Н.Левичев и А.Бабаков о позиции и задачах "Справедливой России"
13 МАЯ в Государственной Думе состоялась пресс-конференция секретаря Центрального совета "Справедливой России", руководителя думской фракции СР Николая Левичева, который назвал первоочередными задачами партии выработку индивидуального подхода к региональным отделениям ("У нас различная ситуация с потенциалом и политическими возможностями региональных отделений. Более чем в 40 регионах СР имеет фракции в законодательных органах, а есть и такие регионы, где даже просто найти политически активных граждан, имеющих значимый общественный статус, достаточно сложно"); оказание поддержки РО, участвующим в выборах в региональные парламенты ("На сегодняшний день их четыре, но в течение месяца к ним могут добавиться еще несколько регионов"); поиск "цивилизованных форм влияния" на социальную политику правительства, которое имеет "непартийный характер, но явно либеральный уклон"; вступление в Социнтерн (может состояться уже 30 июня на конгрессе СИ; "Завтра в Москве состоится совместный семинар СР и Социал-демократической партии Швеции "Идеология социал-демократии как основа для политических решений". В ближайшее время я продолжу консультации с представителями Социал-демократической партии Германии - 26 мая на заседании Парламентской ассамблеи НАТО. Вступление "Справедливой России" в Социнтерн даст факт международного признания того, что в Российской Федерации сформировалась современная социал-демократическая партия"); установление двусторонних партнерских отношений со всеми ведущими европейскими социал-демократическими партиями ("Межпартийная деятельность может быть достаточно эффективным довеском официальной государственной дипломатии"); создание Ассоциации социал-демократических партий стран СНГ ("В Социнтерне уже предварительно проговорили возможность такого формата").
Коснувшись структуры нового правительства, Н.Левичев приветствовал подчинение федеральных агентств министерствам ("Уже было очевидно: эта трехзвенная система дает сбои"), призвал разделить министерства здравоохранения и социального развития, а также образования и науки ("Я бы выделил министерство науки и инновационной деятельности. ...Все элементы деятельности инновационной системы в России есть, но вместе они не работают. ...И нет уверенности, что новые предлагаемые правительством законы позволят кардинально решить эту проблему"). По словам Н.Левичева, фракция СР планирует наладить сотрудничество прежде всего с министрами социального блока и не строит иллюзий насчет возможности "резко изменить характер взаимоотношений с финансовым блоком" ("Ведь для них главная цель - снижение инфляции, а не повышение зарплат"). Он сообщил, что фракция намерена добиваться пенсионной реформы и принятия пакета законов "Инновационная Россия" ("Из 14 законопроектов правительство выбрало какие-то фрагменты только трех. ...Когда разрабатывается комплекс мер, а правительство выдергивает из него отдельные фрагменты, то порой это приводит к тому, что идея до неузнаваемости меняется"), а также "бороться с чиновничьим пофигизмом" ("Где бы те или иные решения ни принимались, в Кремле или "Белом доме", половина этих решений замыливается на нижестоящих уровнях исполнительной власти"). По поводу работы ГД в целом Н.Левичев заметил: "Психологически очень трудно выходить на трибуну перед пустым залом с ощущением того, что, что бы ты ни сказал, это не сможет повлиять на принятие решения, так как оно уже заранее сформулировано на заседаниях фракции большинства". Выступающий призвал Россию и Украину проявить сдержанность в решении "проблемы со статусом Севастополя": "То, что здесь есть некая правовая коллизия, факт очевидный. ...И у обеих сторон достаточно весомые аргументы. Я уповаю на то, что максималистские, радикальные подходы в итоге усреднятся, и, к осени по крайней мере, какое-то будет найдено взаимоприемлемое решение, которое позволит этот гордиев узел не разрубать, а попытаться его развязать в течение последующего десятилетия. В принципе хочется из всех вопросов выходить дипломатически. Это касается и Севастополя, и Абхазии".
14 МАЯ секретарь Президиума ЦС СР, заместитель председателя Госдумы Александр Бабаков прокомментировал заявление мэра Москвы Ю.Лужкова (11 мая) о том, что вопрос государственной принадлежности Севастополя "остался нерешенным" и Россия должна требовать возвращения города: "Это не совсем правильная позиция и не выражает официальной позиции российского государства. Нужно, чтобы транслировалась одна и та же позиция". По мнению А.Бабакова, заявление Ю.Лужкова играет на руку тем, кто стремится поссорить Россию и Украину, и может привести к усилению антироссийских настроений на Украине, а также сказаться на результатах референдума по вопросу о вступлении Украины в НАТО. Кроме того, он высказался против заключения договора о военном сотрудничестве между Россией и Абхазией ("Нужно действовать в рамках существующего законодательства") и размещения в Абхазии российской военной базы ("Нужно искать другие формы сотрудничества в этом направлении").
