждена новая структура руководящих органов объединения: Центральный совет (60 человек) будет утверждать секретарей, выдвигаемых председателем ЦС; каждый секретарь будет курировать одно из восьми направлений деятельности "Яблока" (партийное строительство, работа в Госдуме, выборы, взаимодействие с органами власти, идеология, информационная политика, связи с общественностью, общепартийные проекты). Был также создан партийный арбитраж для разрешения внутренних споров, его членами стали Валерий Борщев, член Центризбиркома Елена Дубровина и руководитель Мурманского регионального отделения "Яблока" Игорь Лебедев. Большинством голосов съезд переизбрал Г.Явлинского лидером "Яблока", а Владимира Лукина - его заместителем.
  
   9 июля в Москве состоялось совещание с участием представителей руководства РКСМ(б) и ВМГБ, на котором были обсуждены некоторые практические шаги по сближению двух организаций.
  
   13 июля состоялось заседание Секретариата Политсовета ОПОО "Отечества", на котором, в частности, было принято решение о создании комиссии по взаимодействию с фракциями и депутатскими группами "Отечества" в Госдуме и в законодательных органах всех уровней.
  
   15 июля в Москве прошел учредительный съезд Коммунистической партии Союза России и Белоруссии, на котором были приняты устав, Программное заявление (их доработка и публикация поручены ЦК) и ряд резолюций (о партийной символике, о вхождении в СКП-КПСС, о ЦКК КПС), избран ЦК (27 человек, в т.ч. Т.Авалиани, В.Артемов, А.Багемский, В.Березин, В.Варенников, Н.Громыко, Е.Довженко, Е.Кафырин, К.Николаев, И.Лопатин, Сарычев, Л.Самарская, Н.Табанаков, Тарасов, Г.Тихонов, Н.Тураева, В.Толстиков, М.Федоров, А.Фомин, А.Цховребов, В.Чикин, Л.Школьников, О.Шенин) и ЦКК (5 человек, в т.ч. Ю.Цыганков, Шиян, Т.Муджири - председатель). В тот же день, сразу по окончании съезда, состоялся Пленум ЦК КПС, в котором приняли участие 24 из 27 членов ЦК. Было решено подготовить от имени съезда резолюции в защиту молодых коммунистов, обвиненных в терроризме, и, по просьбе представителя югославской делегации, об ускорении принятия Югославии в Союз России и Белоруссии и об осуждении агрессии НАТО против Югославии. Первым секретарем ЦК КПС был единогласно избран О.Шенин, секретарями-членами Политбюро, по предложению О.Шенина, - А.Багемский, И.Лопатин, К.Николаев и В.Чикин, секретарями-начальниками отделов - Н.Громыко (орготдел), В.Толстиков (международный) и В.Березин (административно-правовой).
  
   15 июля в Москве состоялась учредительная конференция Общероссийского политического общественного движения "Леводемократическая коалиция "Россия"", на которой были одобрены устав движения и программа ближайших действий (под условным названием "12 шагов"). Окончательно устав и программу решено принять на I съезде движения, намеченном на 16 декабря. Тогда же решено утвердить в своих должностях руководителей движения. И.о. председателя движения был единогласно избран Г.Селезнев. Сформированы также временный Центральный совет (30 человек; и.о.председателя - Георгий Пряхин) и Контрольно-ревизионная комиссия. На состоявшемся в тот же день организационном заседании Центрального совета был избран Исполком ЦС (председатель - Валерий Соловьев).
  
   15-16 июля в Москве прошел III (VI), внеочередной, съезд Народно-трудового союза российских солидаристов (лидер - Л.Кузнецов), приуроченный к 70-летию НТС. По итогам дискуссии была принята резолюция, в которой подвергалось критике большинство законодательных инициатив президента В.Путина. Одобрена новая редакция программы НТС, основными положениями которой являются, в частности, принципы субсидиарности и функциональной собственности, а также требование создать в составе российского парламента Палату труда. Были также проведены довыборы членов Совета НТС (вместо трех выбывших избраны два новых). Очередной съезд решено провести в марте 2001 года.
  
