Выходит с 1 июля 1992 года Рег. номер 01739
Последнее обновление 28/04/2006 
 

БД ПартАрхив-98

Колонка главного редактора
 

Блеск и нищета плебисцитаризма
Российская партийная система осенью 2005 - зимой 2006 г.

Главный редактор бюллетеня "Партинформ" Юрий Коргунюк

   Констатируя установление в стране авторитарного режима, критики нынешней власти, как правило, имеют в виду укрепление антилиберальных тенденций в деятельности государственных органов. Под авторитаризмом понимается некий редуцированный вариант тоталитаризма: если последний стремится регламентировать все стороны общественной жизни, то первый ограничивается сферой властных отношений. Такая интерпретация, разумеется, имеет право на существование, однако не следует забывать, что конкретные исторические формы авторитаризма и тоталитаризма обладали разной, можно даже сказать противоположной, природой легитимации. Подавляющее большинство авторитарных режимов ХХ века были наследниками традиционной монархии, чья легитимность зижделась на принципе "вся власть - от Бога". Утверждая своё господство, эти режимы исходили из того, что управление государством слишком серьёзное дело, чтобы допускать к нему широкие массы.
   Тоталитаризм апеллирует к идее совершенно иного рода - идее народного суверенитета, и в этом плане он прямой родственник демократии. Именно поэтому выборные процедуры - непременный атрибут любого тоталитарного режима: он нуждается в них, чтобы снова и снова подтверждать законность своих претензий на власть. Однако в отличие от демократии тоталитаризм заимствует из этих процедур только формальную сторону, тогда как их содержание ему глубоко чуждо и противно, поскольку права на реальный выбор он за народом не признаёт. Выборы для тоталитарного режима - это плебисцит, на котором народ раз в несколько лет выдаёт власти мандат на какой угодно произвол (причём чем реже это происходит, тем лучше - недаром коммунисты, отвергая возможность иного пути, кроме социалистического, так любят ссылаться на далёкий 1917 год, когда, мол, "наши отцы и деды" раз и навсегда сделали за всех свой выбор).
   Нынешняя власть тем более не столько авторитарна, сколько плебисцитарна. Источник её легитимации - проводимые каждые четыре года плебисциты о доверии лично президенту и в целом правящему слою чиновничества, укрывающемуся за вывеской "Единая Россия". Итогами этих плебисцитов бюрократия снова и снова подтверждает своё право попирать закон, который она призвана блюсти.
   Так что было бы корректнее обвинить нынешний режим не в авторитаризме, а непосредственно в тоталитаризме, каковые обвинения, тем не менее, довольно редки, что в общем-то понятно. Ведь тоталитарный режим - это порождение "варварской демократии", выносящей к вершинам государственного управления откровенных кровопийц. Если само общество в грош не ставит человеческую жизнь, то с какой стати её будут ценить те, кто обществом управляет?
   Современная российская власть, при всех её недостатках, всё-таки некровожадна. Она, конечно, способна убивать (наиболее яркий пример - Северный Кавказ, и особенно Чечня), но занимается этим безо всякого удовольствия; отсюда низкая эффективность применяемого ею насилия.
   В отличие от тоталитарных режимов, бестрепетно шагающих по трупам, нынешняя власть вынуждена считаться с наличием у отдельного индивидуума некого набора неотъемлемых прав. Рассмотрев же этот набор, можно сделать вывод о социальных характеристиках указанного индивида. Так, государство, признаёт за ним право на бесплатный проезд в транспорте (по служебному положению либо по старости), на льготную оплату услуг ЖКХ, на получение зарплаты за посещение рабочего места, однако не гарантирует неприкосновенность частной собственности - если права на квартиру, машину, дачу ещё как-то уважаются, то собственности на средства производства повезло гораздо меньше (и тем меньше, чем крупнее эти средства). Всё это весьма отчётливо рисует портрет главной фигуры нашего социума - бюджетополучателя. Именно его образ жизни, мировосприятие, привычки, фобии являются главным источником, питающим современный российский плебисцитаризм.
   В силу специфического образа жизни от бюджетополучателя почти полностью скрыт механизм общественного производства. Более того, бюджетополучатель и не желает вникать в детали этого механизма. Он знает одно: ему положена определённая доля общественного пирога, и задача власти - эту долю ему обеспечить; поэтому он выдаёт власти карт-бланш на любые действия, лишь бы та выполнила названную задачу, и, наконец, согласен закрыть глаза на допущенные при этом нарушения и злоупотребления. Пристально контролировать действия властей - не для бюджетополучателя, он всё равно ничего в этом не смыслит, да и не привык особенно напрягаться. А кроме того, он не воспринимает нарушение закона либо злоупотребление властью как покушение на собственные права. Следствием подобного взгляда на жизнь является превращение выборов в плебисцит, а формальной демократии - в фактический плебисцитаризм.