Представители партий о новом правительстве РФ
14 мая представители партий продолжили комментировать составы новых правительства и администрации президента. Первый секретарь Новосибирского обкома КПРФ депутат Госдумы Анатолий Локоть отметил: "Произошли только две существенные вещи. Это новый премьер и несколько измененная структура правительства. ...Всё остальное осталось по-прежнему. В итоге мы просто наблюдаем тасовку одной номенклатурной колоды карт, чиновники перетекают из администрации президента в правительство, а из правительства в администрацию президента. Фамилии остались прежние. Всё это говорит об очевидном кадровом голоде на федеральном уровне, о недостатке опытных управленцев, знающих людей. ...Действительно опытным руководителем, который имеет понимание ситуации, можно назвать только одного - Виктора Зубкова. Все остальные - люди, случайно попавшие на этот этаж власти, с легкостью, изумляющей наблюдателей, меняющие направление своей деятельности, но оставаясь всё время в той же обойме. При таком кризисе и скудости кадров, а значит, и свежих мыслей, идей и подходов к управлению государством говорить, что что-то существенно переменится, не приходится".
Секретарь Президиума Центрального совета "Справедливой России", заместитель председателя ГД Александр Бабаков выразил уверенность, что администрация президента останется "влиятельным политическим органом". Он приветствовал назначение С.Нарышкина руководителем администрации, В.Суркова - его первым заместителем ("Сурков и раньше на Старой площади курировал все внутриполитические вопросы, а его новый статус позволит решать их на новом государственном уровне"), А.Беглова и А.Громова - заместителями руководителя ("Команда Путина-Медведева остается монолитной. Те, кто тесно работал с Владимиром Путиным, продолжают работать с избранным президентом").
В комментарии председателя Федерального политсовета СПС Никиты Белых отмечалось, что "главной неожиданностью стало почти полное отсутствие неожиданностей", а изменения в структуре правительства лишь "свидетельствуют об отказе от реформы правительства, которую Путин проводил четыре года назад": "Трехуровневая система федеральной исполнительной власти (министерства, службы, агентства) оказалась нежизнеспособной в условиях властной вертикали. Вертикаль не предполагает делегирования полномочий, а тем более денег, поэтому министры должны были отчитываться за деятельность неподконтрольных им служб и агентств. Да и количество чиновников не то что не уменьшилось, как это предусматривала реформа, а значительно возросло. ...Властям пора признать провал административной реформы, но делать этого не хочется. Еще бы, ведь она проводилась не в "лихие 90-е", а уже в условиях победившей суверенной демократии".
А.Белов предложил провести собрание соратников Московского региона
19 мая было распространено обращение координатора Центрального общественного совета Движения против нелегальной администрации Александра Белова к соратникам:
"Уже год, как последняя надежда на легализацию в политике националистов улетучилась вместе с нерегистрацией партий "Великая Россия" и ПЗРК. Многие поникли от безысходности и ударились в подполье, еще часть начала переговоры с администрацией о лояльности. В этой ситуации все ждут "пророка", который придет и скажет: ну всё, я договорился, или: ну всё, я всех объединил. Не надо его ждать - не придет. На мой взгляд, самое время воспользоваться конъюнктурой политической ситуации. Плацдарм для появления нового национализма создан, надо его захватить. Поэтому ДПНИ должно преобразиться, стать новой силой, которая предложит новые идеи и новые формы деятельности. Если этого не произойдет, то утонем, как и прочие очень хорошие правые организации. И не спасет ни лояльность администрации, ни устав, ни законспирированная сеть вандалов-террористов. Некоторые соратники пытаются искать путь в упорядочивании работы, в расписывании функций подразделений, определении статусов - это хорошо, очень важная работа, без которой нам будет сложно двигаться вперед. Некоторые пытаются найти источники финансирования, запустить общеполезный социальный проект, расширить среду влияния - тоже очень важное направление. Надо бы сказать теперь - а для чего это всё.