   19 июля прошел пленум Федерального правления Российской партии социальной демократии, на котором были внесены изменения в состав ФП (несколько человек за утерю связи с ФП были из него выведены, вместо них избрано несколько новых членов); по собственному желанию от должности председателя Исполкома РПСД освобожден Г.Рогозин (на его место назначен полковник в отставке Виктор Леонтьев); принято решение о проведении в октябре очередного съезда партии, в ходе которого предполагается, в частности, внести изменения в программу РПСД и обсудить дальнейшие планы партии.
  
   19 июля состоялось первое заседание Объединенного Политсовета "Яблока" и Союза правых сил, на котором было решено выработать регламент ОПС, а также приступить к разработке общей политической платформы коалиции.
  
   22 июля прошел 6-й пленум ЦК Союза коммунистической молодежи РФ, на котором было решено провести в конце октября т.г. II съезд СКМ. Был также утвержден проект Тезисов ЦК ко II съезду организации.
  
   27 июля состоялось заседание Политсовета Российской партии социальной демократии, на котором было решено намеченный на октябрь очередной съезд РПСД провести в Москве (рассматривалась также возможность проведения его в Самаре); утвержден состав оргкомитета съезда и рабочей группы по подготовке его документов (во главе с А.Яковлевым); обсуждены три аналитических записки - о перспективах социал-демократии, о прокуратуре (ее основные положения были в тот же день опубликованы в "Независимой газете") и о форме и содержании программы РПСД. На 18 августа намечено проведение пленума Федерального правления РПСД.
  
   28 июля прошел пленум ЦК Компартии Союза России и Белоруссии, на котором были рассмотрены текущие организационные вопросы.
  
   28 июля в Москве состоялось совещание Маоистской платформы в РКСМ(б), на котором о выходе из РКСМ(б) заявил лидер Российской маоистской партии Дар Жутаев.
  
   29 июля в Нижнем Новгороде прошел 3-й пленум ЦК РКСМ(б) второго созыва, на которм, в частности, были утверждены направления деятельности отделов по спортивной работе, по работе среди трудящейся и учащейся молодежи. Пленум признал Мурманскую, Астраханскую, Березниковскую организации выбывшими из РКСМ(б), а Тюменскую - в РКСМ(б) не состоящей (в связи с ее членством в РКСМ И.Малярова), назначил ответственных за проверку деятельности 7 организаций и поручил секретарю по оргработе рассмотреть вопрос о вхождении в РКСМ(б) групп еще из 7 городов. Приняты постановления "О газете "Бумбараш"" (газета названа "основным инструментом, обеспечивающим регулярную деятельность комсомола как единой всероссийской организации"), "О журнале "Революция"" (определена тема общекомсомольской дискуссии - "Место и роль РКСМ(б) в условиях путинской России"). Пленум признал неудовлетворительной работу Д.Кузьмина и перевел его на пост секретаря по работе с учащейся молодежью (пионерами). Ответственным за работу со студентами назначен О.Торбасов (с сохранением должности секретаря). И.Костикова избрана секретарем по оргработе, вместо находящегося в заключении А.Соколова секретарем по спортивной работе избран В.Долгих (с переименованием соответствующего отдела в отдел по спортивной работе).
  
   2 августа депутат Госдумы Николай Травкин подал заявление о выходе из объединения "Яблоко" и его думской фракции. Свое решение он объяснил несогласием со "слишком осторожной", на его взгляд, позицией "Яблока" по вопросу о сближении с СПС.
  
   5 августа состоялось заседание Исполкома Движения за рабочую партию, на котором был обсужден ход подготовки к намеченному на 26 августа учредительному съезду ДРП.
  
   16 августа министр юстиции РФ Ю.Чайка вручил сопредседателю СПС Б.Немцову свидетельство о регистрации Общероссийской политической общественной организации "Союз правых сил".
  
   17 августа состоялось заседание Президиума Политсовета "Единства", на котором были утверждены концепция участия "Единства" в региональных выборах и дополнение к Положению о Межрегиональных координационных советах партии "Единство" в федеральных округах, а также назначены председатели и заместители председателей МКС.
  
   18 августа состоялся пленум Федерального правления Российской партии социальной демократии, на котором была определена дата предстоящего съезда РПСД (28 октября), а также решены технические вопросы, связанные с его проведением.
  