   Однако тот же бюджетополучатель не замедлит выставить власти самый суровый счёт, если его ожидания не сбудутся. И претензии наверняка окажутся настолько же несправедливыми, насколько неоправданным было прежнее доверие. Такое метание из крайности в крайность благоприятствует доминированию на политической сцене двух основных сил - "партии власти", понимаемой как совокупность чиновничьих кланов, и разномастных популистов, готовых обещать что угодно, только бы дорваться до заветной кормушки.
   На VII Съезде народных депутатов РФ (декабрь 1992 г.) и.о. премьер-министра Е.Гайдар, возражая спикеру Верховного совета Р.Хасбулатову, который противопоставил "неолиберальному" курсу правительства "социально ориентированную" политику парламента, заметил, что Россия ещё не доросла до данной дилеммы: "Реальная дилемма ...гораздо более тяжела и драматична... Сумеем ли вытащить нашу страну из слаборазвитости, сумеем ли взять твёрдый курс на присоединение к сообществу цивилизованных рыночных государств?... Или всё-таки инерция спада ...потащит нас вниз, к хронически нестабильной финансовой системе, а из-за этого - к предельно низким сбережениям и низким инвестициям, ...к хронической бедности и поэтому политической нестабильности, к чередующейся, столь привычной для "третьего мира" плеяде популистских политиков и авторитарных диктаторов?"1
   Единственное, чего не угадал Гайдар, это того, что обозначенная им дилемма - "популизм-авторитаризм" - была ближе не тогда, в начале 1990-х, а сейчас, когда, страна, казалось бы, чуть отдалилась от края пропасти. Россия напоминает организм, в котором длительный стресс заблокировал прогрессирование тяжёлой болезни, но стоило вернуться нормальным условиям - и все болячки вылезли наружу. Всё это наводит на грустные размышления.
   В 1990-х годах от окончательного скатывания к противостоянию автократической власти и популистов Россию предохраняла своеобразная "подушка безопасности" - в лице сохраняющих некоторое влияние либералов. Тогда они были ещё достаточно сильны, чтобы, с одной стороны, к их услугам регулярно прибегала "партия власти", а с другой, именно на них обрушивала свои главные удары популистская оппозиция. Общественная поддержка, оказываемая либеральным партиям, была тем самым последним бастионом, через который не могла перехлестнуть популистская волна и на который в случае чрезвычайной опасности (как в октябре 1993 г.) опиралась "партия власти".
   Состоявшиеся 12 марта т.г. выборы в региональные парламенты продемонстрировали, что сегодня этого бастиона уже нет - впервые в истории постсоветской России. На выборах в Московскую городскую думу (декабрь 2005 г.) либералы с трудом преодолели 10%-ный барьер - и это в столице, всегда считавшейся оплотом демократии. На последних же региональных выборах они не сумели дотянуть до 7%-ного барьера ни в одном из восьми субъектов Федерации, уступив не только ослабленной "чистками" Российской партии пенсионеров, но и таким вечным аутсайдерам, как Российская партия жизни и "Патриоты России".
   Это означает, что сползанию страны в дурную бесконечность "популизм порождает автократию, автократия провоцирует популизм" ничто не препятствует. Теперь остаётся ждать, когда "партия власти" и популисты поменяются местами и первая исчезнет с политической карты, а последние, оседлав административный ресурс, приведут к власти вконец отмороженного диктатора, на фоне которого В.Путин покажется кротким ангелом и убеждённейшим либералом.
   Скатывание России к дилемме "автократия-популизм" - следствие утраты либералами прежней социальной базы (интеллигенции) и необретения взамен неё новой. Между тем, по подсчётам социологов, либеральные (демократические) ценности в нашей стране исповедует не менее четверти населения.2 Куда же деваются все эти люди в дни голосования? Надо ли полагать, что либеральный электорат окончательно демобилизован, деморализован и дезориентирован, и нет силы, способной вывести его из этого состояния?
   Выше уже отмечалось, что нынешний российский плебисцитаризм - это демократия бюджетополучателей, вполне удовлетворенных тем, как государство обеспечивает гражданам свободу слова (62%) и право на получение информации (67%), и недовольных главным образом тем, как оно гарантирует им право на жильё (69%), охрану здоровья и медицинскую помощь (67%), бесплатное образование (65%), социальное обеспечение и пенсию (58%) и т.п.3
   Но демократия бюджетополучателей - это чистой воды оксюморон, наподобие "живого трупа". Эффективная демократия может быть только демократией налогоплательщиков, внимательно следящих, на какие цели и насколько эффективно расходует бюрократия изъятые у них деньги. Во всяком случае, чтобы демократия "работала", налогоплательщики должны как минимум присутствовать на политической сцене. А они этого не делают и тем самым разрешают власти творить всё что ей вздумается.
   Поэтому все политические силы, стремящиеся вырваться из порочного круга "популизм-автократия", должны в первую голову озаботится реабилитацией налогоплательщика - не в юридическом, а в медицинском смысле. Необходимо возвратить, а точнее, заново приобщить его к полноценной политической жизни, ликвидировав монополию бюджетополучателя, которая консервирует "суверенитет народа" на уровне вульгарного плебисцитаризма и не позволяет последнему эволюционировать в более-менее пристойную форму демократии.

