18 июня председатель Федерального политсовета Союза правых сил Никита Белых и заместитель председателя ФПС Леонид Гозман выступили с обращением к членам Московского городского отделения СПС:
"Уважаемые коллеги!
Вот уже третий месяц длится конфликт руководства МГО с Федеральным политсоветом и с Президиумом СПС. Все это время мы, понимая губительность для партии вынесения вовне внутренних разногласий, воздерживались от резких заявлений, не отвечали ни на ложь, ни на прямые оскорбления. Мы надеялись, что руководители МГО хоть немного успокоятся, что здравый смысл и чувство ответственности возьмут вверх над личной неприязнью и желанием любой ценой сохранить свои посты. К сожалению, этого не происходит. Более того, наша позиция сознательно искажается, членов МГО СПС вводят в заблуждение относительно наших намерений и мотивов, которыми мы руководствуемся. Поэтому мы считаем нужным обратиться непосредственно к членам партии.
Основания для перерегистрации были абсолютно очевидными. Наличие в организации большого числа "мертвых душ" не было ни для кого секретом, руководители МГО даже признавали этот факт публично. Все вы знаете, что сразу же после того, как в ходе региональных выборов СПС доказал, что является единственной демократической партией страны, имеющей серьезные шансы на формирование фракции в будущей Государственной Думе, власть начала масштабную атаку на нас. В этих условиях несоответствие заявленной численности реальности могло быть использовано для того, чтобы распустить сначала МГО, а потом и СПС в целом.
Мы много раз обсуждали эту проблему с руководителями МГО, просили их принять меры. К сожалению, ничего не менялось - то ли не хотели, то ли не могли. Поэтому Федеральный политсовет должен был взять решение вопроса на себя. Перерегистрация была проведена в срок, большая часть спорных случаев - около двухсот - была оперативно разрешена, причем в пользу соблюдения прав членов партии, а не в пользу бюрократических критериев. Иван Новицкий, входивший в комиссию по перерегистрации, подписал все итоговые документы и на заседании Федерального политсовета подтвердил, что комиссия работала честно и открыто. Правда, потом он говорил прямо противоположное.
Бурную реакцию московского руководства вызвала даже не сама перерегистрация, сколько стремление ФПС провести в Москве не конференцию, делегаты на которую выбираются путем сложного многоступенчатого процесса, а собрание, в котором принять участие и голосовать может каждый член СПС. Наша позиция состоит в том, что в условиях накопившегося в МГО взаимного недоверия, многолетнего противостояния между разными группировками именно собрание позволяет обеспечить легитимность руководства. При этом мы говорили, что ФПС, естественно, примет любое решение собрания - кого выберут Председателем, тот и будет работать. Однако в ответ мы получили подлинную истерику - собрание провести невозможно, никогда на это не согласимся, это провокация и т.д.
Такая позиция подтверждает самые худшие опасения. По-видимому, состав конференций МГО действительно формируется далеко не демократическим путем. Есть, к сожалению, масса примеров того, что в первичных организациях вместо собраний практикуется простое назначение представителей на окружные конференции, которые, в свою очередь, проводятся с массовыми нарушениями. В результате конференция представляет не столько членов партии, сколько нескольких руководителей МГО, которые уже много лет фактически управляют организацией, сделав себя принципиально несменяемыми.
Коллеги из руководства МГО постоянно говорят, что решения ФПС - месть за якобы занимаемую Москвой независимую политическую позицию. Это, разумеется, неправда. Начнем с того, что уж кто-кто, а председатель МГО Новицкий за годы работы в городской Думе в политической позиции, тем более - в независимой, никогда замечен не был. Но главное - в СПС есть люди и целые организации, куда более резко настроенные по отношению к власти, чем МГО. Ничего плохого с ними не происходит. Решения по МГО принимались членами ФПС, в том числе и лидерами наших наиболее уважаемых отделений, именно по тем причинам, которые были изложены выше - из-за неспособности или нежелания руководства организации решить проблемы, которые ставили под угрозу существование СПС. Но раз уж наши коллеги начали говорить о политических разногласиях и о принципах взаимоотношений с центром, мы хотим высказаться и по этому вопросу.