   21 августа состоялось заседание Секретариата Политсовета ОПОО "Отечество", на котором были обсуждены "кандидатуры для поддержки на выборах глав исполнительной власти субъектов РФ и глав муниципальных образований административных центров регионов". Были также рассмотрены итоги совещаний руководителей региональных отделений, входящих в Сибирский и Центральный федеральные округа; принято решение о проведении в августе-сентябре аналогичных совещаний в остальных округах.
  
   25-27 августа в Лунных Полянах (под Новороссийском) прошел съезд (конференция) анархистских групп, на котором было учреждено движение "Автономное действие" (первоначально предполагавшееся название - "Социально-революционное действие") и принят его Манифест. Оргпринципы движения решено обсудить на следующей конференции, намеченной на январь (Нижний Новгород).
  
   26-27 августа в Москве, в штаб-квартире движения "Союз", прошла II конференция Движения за рабочую партию, в которой приняли участие представители 6 организаций - коллективных членов движения (Союз марксистов, Региональная партия коммунистов Ленинграда, Комитет за рабочий интернационал, Объединенный фронт трудящихся, Международная рабочая партия, Марксистская рабочая партия). Участники конференции приняли устав ДРП, Политическую декларацию, несколько резолюций и обращений. В Исполком были избраны 7 человек: по одному от коллективных членов (МРП отказалась от своей квоты) и двое - от регионов. От коллективных членов в ИК вошли Е.Козлов (РегПК), О.Шеин (ОФТ), Слуцкий (МежРП), И.Будрайтскис (КРИ), Е.Скворцова (СМ), от регионов - А.Курманов (КРИ, Казахстан) и С.Осичев. В редколлегию печатного органа ДРП "Марксистского вестника" избраны по одному представителю коллективных членов (кроме МРП и ОФТ) - И.Шибанов (КРИ), Д.Лобок (РегПК), В.Пустовойтов (СМ), С.Трохин и В.Родин (МежРП). В ходе работы конференции К.Прасолов (от имени Башкирского Союза борьбы за освобождение рабочего класса) и А.Малкин (от имени Московской группы Рабочей фракции и МРП) заявили о выходе своих организаций из ДРП, заявив, что движение "де-факто занимается обманом рабочего класса и выдает себя за то, чем не является".
  
   1-3 сентября в Железногорске (Курская обл.) прошел XIII съезд Ассоциации движений анархистов, на котором был уточнен организационный состав АДА, приняты резолюции "Об отношении к проекту КзоТ" (с призывом к рабочим не ждать защиты от государства и самоорганизовываться), "В связи с очередной фашистской провокацией" (зарегистрированная в августе Минюстом РФ "Партия анархистов" характеризовалась как не имеющая никакого отношения к анархизму), "Об антивоенном движении анархистов" (ставилась задача активного участия в деятельности антивоенных комитетов и групп, в антивоенных пикетах и митингах и т.п.), "Об отношении к террору" (подчеркивалась как "неустранимость принципиальных разногласий с революционными неанархическими организациями", так и "абсолютная недопустимость какого-либо фактического содействия репрессиям властей"), организационная резолюция (декларировался отказ от идеи объединения всего анархического движения на территории Восточной Европы и Сибири) и пр.
  
   5 сентября состоялось заседание Президиума Политсовета партии "Единство", на котором были обсуждены некоторые вопросы, назначенные к рассмотрению на предстоящем 6 сентября заседании Политсовета, в том числе - о ходе подготовки II съезда партии.
  
   6 сентября состоялось заседание Политсовета "Единства", на котором были рассмотрены ход подготовки ко II съезду "Единства" (намечен на 28-29 октября), проект программы партии (вынесен на рассмотрение съездом), вопросы партийного строительства. Было также принято решение завершить в сентябре преобразование отделений движения "Единство" в организации партии "Единство" во всех субъектах РФ.
  