1. "Партия власти" =
беспартийная власть + безвластная партия

   Нередко проводимую в последнее время аналогию между "Единой Россией" и КПСС можно признать справедливой, но с одной существенной поправкой: "Единая Россия" - это КПСС образца 1990-91 гг., периода упадка и разложения, то есть разбитая на несколько платформ и бесчисленную тьму кланов, клиентел и междусобойчиков. Но и в этом случае сравнение не в пользу "единороссов". Даже в разнесчастном 1991 году в большинстве регионов первые секретари обкомов обладали достаточным влиянием, чтобы к их мнению прислушивались и советы, и тем более силовые структуры. Представить же руководителя каких-нибудь тамбовских "единороссов", приказным тоном растолковывающего областным чиновникам суть стоящих перед ними задач, можно разве что в юмористической передаче.
   Тем не менее именно КПСС периода упадка и разложения можно считать первой в России "партией власти". На рубеже 1980-90-х гг. сторонников социалистического выбора в Компартии было примерно столько же, сколько и в целом по стране, - явное меньшинство. Единственное, что сплачивало партаппарат, - стремление во что бы то ни стало сохранить в своих руках властные рычаги. Руководство КПСС ничего не имело против рыночных реформ, но хорошо понимало, чем обернётся для него попытка их реального осуществления - достаточно было взглянуть на соседнюю Польшу.
   Пресловутый "антидемократизм" партноменклатуры объяснялся просто: демократы, не скрывая своих намерений, пытались лишить КПСС власти, которую она не собиралась отдавать никому, ни за что и никогда. Поэтому если демократы говорили "чёрное", коммунисты волей-неволей говорили "белое". В ситуации же 1991 года нужно было либо принимать непопулярные решения и пожинать соответствующие плоды, либо освобождать место тем, чей политический ресурс позволил бы пойти на подобные шаги. Руководство КПСС выбрало третий путь: реформ не начинать, но и места никому не уступать. Вместо этого оно время от времени принималось закручивать разболтавшиеся гайки, однако каждая такая попытка лишь ухудшала его собственное положение. Попробовав в марте 1991 г. сместить Б.Ельцина с поста руководителя Верховного совета РСФСР, коммунисты добились лишь объединения вокруг него не только своих прямых противников, но и части "болота", а замесив в августе того же года авантюру ГКЧП, испекли полное "переформатирование" государственного устройства.
   Силы, пришедшие на смену коммунистам, вскорости тоже превратились в "партию власти". Правда, будучи вынуждены приступить к осуществлению рыночных реформ, они ещё какое-то время добросовестно старались втиснуться в либеральный сюртук, но как только выяснилось, что социальная база этих реформ слишком узка, предпочли отказаться от идеологических оков, настойчиво подчёркивая собственную беспартийность. Последний поход в одной колонне с либералами новая российская бюрократия предприняла на выборах в первую Госдуму. После его провала ей не оставалось ничего другого, кроме как самой взяться за партстроительство.
   Поначалу дела в этом направлении шли ни шатко ни валко. На выборах по мажоритарной системе - губернаторских, президентских - правящая бюрократия научилась побеждать и безо всякой партии. Но пропорциональная система, которую в 1993 г. ей фактически навязали союзники-демократы (В.Шейнис в своей книге признаётся, что Б.Ельцин так и не простил ему подобного "подарка"4), первое время не давалась власти никак: 10,13% голосов, полученных на парламентских выборах 1995 г., явно не были надёжной опорой в серьёзной политической игре. Тем не менее кремлёвские скалолазы вскарабкались и на эту вершину. На выборах 1999 г. два ответвления "партии власти" - "Единство" и "Отечество - Вся Россия" - в совокупности набрали более 36%, а в 2003 г. "Единая Россия" (а точнее, стоящая за её спиной президентская администрация), немногим превзойдя результат предыдущего сезона, установила над парламентом полный и безусловный контроль.
   Можно ли считать это восстановлением, пусть и ослабленном виде, однопартийной системы? Ни в малейшей степени. Принципиальная разница между КПСС и "Единой Россией" в том, что первая в своё время контролировала всё - от строительства атомных электростанций до размера тазиков в общественных банях, вторая же не имеет голоса даже при назначении собственного руководства. Нынешняя "партия власти" состоит из двух неравноправных частей: беспартийной власти и безвластной партии. Власть, уподобляясь КПСС, норовит поздравствовать на любой чих, не позволяя партии практически ничего, и в последнюю очередь - вторгаться в свою, властную, епархию.
   На декларативном уровне возможности ЕР влиять на формирование исполнительных органов с каждым годом расширяются. Принятый в конце 2005 г. закон наделяет партии, победившие на выборах в региональные законодательные собрания, правом выдвигать кандидатов на губернаторские должности. Даже если оставить за скобками то, что подразумевается само собой, а именно - что закон будет исполняться, только если победительницей станет "Единая Россия", то и в этом случае трудно избавиться от недоумения - какой смысл разыгрывать комедию, когда власть спускает "единороссам" кандидата для выдвижения, потом те послушно одобряют его на заседании регионального парламента, и после этого президент утверждает губернатором того, кого его администрация имела в виду с самого начала?
   В сущности, принятая в КПСС система номенклатурных назначений предусматривала похожую процедуру, но, напомним, КПСС реально контролировала всё происходящее в стране, тогда как "Единая Россия" - это пятое колесо в телеге современного российского плебисцитаризма. Она - порождение пропорциональной системы выборов, без которой неформальная составляющая "партии власти" - беспартийная власть - прекрасно могла бы обойтись. С помощью выборов исключительно по мажоритарной системе, как показывает белорусский опыт (да и собственный российский тоже), бюрократия формирует ничуть не менее, а то и более послушные парламенты. Едва ли не единственное объяснение того, почему Кремль не только не отказался от пропорциональной формулы, но и расширил её применение, состоит, вероятно, в том, что он всё ещё надеется использовать "Единую Россию" в качестве инструмента, способного вывести из-под контроля региональных элит процесс формирования власти на местах.
   Но это иллюзия - предполагать, будто абсолютно безвластное образование может отнять у кого-то реальную власть. Примеров, доказывающих утопичность подобных надежд, - масса. Взять хотя бы недавние выборы в Мосгордуму. Кремлю явно не нравилось, что подготовкой к ним единолично дирижировал Лужков, полностью подчинивший себе региональную организацию "Единой России". Чтобы вывести последнюю из-под влияния мэра, а тем более использовать в борьбе против него же, нужно было победить его на уровне внутривластных отношений. Но сделать этого не удалось (поскольку по части политической тактики опытный Лужков на голову выше всей президентской администрации вместе взятой), и столичное отделение ЕР так и осталось под контролем градоначальника. У федерального центра, правда, имелся в запасе ещё один путь - разбавить лужковское лобби в Мосгордуме популистскими образованиями, в частности "Родиной" и Российской партией пенсионеров. Кремль вполне мог не дать снять их с выборов и тем самым лишить московских "единороссов" какой-то части голосов. Однако он, по всей видимости, решил не создавать себе проблем на будущее: эти партии возглавляли "чёрный список" президентской администрации, а потому было не совсем логично третировать их в регионах и одновременно попущать им в столице. К тому же, учитывая перспективу выборов 2007 г., не стоило ослаблять позиции "Единой России" где бы то ни было, тем более в Москве.
   Другой пример - Ставропольский край. В октябре 2005 г. местные "единороссы" заявили, что ни за что не благословят действующего губернатора А.Черногорова на дальнейшее губернаторство, и призвали центр наделить полномочиями главы администрации секретаря Политсовета регионального отделения партии Ю.Тыртышова. Принципиальности ставропольских "единороссов" президент как бы и не заметил - внёс на утверждение краевой думы кандидатуру А.Черногорова. И что же "единороссы"? Да ничего - единогласно проголосовали за предложенного кандидата, а главный инициатор демарша - Ю.Тыртышов - вскоре лишился своего партийного поста. Данная история совершенно недвусмысленно показывает: власть сама решает вопросы пополнения собственных рядов, не только не интересуясь мнением партии, которую везде называет своей, но и ясно давая понять, во что она это мнение ставит.
   Ещё один эпизод, иллюстрирующий взаимоотношения беспартийной власти и безвластной партии, - публикация на сайте "Единой России" выступления замруководителя президентской администрации В.Суркова перед слушателями центра партийной учебы и подготовки кадров ЕР, в котором помощник главы государства делится соображениями относительно стоящих перед партией задач, в том числе в идеологической сфере5. То, что Сурков является куратором партии, факт общеизвестный. Но одно дело - отдавать указания по телефону, и совсем другое - выворачивать изделие наизнанку, объясняя всему миру, как оно сшито. Чтобы соблюсти приличия, Суркову следовало прежде вступить в "Единую Россию", избраться в её руководящие органы и только потом наставлять и вразумлять пасомых касательно положений партийной программы.
   Причём когда речь идёт о приличиях, имеется в виду прежде всего "честь дамы", то есть "Единой России". Самому Суркову демонстрация интимных отношений с объектом обхаживаний повредить не может, а вот даме такие отношения лучше скрывать, если, конечно, ей небезразлична собственная репутация. Дама, однако, даже не попыталась. Удивительно ли, что в глазах Кремля авторитет "Единой России" равен нулю? В этом с ним, пожалуй, трудно не согласиться.

