21 января были обнародованы предложения партии "Правое дело" по совершенствованию избирательного законодательства, укреплению демократических институтов, административной реформе, реформам местного самоуправления и судебной системы.
Избирательная система на региональных и местных выборах
- предоставление всем партийным спискам, получившим более 5 процентов голосов, по одному мандату, оставшиеся мандаты распределяются пропорционально поданным голосам;
- количество депутатов регионального парламента не должно быть меньше 25;
- количество депутатов, избираемых по пропорциональной системе, не должно быть меньше 20;
- пропорциональная система обязательно применяется: на региональных выборах в субъектах Федерации с количеством избирателей более одного миллиона; на выборах в представительные органы местного самоуправления городских округов; на выборах в представительные органы муниципальных районов с количеством избирателей более 50 тысяч (в случае избрания указанных органов на прямых выборах);
- отказ от обязательного разделения партийных списков на региональные группы, партии самостоятельно определяют региональную структуру списка;
- при отказе кандидата от мандата сразу после выборов этот мандат передается другому избирательному объединению;
- упрощение процедуры сбора средств для пополнения избирательных счетов;
- ликвидация монополии Сбербанка РФ на ведение избирательных счетов;
- предоставление права голоса на местных выборах собственникам жилья на территории соответствующего муниципального образования.
Выдвижение и регистрация кандидатов
- все партии выдвигают списки и кандидатов без сбора подписей;
- сокращение оснований отказа в регистрации или отмены регистрации списка или кандидата. Оставить только основания, связанные с совершением уголовных или административных правонарушений.
Предвыборная агитация
- обязательность участия в дебатах;
- равный доступ к СМИ.
Злоупотребление административным ресурсом
- запрет на проверки партий в период избирательной кампании;
- запрет на арест или изъятие тиражей агитационной продукции.
Контроль и наблюдение
- формирование избирательных комиссий всех уровней напрямую от партий;
- в случае предъявления в суде двух надлежаще оформленных протоколов УИК с разными данными о количестве голосов, поданных за списки или кандидатов, результаты голосования на участке признаются недействительными;
- свободный доступ партий, кандидатов и их доверенных лиц к спискам избирателей в течение месяца после дня голосования.
Снижение до 3 процентов барьера на выборах в представительные органы власти по партийным спискам.
Предоставление права на участие на выборах в органы власти гражданам, достигших возраста 16 лет.
Реформирование судебной системы
- ввести материальную независимость судебных органов от местных властей, суды должны на 100 процентов финансироваться федеральным бюджетом;
- выборность самими судьями председателей судов;
- отказ от обвинительного уклона в судебных решениях (т.е. "нормативов" по количеству вынесенных приговоров);
- отказ от практики "совместных совещаний" судов и правоохранительных органов;
- ведение аудиозаписи судебных процессов;
- расширение участия присяжных заседателей;
- создание судов административной юстиции.
Административный суд - это признак правовой государственности. В административном суде гражданин и предприниматель могут пожаловаться на чиновника. Т.е. только с возникновением административных судов можно бороться с коррупцией.
Эффективный контроль над бюрократией
Чиновник должен действовать в жесткой системе ограничений и требований к его профессиональному уровню. Все категории госслужащих без исключений должны:
- занимать должности после прохождения конкурса;
- в обязательном порядке сдавать экзамены на классный чин;
- декларировать и обнародовать сведения о доходах;
- запретить госслужащим всех уровней занимать посты в органах управления хозяйствующих субъектов.
Развитие принципов федерализма
- в первую очередь, развитие бюджетного федерализма: поэтапное увеличение до 50 процентов доли региональных бюджетов в консолидированном бюджете России;
- субъекты РФ должны самостоятельно определять формы правления в регионе - парламентскую или президентскую (губернаторскую) система. В последнем случае выбора считаем целесообразным возврат к прямым выборам главы региона;
- прямые выборы членов Совета Федерации.
Реформа органов внутренних дел
- ввести общественный контроль над милицией.
Руководитель ОВД должен согласовываться с органами местного самоуправления, регулярно отчитываться перед жителями, а также декларировать как свои доходы и имущество, так и своих родственников;
- создание муниципальной милиции.
Муниципальная милиция должна создаваться на местном уровне и финансироваться за счет местного бюджета. Структура милиции должна формироваться с учетом тех финансов, который выделяет местный бюджет и с учетом криминогенной обстановки в данном регионе.
- ликвидация "нормативов" по статистике преступлений.
Реформа местного самоуправления
- прямы выборы мэров, глав административных единиц Москвы и Санкт-Петербурга и крупных городских поселений;
- необходимо возвратить общественным организациям право выдвигать кандидатов на местных выборах, особенно в малых городах и сельских поселениях;
- образовать органы местного самоуправления специальной компетенции - школьные советы. Школьные советы могут разрабатывать основы образовательной политики в своем округе, утверждать бюджет округа, распоряжаться субсидиями от центрального или областного правительства, нанимать преподавателей и определять систему оплаты их труда.
Только с появлением независимого суда, борьбы с коррупцией и гарантией полноценного участия партий в политической жизни страны можно надеется на модернизацию страны.