   6 сентября состоялось заседание Политсовета "Отечества", на котором, в частности, было принято заявление "Выздоровление России не могло быть и не будет легким" (отвергались обвинения в адрес В.Путина в связи со взрывом на Пушкинской площади, катастрофой АПЛ "Курск" и пожаром на Останкинской телебашне, но, вместе с тем, выражалось несогласие с некоторыми положениями правительственного проекта бюджета на 2001 г., в т.ч. с "логикой заложенных в нем межбюджетных отношений между центром и субъектами Федерации"). Было также утверждено Временное положение о порядке уплаты членских взносов в региональных и местных отделениях, приняты постановления "О работе Астраханского регионального отделения ОПОО "Отечество" по усилению влияния на общественно-политическую жизнь в области и укреплению своего общественного статуса" (опыт АРО был признан положительным, на его основе орготделу ПС поручено разработать методические рекомендации), "О совершенствовании информационно-пропагандистской работы", "Об участии организации "Отечество"" в выборах законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления" (решено поддержать председателя Совета Ставропольского РО ОПООО, первого заместителя председателя Государственной думы Ставропольского края Ю.Гонтаря на выборах губернатора Ставропольского края, председателя Совета Волгоградского РО ОПООО мэра г. Волгограда Ю.Чехова - на выборах губернатора Волгоградской области, председателя Совета Рязанского РО ОПООО депутата Госдумы Н.Булаева - губернатора Рязанской области, А.Гужвина - Астраханской области, Г.Игумнова - Пермской области, Р.Гениатулина - Читинской области, И.Безрукавникова - на выборах мэра Астрахани, М.Черниченко - мэра Майкопа, А.Белоусова - Твери, Ю.Аксененко - Саратова, М.Чернышова - Ростова-на-Дону, члена Совета Санкт-Петербургского РО ОПООО А.Чесноковой - на выборах депутата Госдумы по 209 одномандатному округу в Санкт-Петербурге; секретариату ПС поручено разработать и заключить с кандидатами договоры, комиссии ПС по участию в выборах - рассмотреть возможность поддержки кандидатур действующих глав исполнительной власти Республики Марий Эл, Владимирской и Костромской областей, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и других субъектов РФ), а также обращение к членам Советов региональных и местных отделений ОПОО "Отечество" (с призывом "учесть ошибки прошедшей избирательной кампании, использовать тот опыт, который мы приобрели").
  
   7 сентября состоялось заседание Высшего совета Партии самоуправления трудящихся, на котором были обсуждены перспективы ПСТ после гибели ее лидера Святослава Федорова. Члены ПС подтвердили неизменность стратегической линии партии на всестороннюю поддержку и развитие принципов самоуправления. Принято решение провести в ноябре V, внеочередной, съезд ПСТ, присвоив на нем партии имя С.Федорова. Исполняющим обязанности председателя Высшего совета ПСТ был избран генеральный директор вещательного центра "ТВ-6 Волна" и агентства "ТВ-6 Медиа" Левон Чахмахчян.
  
   9 сентября прошел внеочередной съезд Общероссийского общественного движения "Молодежное Единство", на котором было принято решение о преобразовании движения в организацию "Молодежное Единство", принята новая редакция устава (вводящая фиксированное личное и коллективное членство), а также обращения - к В.Путину и М.Касьянову (о поддержке программы "Молодежь России"), к членам Олимпийской сборной России и к молодежи России (с выражением поддержки президента В.Путина).
  
   12 сентября состоялось заседание Политсовета партии "Демократический выбор России", на котором были заслушаны доклад председателя ДВР Е.Гайдара (о политической и экономической ситуации в стране), сообщение В.Похмелкина о деятельности думской фракции СПС, вопросы объединения Союза правых сил с "Яблоком" и пр.
  
   12 сентября председатель Центрального совета движения "Русское национальное единство" Александр Баркашов выступил с заявлением, в котором обвинил своего заместителя О.Кассина в проведении "целенаправленной политики дискредитации" лидера РНЕ. В связи с этим А.Баркашов предложил именовать своих соратников "Гвардия Баркашова" (сокращенно ГБ), "с дальнейшим принесением личной присяги Вождю", а также объявил об исключении из РНЕ О.Кассина и руководителя Московского регионального отделения движения Ю.Васина.
  
