14 мая председатель ЦК КПРФ, руководитель думской фракции КПРФ Геннадий Зюганов направил председателю Центризбиркома РФ В.Чурову запрос:
"Уважаемый Владимир Евгеньевич!
В соответствии с п.4 ст. 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" № 67-ФЗ (далее - ФЗ "Об основных гарантиях…") форма и текст избирательного бюллетеня утверждается избирательной комиссией, при этом текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне. Таким образом, Закон детально не регламентирует форму и текст избирательного бюллетеня, передавая полномочия на это избирательной комиссии.
По нашему мнению, проект текста и формы избирательного бюллетеня, предлагаемые Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, в значительной степени построены в интересах избирательного объединения политической партии "Единая Россия".
В проекте предлагаемого ЦИК РФ избирательного бюллетеня размещены краткие наименования избирательных объединений и символы (эмблемы) этих избирательных объединений. При этом в левой части бюллетеня, после краткого наименования и символа (эмблемы) каждого избирательного объединения, в бюллетене указываются фамилии, имена и отчества кандидатов, включенных в общефедеральную часть федерального списка, выдвинутого избирательным объединением. Затем фамилия, имя и отчество кандидата, выдвинутого избирательным объединением в составе региональной группы списка кандидатов по соответствующей территории. В правой части бюллетеня, напротив указанных сведений помещается пустой квадрат.
Данная форма и текст избирательного бюллетеня существенно нарушают действующее законодательств ст. 39 (Равенство кандидатов) ФЗ "Об основных гарантиях…" по следующим основаниям:
1. Избирательная комиссия предлагает утвердить форму избирательного бюллетеня, расположив сведения о кандидатах из региональной группы списка кандидатов в середине избирательного бюллетеня, что не соответствует принципу равенства кандидатов, т.к. расположение на одной площади избирательного бюллетеня данных о трех кандидатах из общефедерального списка кандидатов слева и трех кандидатов из территориальной части в середине противоречит п.1 ст. 39 ФЗ "Об основных гарантия…", нарушает принцип равенства всех кандидатов в составе общефедерального списка кандидатов и концентрирует внимание избирателя на кандидатах из региональной группы списка кандидатов.
Как известно, при выдвижении кандидатов в депутаты от "Единой России" по региональной группе кандидаты одновременно будут являются действующими депутатами Государственной Думы РФ, которые уже 4 года работают в одномандатных округах, и стали хорошо знакомы избирателям, которые в большей степени голосуют именно за хорошо им известных действующих депутатов-одномандатников.
2. Фамилия, имя и отчество кандидатов в составе региональной группы списка кандидатов обособлены от фамилий, имен и отчеств кандидатов в составе общефедеральной части списка кандидатов, а площадь бюллетеня, используемая под указание фамилий, имен и отчеств кандидатов в составе региональной группы существенно больше, чем используемая под указание фамилии, имени и отчества кандидатов в составе общефедеральной части списка кандидатов (более чем в 2 раза).
3. Согласно ст. 35 ФЗ "Об основных гарантиях…" список кандидатов выдвигается на съезде политической партии и, в соответствии с п.15 ст. 35 ФЗ "Об основных гарантиях…", после представления списка кандидатов в избирательную комиссию его состав и порядок размещения в нем кандидатов не могут быть изменены.
Однако ЦИК РФ предлагаемым проектом избирательного бюллетеня фактически нарушает данную норму Закона. Так, например, если следовать логике ЦИК РФ, возникает следующая последовательность кандидатов:
Общефедеральная часть списка |
территориальная часть списка |
ПЕТРОВ Константин Павлович |
КУЗНЕЦОВ Сергей Владимирович |
ИВАНОВ Владимир Александрович |
СМИРНОВА Галина Афанасьевна |
СИДОРОВ Дмитрий Константинович |
ПОПОВ Владимир Александрович |
Таким образом, кандидат Кузнецов С.В., по мнению избирательной комиссии, встает на уровень в списке с Петровым К.П., что противоречит решению съезда политической партии, выдвинувшей список кандидатов в определенной последовательности и в полном соответствии с действующем законодательством.
4. Форма и текст избирательного бюллетеня вводит в заблуждение избирателей и не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
Форма избирательного бюллетеня является своеобразным информационном материалом, а в некоторых случаях и агитационным материалом. Политическая партия "Единая Россия" при выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга уже использовала форму избирательного бюллетеня в своих агитационных материалах. По нашему мнению, эти элементы избирательного бюллетеня вводят в заблуждения избирателей.
