17 апреля было опубликовано открытое письмо заместителя председателя Федерального политсовета Союза правых сил Леонида Гозмана митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу:
"Ваше Высокопреосвященство,
Внимание общественности к Вашему выступлению на Х Всемирном Русском Народном Соборе говорит не только об уважении лично к Вам и авторитете Русской Православной Церкви, но и, прежде всего, о том, что Вы подняли исключительно важные для всего общества вопросы.
Разделяя, как и большинство граждан России, Ваше беспокойство о будущем страны, считаю, что высказанные Вами идеи нуждаются не просто в одобрении или отвержении, но в серьезном содержательном обсуждении. Я не стал бы писать Вам, если бы Вы адресовались только своим прихожанам, поскольку не отношусь к их числу. Но Вы говорите обо всей стране, поэтому позволю себе обратиться к Вам с рядом вопросов и высказать определенные несогласия с Вашей позицией.
Говоря о необходимости соотнесения поведения человека и законов государства с нравственными нормами, Вы обходите вопрос о том, кто будет производить это соотнесение. По-видимому, Вы считаете, что это является естественной прерогативой Церкви, а фактически, ее иерархов. Вопрос о нравственных ограничителях стоит и в либеральной традиции, только там это задача самого человека и тех, кто волею людей, а не церкви или государства, приобретают статус моральных авторитетов и личным примером показывают людям, как следует жить, для чего использовать данные им или завоеванные ими свободы. Для многих из нас таковыми были Андрей Сахаров и Дмитрий Лихачев, для кого-то - это Александр Солженицын, для кого-то, наверняка - иерархи РПЦ. Но в любом случае это личный выбор, директивы и самоназначения здесь неуместны.
Вы фактически ставите знак равенства между народом России и российским государством с одной стороны, и Вашей паствой и Русской Православной Церковью с другой. Мне, нерелигиозному, не принадлежащему ни к какой церкви еврею, трудно с этим согласиться. Россия - моя страна ничуть не меньше, чем Ваша. Гражданские права не определяются верой. Мои предки, как, наверное, и Ваши, внесли немалый вклад в строительство и защиту нашей страны, да и свою работу в РАО "ЕЭС России" я считаю не менее важной для общества и государства, чем даже Ваше служение.
Вы, Ваше Высокопреосвященство, прекрасно знаете, как много людей либеральных взглядов, часто будучи нерелигиозными, с риском для себя выступали во времена СССР в защиту церкви и свободы совести. Меня тоже возмущали препятствия, которые чинило верующим людям коммунистическое государство, пренебрежительное отношение к религиозным традициям и символам. В середине восьмидесятых, когда выходила моя первая книга, я считал принципиальным для себя добиться того, чтобы слово Бог было напечатано там с большой буквы. Но точно так же я против того, чтобы сегодня Церковь брала на себя функции советской цензуры.
Вы не приемлете либеральной идеологии и я, разумеется, не собираюсь переубеждать Вас. Хочу, тем не менее, напомнить, что защита прав меньшинств, без чего, в конечном счете, страдает и большинство, не равнозначно пропаганде их взглядов и образа жизни. Мне, как и Вам, не нравятся гей-парады - демонстрация сексуальных пристрастий кажется мне столь же неуместной, как и вынесение на всеобщее обозрение собственных религиозных чувств. Однако я убежден, что запрет гей-парада нанесет обществу не меньший вред, чем безнаказанный разгром некими "алтарниками" выставки "Осторожно, религия". Кстати, выставка эта мне не понравилась, но я выступил инициатором того, чтобы Союз Правых Сил заплатил штраф за ее организаторов, потому что хочу сохранить свободу художникам создавать то, что они считают нужным, Вам - свободу осуждать их произведения, а себе - свободу публично оспаривать Вашу точку зрения. Согласитесь, Ваше Высокопреосвященство, что Вы, как и десятки миллионов наших сограждан, пользуетесь сегодня плодами именно либеральных преобразований.
Русская Православная Церковь, как, впрочем, и другие признанные государством традиционными конфессии, объявляет сегодня именно себя ответственной за нравственность не только своих прихожан, но и всего общества. При этом она либо не считает нужным, либо не может объяснить согражданам ни сотрудничества с коммунистами, стоившего жизни лучшим священнослужителям, ни весьма реакционной политической позиции - чего стоит лишь постоянное противопоставление России Западу, ни сомнительных способов укрепления собственной финансовой базы. Но даже если бы и не было этих печальных моментов, такого рода претензии в светском государстве и в нерелигиозной, в целом, стране - Ваши прихожане составляют никак не больше нескольких процентов населения - вряд ли вполне обоснованы. И вообще, я, например, не считаю никого, даже Святейшего Патриарха, ответственным за себя. Во всех своих грехах я виноват сам. Но зато и добрые дела и чувства, в той степени, в какой они были - мои собственные достижения и результат воздействия на меня моих родителей и тех, кого я сам себе выбрал.
Будучи либеральной партией, "Союз Правых Сил" выступает за свободу совести и, безусловно, поддерживает церковь как институт гражданского общества. При этом мы решительно против того, чтобы церковь превращалась в государственную структуру, что, как это ни печально, происходит сейчас. Мировой опыт показывает, как велика роль церкви, когда она сохраняет независимость от государственной власти, и как быстро она деградирует, начиная выполнять несвойственные ей в современном мире государственные функции. Выступая за светский характер государства, за отделение церкви от государственных институтов, мы тем самым, защищаем и саму церковь от повторения той нравственной трагедии, которую она пережила при советской власти.
Ваше Высокопреосвященство! Когда-то отцы церкви не боялись вступать в публичные дискуссии со своими оппонентами. Не окажете ли Вы мне честь обсудить роль церкви и религии в современной России в прямом эфире или просто в присутствии аудитории? Ведь нас обоих волнует судьба нашей страны".