2. Недолгий век популиста:
из грязи в князи и обратно

   Популизм как политическое течение, сознательно эксплуатирующее желание избирателей получить простое и лёгкое решение сложных и трудных проблем, возник не вчера и не позавчера. С конца ХVIII-го и на протяжении всего ХIХ столетия в различных штатах США то и дело появлялись лиги и ассоциации, на чьих знаменах было написано "Даёшь дешёвые деньги!". Фермеры и лавочники искренне верили, что эмиссия новых ассигнаций поможет им расплатиться с кредиторами (под какой процент пришлось бы брать в долг после этого, они, естественно, не задумывались), однако те, кто зарабатывал на подобных надеждах политические очки, вряд ли были столь же наивны. Надо сказать, что американское политическое пространство популизм не покидал ещё долго - в 1890-е гг. Популистская партия вышла и на федеральный уровень, некоторое время она даже воспринималась как реальная угроза двухпартийной системе.6 А знаменитый Хью Лонг, послуживший прототипом для героя романа Р.Уоррена "Вся президентская рать", - и вовсе персонаж 1930-х годов.
   Однако образцом политического популизма явилась в ХХ в. Латинская Америка. (Приведённый Е.Гайдаром пример - относительно чередования популистских политиков и авторитарных диктаторов - взят из истории именно латиноамериканских стран.) Да и в современной России демократический подъём рубежа 1980-90-х гг. не обошёлся без популизма, заключавшегося не столько в апелляции к рыночным реформам как к единственному способу преодолеть экономический кризис (здесь как раз никакого популизма не было), сколько в обещаниях "лечь на рельсы, но не допустить повышения цен" и вообще во вселении надежд на то, что преодоление будет быстрым и беспроблемным.
   Находившиеся в тот момент у власти коммунисты, упрекая демократов в популизме, были не так уж далеки от истины. Впрочем, по части заведомо невыполнимых обещаний коммунисты, оказавшись в оппозиции, дали демократам сто очков вперёд. Более-менее тщательный анализ идеологии КПРФ заставляет рассматривать её не как очередную версию марксизма-ленинизма, а скорее как разновидность популизма, обильно сдобренного советским традиционализмом, и разобраться, что именно является основным блюдом, а что гарниром, - не так-то просто, особенно если учесть, что главным арбитром в этом вопросе выступают не эксперты, а сами избиратели. Последние же, как представляется, видят в КПРФ всё-таки наследницу КПСС, а следовательно, воспринимают её через призму ценностей советского традиционализма.
   К тому же в 1990-е гг. на отечественной политической сцене появился деятель, рядом с которым популизм всех остальных выглядел невинным кокетством. Правда, в 1991 г. В.Жириновский и созданная им Либерально-демократическая партия Советского Союза смотрелись как нелепая и не очень смешная пародия на политика и политическую партию; даже третье место лидера ЛДПСС на первых в России президентских выборах показалось недоразумением - в этом успехе предпочли увидеть происки КГБ, а не предвестие серьёзных изменений в настроениях электората. И только триумф "либерал-демократов" на выборах в Госдуму первого созыва заставил смириться с тем, что популизм стал важным фактором российской политической жизни, не считаться с которым больше невозможно.
   Правда, дальнейшая перегруппировка сил дала на какое-то время надежду, что триумф жириновцев в декабре 1993 г. был всего лишь случайной флуктуацией. Главными субъектами отечественной политики последнего десятилетия прошлого века являлись "партия власти", коммунисты и либералы, причём последние играли роль своего рода боксёрской груши: коммунисты только делали вид, что замахиваются по власти, неизменно направляя удар в идеологов либеральных реформ. "Партию власти" такое положение весьма устраивало - она и сама была не прочь перевести стрелки на кого-нибудь другого. На протяжении второй половины 1990-х гг. популярность ЛДПР всё таяла и таяла - казалось, вот-вот и творение "сына юриста" исчезнет как снег весной. Как выяснилось, дела обстояли гораздо сложнее и гораздо хуже.
   То, чего добивались демократы и либералы, постепенно воплотилось в жизнь, пусть и не совсем в том виде и в той мере, в которых замышлялось. Был достигнут определённый уровень гражданских свобод - не Бог весть какой высокий по сравнению с развитыми демократиями, но вполне достаточный на взгляд российского обывателя. Возникли и окрепли рыночные институты, в известной степени легитимирована в общественном сознании частная собственность на средства производства - опять же отнюдь не в идеальной форме, если смотреть с позиций Запада, но в более чем удовлетворительной глядя со стороны отечественного бюджетополучателя и уклоняющегося от уплаты налогов налогоплательщика.7
   После этого и власть, и избиратели указали либералам на дверь - "мавр сделал своё дело, мавр может уходить", - а оставшийся после них скарб поделили "партия власти" и популисты - именно так можно оценить итоги кампании-2003 и последующей серии региональных выборов.
   Следует отметить, что в думской кампании 2003 г. популисты появились с санкции самого Кремля: их вывели на сцену, чтобы пощипать коммунистов, заодно разрешив отточить боевые навыки на либералах. С этой точки зрения успех ЛДПР и "Родины" доказывал эффективность тактики, избранной властью. Однако затем ситуация стала развиваться не совсем так, как планировал Кремль. В первые же месяцы после завершения думской кампании "Родина" начала проявлять норов и гонор: один из её лидеров - С.Глазьев, - вопреки толстенным намёкам, решил принять участие в президентских выборах. Проблему эту решили без особых затруднений, передав "Родину" более покладистому Рогозину. Однако вскоре и он вышел из-под контроля, увлёкшись ролью популярного публичного политика.