Мы действительно более чем критически относимся к деятельности нынешнего руководства МГО. Создается впечатление очень большой активности в обсуждении внутрипартийных проблем, создании групп и коалиций, обеспечения солидарного голосования на съездах и т.д. Но не видно деятельности, сколько-нибудь заметно выходящей за рамки партии или за рамки достаточно узкой группы активистов демократического движения. Это проявляется и в сайте МГО - там нет практически ничего, кроме внутрипартийных проблем и информации о деятельности клуба муниципальных депутатов, строго говоря, не имеющего отношения к СПС, - и главное в том, что МГО СПС не видна в городе. Нам говорят, что это специфика столичной организации, которую, якобы, "затмевает" федеральное руководство партии. Но почему Явлинский - лидер очевидно "вождистской" партии - не "затмевает" московского "Яблока"? Можно по-разному относиться к Митрохину и к тому, что он делает, но никто не скажет, что в Москве нет "Яблока" - оно есть, о нем слышно, оно имеет сторонников - своих, а не только сторонников Явлинского. В Москве есть нацболы и "Другая Россия", есть ампиловцы и националисты, нет только "Союза Правых Сил". Мы слышим от московских руководителей массу объяснений относительно того. что именно мешает им танцевать, но все меньше рассчитываем увидеть сам танец. А политическое самоопределение, о котором постоянно спорят в МГО, сводится фактически к вопросу о том, к кому присоединиться - к "Яблоку", к Касьянову или, как это много лет делал Иван Новицкий, к Лужкову. Ни разу не было сделано ничего, что побудило бы других людей присоединяться к нам.
Более того, нам трудно считать позицию нынешних руководителей МГО нравственно безупречной. Осенью 2005 года, накануне выборов в Московскую городскую думу, те самые люди, которые сегодня руководят МГО, в нарушении всех уставных и этических норм сделали ряд публичных заявлений, в которых утверждали, что у СПС нет никаких шансов, и вступили в сепаратные переговоры с "Яблоком". При этом они прекрасно знали, что именно в эти дни крайне тяжелые переговоры с Явлинским о едином списке вел (и достаточно успешно) Председатель ФПС. В результате выступлений МГО мы должны были пойти на союз с "Яблоком" на весьма невыгодных для СПС условиях - недаром все тексты МГО распространялись тогда пресс-службой "Яблока". Характерно, что до того, как все это сделать, руководители МГО пытались выторговать у федерального руководства партии места в списке лично для себя. А сейчас у нас, к сожалению, есть основания полагать, что активные и недешевые пиаровские мероприятия, проводящиеся сейчас руководителями МГО, представляют собой своего рода предпродажную подготовку отделения. Не хотим называть здесь имен потенциальных покупателей. Процедурно все может быть оформлено как решение контролируемой несколькими членам московского политсовета городской конференции о коллективном переходе в другую организацию. Во имя демократии, разумеется. О личной выгоде руководителей и о характере договоренности с ними при этом говориться не будет.
Руководители МГО постоянно говорят о необходимости объединения демократических сил, с чем, собственно, никто и не спорит. За последние два года не было ни одного, хотя бы самого ничтожного, шанса, который бы не использовало федеральное руководство партии, чтобы добиться единого списка или хотя бы согласованной позиции на выборах. Но если считать объединение стратегической целью, то к нашим московским коллегам можно предъявить очень серьезные претензии. Список "Яблоко - Объединенные демократы" прошел в городскую Думу не только благодаря паритетному финансовому и организационному участию СПС, но и благодаря надеждам, который породил этот список. Десятки и сотни тысяч людей, лидеры российской интеллигенции надеялись, что совместное выступление СПС и "Яблока" знаменует собой конец позорного и бессмысленного раскола, что после выборов в МГД начнется новый этап в жизни демократического движения. К сожалению, эти надежды не сбылись. Никакого единства нет не только на федеральном уровне, но и на уровне Москвы. Более того, в сознании избирателей уже давно нет единого списка, а есть только фракция "Яблоко". А Явлинский даже заявил недавно, что никакого совместного списка и не было, "Яблоко" избиралось самостоятельно и просто взяло в свой список людей из других организаций. Так ради чего мы потратили столько сил? Иван Новицкий стал самым дорогим депутатом в истории СПС, кроме мандата лично для него мы ничего от тех выборов не получили.