   13 сентября кураторы организаций "Русского национального единства" Уральского, Северо-Западного, Верхне-Волжского, Северо-Кавказского и Черноземного регионов, а также руководители Московской, Кировской, Рязанской, Марийской и Ростовской областных организаций РНЕ выступили с заявлением, в котором выразили недоверие руководителю РНЕ, указав на "очевидную неспособность А.Баркашова полноценно осуществлять руководство движением", и заявили о намерении в ближайшее время учредить на базе региональных организаций РНЕ самостоятельное общероссийское общественно-политическое движение.
  
   13 сентября состоялось заседание Президиума Координационного совета Народно-патриотического союза России, на котором было подтверждено решение о проведении 23 сентября в Москве очередного съезда НПСР.
  
   14 сентября состоялось заседание Координационного совета Союза правых сил, на котором была рассмотрена концепция участия организации в местных выборах. По итогам обсуждения был принят соответствующий документ (с многочисленными приложениями). Также рассмотрено разработанное Исполкомом положение, определяющее принципы членства в СПС, учета членов, взимания взносов и т.п. (подвергнуто критике и отправлено на переработку). Кроме того, утверждены итоги всех, кроме одной, учредительных конференций региональных отделений СПС (отмечено, что это позволяет приступить к регистрации РО СПС). В результате обсуждения ситуации с довыборами депутата Госдумы от петербургского 209 избирательного округа принято решение поддержать кандидатуру члена Бюро Центрального совета "Яблока" А.Голова.
  
   14 сентября состоялось расширенное заседание Правления Центрального совета Аграрной партии России, на котором была обсуждена ситуация в АПР в связи с попыткой создания "альтернативной" Партии российских крестьян. По итогам обсуждения Правление ЦС АПР рекомендовало Совету Нижегородской организации созвать внеочередную конференцию и "пересмотреть" на ней решение о выходе из АПР и создании "новой партии аграриев".
  
   16 сентября в "Горбачев-фонде" прошел пленум Политкомитета Российской объединенной социал-демократической партии, на котором были обсуждены подготовка ко II съезду РОСДП (докладчик - М.Горбачев; съезд назначен на декабрь), проект программного документа партии (докладчик - Б.Гуселетов; из трех представленных вариантов за основу принят проект Программного заявления, подготовленный рабочей группой программной комиссии), текущий момент (М.Горбачев рассказал о своей встрече с В.Путиным), участие в подготовке учредительного съезда Молодежной организации РОСДП (докладчик - Наталья Платова; вместо съезда решено в рамках II съезда РОСДП провести заседание молодежных структур партии) и пр.
  
   16 сентября прошел 59-й пленум Правления Социал-демократической партии России (А.Оболенского), на котором, в частности, было утверждено Положение "Об архиве СДПР", а также обсужден ряд проблем внутрипартийной жизни.
  
   16 сентября состоялось второе заседание 5-го пленума Центрального совета Общероссийской общественной организации "Российские ученые социалистической ориентации", на котором были приняты за основу проекты документов "Великая Победа советского народа в 1945 году и современный мир" и "О политической ситуации в России после думских (декабрь 1999 г.) и президентских (март 2000 г.) выборов, о стратегии и тактике коммунистов, левых народно-патриотических сил в новых условиях", а также проект Концепции социально-экономического возрождения и развития России "Социализму в России альтернативы нет". Приняты также заявление в связи с гибелью подводной лодки "Курск" и письмо-обращение к властям Германии с призывом освободить из заключения бывших государственных руководителей и служащих ГДР. Президиуму ЦС поручено направить в адрес литовских властей письмо с требованием освободить из заключения М.Бурокявичюса, Ю.Ермалавичюса и "других политических узников". Очередной, V, съезд РУСО решено созвать в конце марта - начале апреля 2001 г. В ЦС были доизбраны Н.Панкратов и Ю.Торсуев.
  
   16-17 сентября прошел пленум ЦИК РПК, рассмотревший вопрос о подготовке к очередному партийному съезду (намечен на 16-17 декабря). Была обсуждена также молодежная политика партии и ряд оргвопросов.
  