   Возглавляемая им партия легко набирала нужный процент почти на всех региональных выборах, и чем значительнее были эти успехи, тем менее управляемым становился Рогозин. Сильнее же всего вскружили ему голову события начала 2005 г., когда стихийные волнения пенсионеров, недовольных отменой бесплатного проезда на муниципальном транспорте, обнажили слабость власти, её неспособность справиться с любым сколько-нибудь массовым сопротивлением. Видимо, Рогозину, как в своё время Ленину, показалось, что "стена-то гнилая: ткни и развалится". Рогозин со товарищи даже учинил в Госдуме голодовку с требованием отменить закон о монетизации льгот (хотя вряд ли рассчитывал чего-то добиться). Похоже, тогда-то в Кремле и поняли, что Рогозин окончательно сорвался с поводка и с ним пора кончать. В течение 2005 г. "Родину" под различными предлогами снимали с региональных выборов. В Госдуме против одноимённого депутатского объединения провели "спецоперацию" - его покинула группа сторонников С.Бабурина, которым позволили организовать собственную фракцию. Наконец, Рогозина выдавили с поста председателя партии, а его место отдали А.Бабакову, в котором президентская администрация, надо полагать, усмотрела более договороспособного субъекта партийного бизнеса.
   Примерно то же самое произошло и с Российской партией пенсионеров. Созданная политическим предпринимателем С.Атрошенко, она участвовала в думских выборах 1999 и 2003 гг. - в 1999 г. получила около 2% голосов, а в 2003-м сыграла роль спойлера (в блоке с Партией социальной справедливости), уведя у коммунистов более 3% избирателей. Однако до поры до времени никто не считал РПП серьёзным игроком, и лишь после того, как депутат Госдумы "единоросс" В.Гартунг лихим рейдерским налётом отобрал партию у С.Атрошенко, её дела пошли в гору - успешно эксплуатируя популистские лозунги в ходе региональных кампаний, она раз за разом оказывалась в тройке призёров.
   И повторился "казус Рогозина": чем удачнее выступала РПП, тем большее "головокружение от успехов" охватывало Гартунга. Подобно лидеру "Родины", он воспринял протесты пенсионеров против монетизации льгот как сигнал к переходу в оппозицию и даже покинул фракцию "Единая Россия". В регионах же его партия стала создавать проблемы не столько коммунистам, сколько "единороссам". В частности, на выборах в Томскую гордуму (9 октября 2005 г.) она вышла на первое место, получив 19,42% против 17,85% у "партии власти". Это, судя по всему, переполнило чашу терпения Кремля. РПП начали активно снимать с выборов, а заодно готовить смену руководства партии. Из-за границы был срочно вызван отправленный на покой С.Атрошенко, и по его иску суд признал недействительным избрание Гартунга председателем РПП. На VII съезде партии (12 декабря 2005 г.) новым лидером РПП был избран ставленник президентской администрации - бывший вице-губернатор Тульской области И.Зотов. После этого партия хотя и продолжила проводить в региональные парламенты своих депутатов - за счёт раскрученности брэнда, - но не с такими впечатляющими результатами.
   Любопытно сравнить степень лёгкости, с которой Кремль произвёл перетряску в руководстве партий, чей приход в политику осуществился не без его участия. Российская партия пенсионеров всегда была чистым пиар-проектом. В таковом качестве она появилась на свет, такой она является и по сей день. Поэтому сместить её лидера было делом техники.
   "Родина", в отличие от РПП, доказала, что представляет собой настоящую партию, собравшую в своих рядах политических стервятников со всей родной страны. Максимум, что удалось с нею сделать, это убедить её верхушку в том, что, пока во главе партии стоит Рогозин, об участии в выборах партия может забыть. Рогозин покинул свой пост, но товарищи от него не отреклись - более того, они поклялись и впредь вести партию по "рогозинскому пути". Характерная деталь: если на VII съезд РПП не был допущен Гартунг, избранный делегатом от челябинской организации, то на VI съезд "Родины" (25 марта), заменивший Рогозина на Бабакова, не пустили некоего А.Русского, который за несколько недель до этого от имени самозваного "оргкомитета "Родина"" потребовал отставки партийного лидера.
   Впрочем, если сравнивать дальше, то сама "Родина" выглядит так же бледно - уже на фоне КПРФ. Предпринятая летом 2004 г. попытка сменить в Компартии руководство закончилась полным провалом, а созданная в пику ей Всероссийская коммунистическая партия будущего очень быстро исчезла с политической сцены и даже не была зарегистрирована Минюстом; лидера же ВКПБ В.Тихонова власть "отблагодарила" за оказанную услугу отставкой с поста губернатора Ивановской области.
   Не следует сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что в последнее время Кремль, судя по всему, окончательно выбрал КПРФ как наиболее удобного для "партии власти" спарринг-партнёра. С одной стороны, Компартия достаточно упряма, вынослива, способна подняться даже после тяжёлого нокдауна, а с другой - неуклюжа, медлительна, не обладает нокаутирующим ударом. В общем подарок, а не соперник. С таким можно много лет имитировать острую борьбу, ничем особенным не рискуя.
   Что же касается популистов, то за них можно не беспокоиться - свято место пусто не бывает. Их рывок из грязи в князи обычно стремителен, обратно - ещё стремительнее, но берут они не политическим постоянством, а наоборот - способностью быстро менять взгляды. А самое главное - количеством. Другими словами, и числом, и уменьем. Популисты меняются, а популизм, как неотъемлемый элемент политического ландшафта современной России, остаётся - реальность, с которой предстоит иметь дело как минимум ближайшее десятилетие.