Можно, конечно, обвинять в неэтичности, в нарушении договоренностей лидеров "Яблока". Но кто мешал руководителям МГО и лично Новицкому поставить себя так, чтобы их и нас всех - "Союз Правых Сил" - нельзя было бы игнорировать? Кто мешал проводить реальную работу по объединению, к которой готовы были и избиратели СПС, и избиратели "Яблока"? У руководителей МГО были все возможности для того, чтобы сохранить победу - они упустили ее и тем самым сделали куда более сложными будущие попытки объединения.
Есть еще один момент, о котором мы не можем не сказать. Господа Новицкий, Максимов другие руководители МГО постоянно пытаются вбить клин между нами, рассказывая либо о "хорошем" Белых и "плохом" Гозмане, либо о том, как коварный Гозман манипулирует слабым и неопытным Белых. Мы оставляем за скобками тот факт, что подобные идеи не только не имеют никакого отношения к реальности, но и просто оскорбительны для нас. Важнее другое. Внести раскол в руководство СПС в свое время пытались многие - плохим раньше был Чубайс, а хорошим - Немцов. И тогда, и сейчас эти попытки были либо проявлением элементарной неадекватности, либо отработкой заказа по ослаблению партии. Пользуемся случаем заверить и заказчиков, и исполнителей этой кампании - ничего не выйдет. За два года совместной работы мы убедились в близости наших взглядов и в надежности друг друга. "Развести" нас не удастся, не тратьте зря силы!
Уважаемые коллеги! В МГО, как и в партии, в целом, есть люди, считающие, что в выборах в Думу либо вообще не надо участвовать, либо участвовать, но лишь для того, чтобы "заявиться", обозначить позицию, а уж потом, в 2011, играть на выигрыш. Из такой позиции логично следует ориентация на союз с "Другой Россией", и, практически, вхождение СПС в эту структуру. Мы уважаем эту точку зрения, как и выбор тех, кто выходит сегодня на улицу. Но большинство членов нашей партии хочет, чтобы СПС участвовал в выборах и не просто участвовал, а выиграл - восстановил фракцию в Государственной Думе. Мы тоже этого хотим, и будем делать для этого все, что в наших силах.
Необходимое условие победы - внутреннее единство партии. Не казарменное, разумеется, как у единороссов или ЛДПР. Не отрицающее дискуссий и плюрализма мнений, но обеспечивающее, тем не менее, согласованную позицию и элементарную дисциплину. В этой связи мы должны сказать, что военные действия, открытые против нас руководством МГО, наносят ущерб партии. Опубликовано огромное число статей и интервью, даются пресс-конференции, инициируются обращения в суд, возле штаб-квартиры партии организуются пикеты. Направлено открытое письмо Гайдару, переведенное зачем-то на английский (характерно, что часть подписантов заявляет, что письма этого в глаза не видели, а ответ Егора Тимуровича, в котором он выражает доверие нам обоим, инициаторы кампании предпочли не заметить). Демонстративно игнорируются решения ФПС, причем даже после того, как их соответствие Уставу СПС было подтверждено Комиссией по разрешению внутрипартийных споров - нашего суда, решения которого обязательны для всех. Мы должны заявить, что федеральное руководство партии не может оставлять подобные действия без ответа, принципиальная оценка этой кампании будет дана на ближайшем заседании ФПС.
Уважаемые коллеги! Есть одна вещь, с которой вряд ли кто-нибудь будет спорить - "Союз Правых Сил" нуждается в сильной, эффективной, уважаемой в городе организации. А значит, "Союз Правых Сил" нуждается в вас. Мы убеждены, что вы вступали в партию для участия в построении новой России, а не для бесплодных разговоров, для активной политической самореализации, а не для того, чтобы вас использовали как инструмент для интриг и политических разборок. Чтобы ни говорили вам руководители МГО, мы собираемся работать не против вас, а вместе с вами. Мы надеемся и, более того, мы уверены, что московская организация СПС выйдет из кризиса и займет подобающее ей положение в партии".