   17 сентября состоялась III конференция Общероссийского политического общественного движения "Союз труда", на которой председателем Федерального совета движения был вновь избран депутат Госдумы Андрей Исаев. Кроме того, были избраны новые составы ФС (30 человек) и Контрольно-ревизионной комиссии (3), а также внесены изменения в устав (в частности, члены Федерального совета наделяются полномочиями делегатов конференции). По окончании конференции состоялось организационное заседание Федерального совета СТ, на котором ответственным секретарем движения вместо Татьяны Фроловой, привлеченной к работе по подготовке IV съезда ФНПР, был избран руководитель отдела Генсовета ФНПР по взаимодействию с парламентом и общественными объединениями, ответственный секретарь межфракционной группы "Солидарность" Евгений Сосенков. В Президиум ФС вошли А.Исаев, М.Антонцев, М.Гринник, А.Мирской, Т.Фролова, Е.Сосенков, Юрий Бобков, Владимир Макавчик, Валерий Трапезников, Андрей Чекменев. Секретарями ФС СТ стали Владимир Галкин, Вячеслав Каменецкий, Виктор Некрасов, Вячеслав Синяев и Олег Соколов. Рассмотрение бюджета движения решено поручить новоизбранному Президиуму ФС.
  
   18 сентября состоялось заседание Политсовета движения "Россия Молодая", на котором была обсуждена политическая ситуация в стране, ход формирования ОПОО "СПС" и роль РМ в консолидации демократических сил. Была отмечена необходимость активного участия организаций движения в "формировании всех ветвей власти в каждом субъекте Федерации".
  
   19 сентября состоялось заседание Президиума Политсовета "Единство", на котором был рассмотрен список кандидатов от партии на выборах глав администраций крупных городов и руководителей законодательных органов власти субъектов Федерации. Был также утвержден состав штаба по подготовке к проведению II съезда партии "Единство" (28-29 октября, Великий Новгород).
  
   19 сентября в Большом зале Дворца труда состоялся пленум Генерального совета Федерации независимых профсоюзов России, приуроченный к 10-летию ФНПР. Были, в частности, утверждены изменения в составе Генсовета и Исполкома ФНПР, произошедшие со времени проведения последнего заседания ГС (16 февраля). По предложению председателя ФНПР М.Шмакова заместителем председателя ФНПР по оргвопросам была избрана секретарь ФНПР Татьяна Фролова.
  
   19 сентября состоялось заседание Секретариата Политсовета ОПОО "Отечество", на котором был рассмотрен и одобрен опыт работы Дзержинского (Калужская обл.) отделения движения. Принято также решение провести в Москве, на базе Института молодежи, учебу для активистов региональных отделений, ответственных за идеологическую и информационно-пропагандистскую работу.
  
   20 сентября министр юстиции РФ Ю.Чайка вручил Г.Селезневу свидетельство о регистрации Общероссийского политического общественного движения "Россия".
  
   20 сентября в Госдуме состоялось учредительное собрание межфракционного объединения "Депутатский продовольственные совет", в котором приняли участие 33 депутата, представлявшие практически все думские фракции и группы. Председателем ДПС был избран заместитель председателя комитета ГД по экономической политике и предпринимательству Виктор Семенов.
  
   21 сентября прошел 18-й пленум ЦК КПРФ, по итогам которого было принято постановление "О ходе подготовки VII съезда КПРФ и задачах партийных организаций", рекомендовавшее региональным организациям "настойчиво перемещать центр тяжести своей деятельности в рамках действующего законодательства на внепарламентские методы борьбы", в частности - "поддержать инициативу патриотического движения Кубани по организации массовых протестных действий против сохраняющегося механизма разрушения отечественной экономики и государства".
  
   21 сентября прошел закрытый пленум Центрального совета движения "Русское национальное единство", на котором из РНЕ был исключен его лидер Александр Баркашов.
  
   22 сентября состоялось заседание Объединенного Политсовета СПС и "Яблока", на котором было принято решение поддержать представленный правительством проект бюджета-2001. Была также поставлена задача выработать политическую платформу "будущей единой организации" - участника следующих парламентских выборов.
  