3. Шагреневая кожа либерализма

   Либерал в России - неблагодарная стезя. До 1917 года кадеты считались главными смутьянами, после 1917-го - главными контрреволюционерами. Нынешним либералам пока не пришлось уносить ноги за границу, ну так и вечер ещё не наступил - они по-прежнему нужны обоим главным игрокам высшей политической лиги.
   Власти надо откуда-то рекрутировать министров финансов и руководителей Центробанка: люди из "партии власти" на этих должностях уподобляются мелкому рогатому скоту в огороде, а популисты - и вовсе саранче в поле. Но либералов Кремль предпочитает ручных, домашних - тех, кто позволяет запереть себя в клетку под названием "Единая Россия". Одна беда - в неволе одомашненный либерал теряет способность к размножению и вообще к жизни на свободе.
   Популистам либералы необходимы, во-первых, как мишень. Клеймить и язвить идеологически безликую "партию власти" бессмысленно: и она сама, и её избиратели пропустят все обличения мимо ушей. То ли дело тонкокожий либерал - его только задень, он тут же клюнет - примется либо красноречиво оправдываться, либо с жаром дискутировать. Небесполезен либерал и на предмет перевербовки. Сколько их, бывших, в рядах популистской оппозиции: Рогозин, Глазьев (см. далее список регионального актива "Родины") - и не сосчитаешь!
   Однако либералы в нынешней системе - это нечто вроде шагреневой кожи, съёживающейся с выполнением очередного желания. Помогая, помимо своей воли, решать чужие тактические задачи, они теряют своё влияние; соответственно, эффект от их "помощи" всё уменьшается. Когда эта кожа исчезнет, перестанет существовать и действующая политическая система. Если не станет буфера между "партией власти" и популистами, они сомкнутся в клинче - и начнутся бои без правил. Ни тех ни других ничуть не жаль, а жалко страну, которая опять попадёт в не единожды пройденный цикл: застой, революция, термидор, контрреформы - и снова сначала.
   Между тем результаты прошедших 12 марта региональных выборов показали, что от шагреневой кожи либерализма почти ничего не осталось. Сколько-нибудь близко к преодолению 7%-ного барьера либералы подошли только в Курской области: здесь лидер местных "правых" А.Федулов, бывший член думской фракции "Единство" и участник анекдотических потасовок с В.Шандыбиным, вёл избирательную кампанию под откровенно популистскими лозунгами. Там, где либералы - СПС либо "Яблоко", в зависимости от ситуации снимавшие списки в пользу друг друга, - выступали с более традиционной программой, их успехи были намного скромнее: нигде не удалось подобраться даже к 4%.
   А это означает, что либералам предстоит не просто, как выразился лидер СПС Н.Белых, "перезагрузка"8, но и полное "переформатирование": смена не только партийных "вывесок", но и лидеров, причём не только на федеральном, но и на региональном и местном уровнях. И, как заметил сопредседатель Республиканской партии России В.Рыжков, одного механического объединения имеющихся демократических и либеральных объединений недостаточно: "Тогда у нас не появится новое качество, а нам необходим новый кураж, драйв, новая энергетика".9
   Его бы устами мёд пить. Пока же у либералов не слишком идут дела и с механическим объединением. Скажем, на пресс-конференции, где лидеры "правых" и "республиканцев" объявили о необходимости создания единой демократической партии, отсутствовал представитель "Яблока", а из этого следует, что РДПЯ продолжает держаться в этом вопросе прежней линии - объединение может совершиться только на его базе и только вокруг "яблочной" программы. Обещание переименовать "Яблоко" в Российскую объединённую демократическую партию лишь подтверждает неизменность данной позиции. Но если объединительный процесс сведётся к вступлению всех прочих демократов и либералов в "Яблоко", какая же это будет "перезагрузка"? На будущих парламентских выборах они гарантированно получат 3,5% на всех, и им останется только паковать чемоданы.
   Если Г.Явлинскому действительно небезразлична судьба российского либерализма, пусть он уйдёт из партии и обязательно заберёт с собой С.Иваненко и С.Митрохина, которые по степени вменяемости и готовности договариваться способны дать фору самому лидеру "яблочников". Тогда, может быть, переговоры об объединении демократов примут более конструктивный характер. Увы, такого подарка отечественный либерализм не дождётся: лидеры РДПЯ будут стоять на своём до конца - и отнюдь не победного.
   Так что либералам, как и в 1999 г., придётся объединяться без и в обход "Яблока". Задача, безусловно, более трудная, но всё-таки не совсем безнадёжная. Главное уяснить несколько простых, но чрезвычайно важных вещей.