Я бы сформулировал так. Нужен новый импульс - новому национализму, способному стать субъектом политической жизни России и идеологией части российского общества. Сверхцель я бы обозначил так: национализм должен обеспечить идеологические, методологические и организационные основы для перехода нашей нации на новый виток исторического развития - от индустриального и постиндустриального мира ХХ века к информационному миру. Т.е. осуществить прогрессивный рывок из прошлого в будущее, не растворяясь в процессах мировой глобализации. Для этого должна быть начата широкая дискуссия, возможно, должна быть создана новая коалиция. Я желаю и уверен, что именно ДПНИ может стать ее авангардом. Теперь к неприятному: у нас есть два варианта - или стать сильнее, или стать слабее. То есть, сохраняя организацию и усиливая ее коалицией, мы делаем шаг вперед. Или начинаем разбираться - кто главнее, у кого длиннее - и утонем в бесконечных разборках. Поэтому обращаюсь к соратникам ДПНИ: воздерживайтесь от критики друг друга - ищите способы для сотрудничества; не переходите на личности - пусть спорят идеи.
Для упорядочивания нашей деятельности нужен устав. Даже удивительно, что мы смогли прожить без него 6 лет. Уже давно совершеннолетние, а паспорта всё нет. Не вижу ничего страшного в том, что он будет объемным, так как лучше заранее прописать все нюансы, чтобы потом работать, а не спорить. Если кто-то сможет изложить устав лаконичнее - это будет приветствоваться. Пока я видел только один вариант. Не могу сказать, что целиком "за", есть вопросы. Но другого варианта нет, и я не возражаю, если предложенный вариант будет взят за основу. Важным этапом создания настоящей народной организации является прозрачность работы и понятность принятия и реализации решений. Для этого нам нужно следовать проверенным принципам демократического централизма. Т.е. на стадии принятия решений можно спорить и предлагать свое, но на стадии реализации надо выполнять принятое, даже если ты с этим категорически не согласен. Мы можем стать в авангарде построения гражданского общества, если нам удастся смоделировать на основе ДПНИ организацию настоящей народной демократии. Ни для кого не секрет, что в современной России давно нет никаких выборов. Их нет ни в государстве, ни в общественных и политических организациях. Поэтому нам нужно, и это реально, построить модель, в которой будут рождаться реальные лидеры, готовые работать ради идеи, а не ради гранта или по заданию.
В ДПНИ никогда не было выборов, организация была создана одним человеком - Владимиром Басмановым, который по своему личному мнению набирал людей в Центральный совет, состав которого был неизвестен большинству участников организации. Теперь, когда организация выросла, мы можем позволить, и это является необходимостью, легитимизировать органы управления движением путем честных и открытых выборов, в которых должны принять участие все соратники движения. Для этого нам надо подготовить и провести всероссийский съезд ДПНИ. Я предлагаю поставить перед съездом такие вопросы: 1. Принятие устава ДПНИ. 2. Избрание органов управления движением. 3. Принятие решения о расширении спектра деятельности ДПНИ. 4. Принятие стратегических и тактических планов ДПНИ.
Съезд требует тщательной подготовки. Но есть и безотлагательные дела, в которых мне потребуется ваша помощь и ваше мнение. Во-первых, внутриорганизационные. Как должна строится организация? Сверху или снизу? Возможно ли сосуществование в одном регионе разноформатных структур, двух или трех отделений ДПНИ? И во-вторых. ДПНИ является одним из создателей коалиции "Русский марш". Однако нельзя не заметить, что оргкомитет "Русского марша" не охватывает всего спектра националистических организаций. Скорее это коалиция радикальных националистов. Возможно, теперь необходимо расширить коалицию, создать общие постоянно действующие структуры с другими, менее радикальными организациями, т.е. объединить политический национализм. Поэтому я обращаюсь к вам с предложением провести общее собрание соратников Московского региона 25 мая в Москве. Я очень дорожу нашей организацией. Очень важным считаю каждого соратника и его мнение. Поэтому готов согласиться с любым мнением большинства. И призываю к этому и вас, каково бы ни было мнение большинства - будьте готовы его принять! Пусть девизом нашего собрания будет простой принцип: один за всех, и все за одного! Слава России!"
19 МАЯ председатель Высшего совета "Единой России" председатель Госдумы Борис Грызлов сообщил журналистам, что в партии проходит дискуссия о порядке приема в ЕР, вызванная тем, что ЕР "сегодня является фактически "партией власти"": "Есть много желающих прикоснуться, стать членом партии и получать с этого какие-то экономические, коммерческие, другие дивиденды. В результате в партию попадают сторонние для нее люди". По словам Б.Грызлова, срок окончания дискуссии не установлен ("Посмотрим, как она пойдет"); предлагается ввести испытательный срок, рекомендации членов партии и пр., но учитывать прежде всего активность члена партии ("голосование за партию, за руководящие органы"). Б.Грызлов напомнил, что в преддверии думских выборов 2007 г. в ЕР стартовал проект "Мобилизация", в соответствии с которым каждый член партии должен обеспечить голосование за ЕР как минимум 10-ти человек.