В этой связи показательна судебная практика по данному вопросу. В Омской области на выборах в городской Совет Омска 24 марта 2002 г. ОИК в двух избирательных округах определили результаты выборов, назвав избранных депутатов. Однако Октябрьский районный суд г. Омска до рассмотрения жалобы на решение ОИК приостановил исполнение решения комиссий, запретив им выдачу удостоверений об избрании депутатами. Впоследствии суд отменил результаты выборов по этим округам. Суд посчитал невозможным достоверно определить результаты волеизъявления избирателей, т.к. на информационных плакатах, расположенных на избирательных участках, сведения о кандидатах, снявших до дня голосования свои кандидатуры, на ряде избирательных участков были вычеркнуты таким образом, что часть избирателей посчитала, что сняли свои кандидатуры другие кандидаты, которые значились в избирательных бюллетенях. Верховный Суд РФ (Определение ВС РФ от 24.12.2002г., дело № 50-В02пр-9) не удовлетворил протест заместителя Генерального прокурора РФ на судебные решения, согласившись с выводами суда первой инстанции о том, что способ доведения информации до избирателей на информационных стендах на избирательных участках о снятии своих кандидатур рядом с фамилией проигравшего кандидата ввел в заблуждение избирателей, посчитавших снятой с голосования кандидатуру проигравшего кандидата.
Таким образом, Верховный Суд РФ фактически правомерно говорит об информационном стенде как агитационном материале. Аналогичный вывод можно сделать и в отношении избирательного бюллетеня, элементы которого являются агитационным материалом, который вводит в заблуждение избирателей.
5. Статья 3 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" № 51-ФЗ устанавливает пропорциональную систему выборов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва. Однако, предлагаемая форма избирательного бюллетеня фактически подменяет пропорциональную систему выборов мажоритарной избирательной системой.
Данная, незаконно используемая мажоритарная избирательная система, фактически предлагаемая ЦИК РФ посредством утверждения такой формы и текста избирательного бюллетеня, работает на пользу действующих депутатов-одномандатников Государственной Думы.
Это подтверждается обособленностью текста с фамилиями, именами и отчествами кандидатов по региональной группе списка от текста с фамилиями, именами, отчествами по общефедеральной части списка.
Обращает на себя внимание ситуация, когда кандидат по региональной группе вообще, в принципе, не сможет стать депутатом. Тем не менее, избиратели введенные в заблуждение избирательным бюллетенем, будут голосовать как бы по мажоритарной избирательной системе за кандидата по региональной группе списка.
По нашему мнению, текст в избирательном бюллетене расположен таким образом, что избиратель голосует не за выдвинутый избирательным объединением список кандидатов в депутаты в целом, а за депутата региональной группы списка, что фактически является голосованием по мажоритарной избирательной системе.
6. В нарушение принципа равенства кандидатов между общефедеральной частью и региональной группой списка кандидатов - межстрочный интервал между фразой "общефедеральная часть федерального списка кандидатов" и первым кандидатом этой части списка в два раза больше, чем между фразой "Региональная группа №2 (Республика Башкортостан - Уфимская" и фамилией, именем и отчеством кандидата региональной группы списка.
Межстрочный интервал региональной группы списка в два раза ниже, чем в общефедеральной части списка, что делает читабельность фамилии, имени и отчества кандидата региональной группы списка более высокой по сравнению с фамилией, именем и отчеством кандидата общефедеральной части списка.
Изложенные факты определенно указывают на нарушение равенства прав кандидатов, чьи фамилии должны быть указаны в бюллетене для голосования. При этом принцип равенства прав кандидатов нарушается не только в рамках одного зарегистрированного списка кандидатов, но и кандидатов, включенных в общефедеральную часть федерального списка кандидатов одного зарегистрированного списка кандидатов по отношению к иным кандидатам, включенным в региональную группу других зарегистрированных списков кандидатов, а также искажается заложенный законом смысл голосования на выборах именно за политические партии, а не за отдельно взятого кандидата.
Учитывая вышеизложенное, полагаем, что на предстоящих выборах депутатов Государственной Думы РФ пятого созыва, которая будет избрана по пропорциональной системе, особо важным станет вопрос о форме и тексте избирательного бюллетеня. В случае утверждения Центральной избирательной комиссией РФ избирательного бюллетеня, в котором указываются фамилии, имена и отчества кандидатов, включенных в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, а параллельно фамилии, имена и отчества кандидатов, выдвинутых избирательным объединением в составе региональной группы списка кандидатов по соответствующей территории, это введет в заблуждение избирателей и создаст преимущество политической партии "Единая Россия".
Считаем целесообразным утверждение формы и текста избирательного бюллетеня, в котором региональная группа списка кандидатов должна идти строго под общефедеральной частью федерального списка кандидатов, а в правой части бюллетеня напротив указанных сведений должен помещается пустой квадрат. Данный вариант будет полностью соответствовать норме закона, при которой текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне, а также будет соблюдаться принцип равенства кандидатов".