   Первое. Для "нового куража, драйва, энергетики" мало одних только "перезагрузки", "переформатирования" и прочих рокировок. Нужны ещё новые лозунги, способные задеть за живое оравнодушевшего либерального избирателя. А такие лозунги берутся не из головы политтехнолога - их надо суметь распознать под мощным слоем ила, покрывающим дно политического водоёма. Для этого необходимо внимательно следить за "низовыми" инициативами, которые рождаются без участия политиков и политтехнологов, - как, например, акции в поддержку О.Щербинского, получившего несколько лет колонии за то, что его машину задел "Мерседес" алтайского губернатора М.Евдокимова.
   Но с этим у либералов беда. Они, судя по всему, разучились находить общий язык со стремящимися к самоорганизации гражданами. Показательный пример - Орловская область. Здесь в начале 2000-х гг. появился яркий гражданский лидер - предпринимательница Марина Ивашина, сумевшая объединить вокруг себя довольно широкий круг людей, недовольных коррупцией и произволом начальства. Казалось бы, за такими стихийными либералами-предпринимателями должен буквально гоняться СПС - самая "буржуазная" в стране партия. Однако дело почему-то не заладилось. Зато на М.Ивашину сразу обратили внимание другие политические силы. Сначала её завербовала к себе "Опора России" - созданная под эгидой "партии власти" корпоративная предпринимательская организация. Ивашину поставили во главе регионального отделения ОР. Правда, после того как на почве борьбы с коррупцией она вступила в конфликт с областной администрацией, федеральное руководство "Опоры" исключило её из организации (вследствие чего из ОР вышло более 100 человек и самораспустилось орловское региональное отделение10). Тут бы либералам и воспользоваться моментом, тем более что к этому времени М.Ивашина возглавила близкие им по духу объединения - региональную общественную организацию "Гражданский контроль" и областное отделение Национального антикоррупционного комитета. Но нет. На выборах орловского градоначальника М.Ивашину поддержали отнюдь не "правые", а "Родина". От СПС же по традиции выдвинулся руководитель регионального отделения С.Тарасов, участвующий едва ли не во всех выборах и каждый раз занимающий место в конце списка. В итоге М.Ивашина получила четвёртый результат (а фактически третий, поскольку пропустила вперёд кандидата "против всех"), тогда как С.Тарасов - лишь девятый, или третий с конца, набрав на порядок меньше голосов.
   Возможно, дело в непростом характере М.Ивашиной (но ведь другие с нею как-то договариваются!), возможно, в боязни "правых" поссориться с властью (хотя на Орловщине-то чего им терять?), однако с представителем самой что ни на есть естественной своей социальной базы либералы так и не сошлись. А это говорит о том, что страшно далеки они от народа, включая ту его часть, интересы которой стремятся представлять.
   Второе. Всё большую актуальность для либералов приобретает задача сохранения собственной идентичности. В условиях, когда политическая ситуация неуклонно эволюционирует к прямому противостоянию "партии власти" и популистов, либералам жизненно важно проскочить между этими Сциллой и Харибдой. Но и здесь положение оставляет желать много лучшего.
   С одной стороны, Союз правых сил то и дело даёт повод для упрёков в "порочащих связях" с "партией власти". Член Федерального политсовета партии Г.Томчин избирается членом Общественной палаты РФ, а сам СПС обнаруживается в числе подписантов Антифашистского пакта, инициированного "Единой Россией" с целью дискредитации оппонентов власти. Безусловно, в этом документе нет ничего, с чем нельзя было бы согласиться, но надо же понимать, для чего всё затеяно! Роль подносчика дубинки вполне пристала спойлерам типа "Новых правых" или "Свободной России", но к лицу ли она партии, претендующей на независимый статус? Недаром от Антифашистского пакта отвернули носы не только КПРФ и "Родина", но и "Яблоко" - зато к нему с готовностью присоединилась ЛДПР.
   С другой стороны, целый ряд либеральных организаций как-то уж очень сблизился с популистами, давая пищу для размышлений на тему "Скажи мне, кто твой друг…". "Яблочники" сплошь и рядом участвуют в совместных с левыми акциях против реформы ЖКХ и Жилищного кодекса, "республиканцы" кидают клич "Заморозим тарифы - согреем страну!"11, а Объединённый гражданский фронт включает в свою программу пункт о компенсации дореформенных вкладов в Сбербанке12. Все эти лозунги, конечно, обречены на популярность, но они из другой - популистской - оперы. Демократам первого призыва было простительно не догадываться о заведомой невыполнимости обещаний исправить за 500 дней то, что портилось десятилетиями, - они не имели опыта жизни при рыночной экономике. Но нынешние-то его имеют и хорошо знают цену подобным обещаниям. Чем же тогда они отличаются от популистов? Главное ведь не смести во что бы то ни стало "партию власти", а избежать возвращения на новом этапе к не менее жёсткой и не менее антилиберальной автократии.
   Либералы должны заучить как "Отче наш": популизм порождает автократию, автократия провоцирует популизм. Если они хотят, чтобы страна вырвалась из этого замкнутого круга, им нельзя подыгрывать ни власти, ни популистам.
   