   23 сентября прошел III съезд Народно-патриотического союза России, участники которого одобрили предложенную руководством НПСР концепцию деятельности и приняли решение обратиться к гражданам России с предложением развернуть массовые протестные действия с требованием радикальной смены социально-экономического курса. Были одобрены (в основном) изменения и дополнения к уставу НПСР, которые предложено направить для обсуждения организациям-членам НПСР и региональным отделениям. Решено в январе 2001 г. провести второй этап III съезда НПСР, на котором утвердить новый устав НПСР, программу действий союза на период нахождения в оппозиции, генеральный план деятельности на 2001 г. Был также избран Координационный совет НПСР (23 человека). Лидером НПСР и председателем КС НПСР стал Г.Зюганов, сопредседателями - С.Глазьев, П.Романов, Г.Селезнев, Н.Харитонов и А.Проханов, председателем Исполкома КС НПСР - Г.Семигин. Избрана также Контрольно-ревизионная комиссия (председатель - Н.Корнеева). В состав НПСР были приняты общественно-политическая организация "Россия" (Г.Селезнев), Федерация товаропроизводителей (С.Глазьев), Конгресс российских деловых кругов (Г.Семигин), Профсоюз военнослужащих (И.Родионов), движение "Духовное наследие Родины" (Е.Драпеко), движение "Голос регионов - за достойную жизнь человека" (А.Чекис).
  
   28 сентября в Москве прошел учредительный съезд Общероссийской общественной организации "Российская политическая партия "Союз"", на котором были приняты за основу устав РППС, программные тезисы, программное заявление, концепция РППС, заявление учредительного съезда, обращение к президенту В.Путину (с призывом "дистанцироваться от деятелей, приведших страну в упадок"), утверждены партийные символика, флаг и гимн, избраны Политсовет (189 человек), Президиум Политсовета (председатель - бывший заместитель секретаря Совета безопасности Владислав Насиновский), Высший совет (9 человек: генерал армии Михаил Моисеев, бывший главком внутренних войск РФ Анатолий Шкирко, сотрудники ФСБ в отставке Владимир Петрищев и Юрий Гуща, бывший заместитель министра внутренних дел СССР Виталий Турбин, подполковник запаса Дмитрий Каплин, сотрудник представительства Дагестана в Москве Мамай Мамаев; две вакансии оставлены незаполненными), Центральный исполнительный комитет (31 человек, 18 из них избраны на съезде; председатель - А.Пронин), Центральная контрольно-ревизионная комиссия (председатель - Владимир Коваленко).
  
   30 сентября - 1 октября в Москве прошла учредительная конференция Общероссийского политического общественного движения "Альтернативы", на которой были приняты устав, Программное заявление (за основу), обращение ко всем левым партиям и движениям и профсоюзам (с предложением поддержать инициативу о проведении референдума по проекту КЗоТ и о юридической оценке неправомерности всех актов о приватизации, принятых "в период действия советской Конституции, предусматривавшей общенародную собственность"), Были также избраны Совет (из 14 человек - И.Богачева, А.Бузгалин, Л.Булавка, М.Воейков, И.Готлиб, Л.Истягин, Кареев, А.Колганов, И.Крылатова, В.Лазуткин, Ю.Протасенко, О.Смолин, А.Сорокин, С.Цукасов), координатор движения (А.Бузгалин) и Контрольно-ревизионная комиссия.
 

Юрий Коргунюк,
главный редактор
бюллетеня "Партинформ"

(опубликовано в "Полития", № 3 (17), осень 2000 г.)


Прочие работы Ю.Коргунюка


Издатель - Фонд ИНДЕМ
Главный редактор - Юрий Коргунюк 
101000  Москва,
Б.Златоустинский пер., 8/7, комн. 5. 
                     Тел./факс: (495) 624-3297, 
                     


БАЗА ДАННЫХ - ПАРТАРХИВ
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА  / ПАРТИЙНЫЕ НОВОСТИ   / МАТЕРИАЛ ПОСЛЕДНЕГО НОМЕРА  / КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА  / КАЖДЫЙ 4'й НОМЕР / КНИГА "РОССИЙСКАЯ МНОГОПАРТИЙНОСТЬ" / ПОДПИСКА  / КОЛЛЕКЦИЯ ССЫЛОК  / ГОСТЕВАЯ КНИГА