   1 Седьмой Съезд народных депутатов Российской Федерации. 1-14 декабря 1992 года. Стенографический отчёт. М.: Республика, 1993. Т. I. С. 124-125.
   2 Левашов В.К. Гражданское общество и демократическое государство в России. - Социологические исследования, 2006, № 1 (261). С. 20.
   3 Там же. С. 14-15.
   4 "Могу представить, - пишет В.Шейнис, - как он [Ельцин] был разочарован и, может быть, даже взбешён, когда стали известны результаты выборов 12 декабря 1993 г. Во всяком случае, и без того узенький канал, по которому раньше мне удавалось иногда доводить до него своё мнение по тем или иным вопросам, после того был перекрыт бесповоротно" (Шейнис В.Л. Взлёт и падение парламента. Переломные годы в российской политике (1985-1993). М.: Московский центр Карнеги; Фонд "ИНДЕМ", 2005. Т. 2. С. 619).
   5 Суверенитет - это политический синоним конкурентоспособности. Стенограмма выступления заместителя руководителя администрации президента - помощника президента РФ Владислава Суркова перед слушателями центра партийной учебы и подготовки кадров ВПП "Единая Россия" 7 февраля 2006 г.
   6 В.В.Согрин. США в ХХ веке. Тенденции и итоги общественно-исторического развития. - США и Канада: экономика, политика, культура, 1999, № 9.
   7По оценке социологов, независимо от возраста и степени "продвинутости" мировоззрения, "основная масса россиян хочет видеть доминирование государственной собственности или по крайней мере государственного управления с соответствующей системой государственных гарантий", отдавая предпочтение "смешанной экономике, где государственный сектор сосуществует с частным в ряде отраслей нестратегического характера под жёстким контролем государства, призванного согласовывать интересы частного сектора с интересами общества в целом" (Тихонова Н.Е. Россияне на современном этапе социокультурной модернизации. - Общественные науки и современность, № 1, 2006. С. 41). И другой малоутешительный для сторонников либеральной модели вывод: "Пассивность по меньшей мере половины населения России, нежелание что-либо менять в привычном строе жизни, ожидание государственной поддержки в обмен на лояльность к неправовой деятельности государства - вот тот балласт (и тяжёлый балласт), который "тянет на дно" корабль российских реформ и попыток "модернизации сверху"" (Там же. С. 42).
   8 Никита Белых. Объединение: Демократия. Перезагрузка.
   9 Репортаж ИА "Интерфакс" о пресс-конференции Н.Белых и В.Рыжкова 24 марта 2006 г.
   10 Орловское отделение "Опоры России" объявило о самороспуске. - ИА "Регнум". 14.11.2005. 14:38.
   11 Итоги всероссийской акции "Заморозим тарифы - согреем Россию!". 17 октября 2005. 16:38. - Сайт РПР.
   12 К новой современной России. Программные тезисы Объединённого гражданского фронта, утверждённые на III конференции ОГФ 25 февраля 2006 г. - Сайт ОГФ.

Юрий Коргунюк,
главный редактор
бюллетеня "Партинформ"

(опубликовано в "Полития", № 4 (39), зима 2005-2006 г.)

Прочие работы Ю.Коргунюка


Издатель - Фонд ИНДЕМ
Главный редактор - Юрий Коргунюк 
101000  Москва,
Б.Златоустинский пер., 8/7, комн. 5. 
                     Тел./факс: (495) 624-3297
                     


БАЗА ДАННЫХ - ПАРТАРХИВ
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА  / ПАРТИЙНЫЕ НОВОСТИ   / МАТЕРИАЛ ПОСЛЕДНЕГО НОМЕРА  / КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА  / КАЖДЫЙ 4'й НОМЕР / КНИГА "РОССИЙСКАЯ МНОГОПАРТИЙНОСТЬ" / ПОДПИСКА  / КОЛЛЕКЦИЯ ССЫЛОК  / ГОСТЕВАЯ КНИГА