16 апреля заместитель председателя РДП "Яблоко" Сергей Митрохин выступил с заявлением:
"Российская демократическая партия "Яблоко" расценивает нападение на председателя "Комитета-2008" Гарри Каспарова как акт политического насилия.
У нас есть основания предполагать, что к этому действию причастно полуфашистское движение "Наши". Об этом свидетельствует поспешная попытка его представителей обвинить в случившемся активистов Национал-большевистской партии, а также и то, что Г.Каспаров был назван в числе "врагов народа" фюрером "Наших" Василием Якеменко.
Обвинения в адрес НБП нельзя считать состоятельными, поскольку ее активисты проводят исключительно ненасильственные акции протеста.
Партия "Яблоко" требует от Генеральной прокуратуры серьезно отнестись к этому крайне опасному прецеденту и привлечь виновного по всей строгости закона.
От действий правоохранительных органов сегодня зависит, будет ли пресечено раскручивание спирали насилия в российской политике".
16 апреля секретарь движения "Российские радикалы" Николай Храмов выступил с заявлением:
"Вчерашний день должен быть по праву вписан отдельной страницей в хронику эвтаназии российской демократии. Во-первых, Госдума приняла во втором чтении президентский законопроект об отмене выборов по одномандатным округам и переходе на полностью пропорциональную избирательную систему. Это означает, что уже на выборах 2007 года российские граждане будут лишены возможности голосовать непосредственно за кандидатов. Им останется только возможность выбора между несколькими политическими партиями, а по существу - между анонимными бюрократическими аппаратами этих партий. При этом запрещено формирование избирательных блоков из нескольких партий.
Что касается самих партий, то целям их выстраивания в "управляемую избирательную вертикаль" подчинен еще один законопроект, внесенный вчера в Госдуму президентом. Этот законопроект предусматривает, в частности:
- освобождение представленных в Думе партий от необходимости собирать подписи или вносить залог для представления своих списков на выборах при одновременном усложнении этой процедуры (отныне или подписи - или залог) для внепарламентских партий;
- понижение порога допустимого количества недействительных подписей с 25% до 5%;
- участие в выборах в парламенты субъектов федерации только региональных отделений общероссийских партий;
- запрет - под угрозой прекращения депутатских полномочий - перехода депутатов из одной фракции в другую;
- увеличение в 10 раз размеров государственного финансирования политических партий: вместо 50 копеек партии будут получать из федерального бюджета по 5 рублей за каждый голос, полученный ими на выборах.
Все это вместе (а также проведенное ранее повышение до 50 тысяч минимального необходимого для регистрации партии числа ее членов) - непреодолимые барьеры для участия в выборах новых политических партий, контроль за политической благонадежностью уже избранных депутатов, 260 миллионов рублей в копилки партий (из них 114 миллионов в мошну "Единой России"), принудительно изымаемые ежегодно из карманов налогоплательщиков - означает одно: окончательную отмену демократии и установление системы управляемой (из Кремля) монополистической (для партий, уже допущенных Кремлем в Думу) партократии.
Сегодня мы, радикалы, с еще большей уверенностью и - увы - с еще большей горечью повторяем то, что неустанно твердили на протяжении многих лет, оставаясь, по крайней мере в России, гласом вопиющего в политической пустыне: сохранение и восстановление демократии возможно только через демонтаж партократии, то есть устранение каких бы то ни было бюрократических ограничений для создания и деятельности политических партий при одновременной отмене выборов по партийным спискам и введении стопроцентно мажоритарной избирательной системы (выборы депутатов только по одномандатным округам). Именно такая система, именуемая также англосаксонской, действует в самых стабильных и успешных демократиях мира, начиная с Великобритании и Соединенных Штатов Америки, как раз и являясь причиной и основой их стабильности и успешности. Именно такая система стремительно набирает все новых сторонников в континентальных европейских странах, пораженных на протяжении всего прошлого века разъедающим вирусом партократии, хотя и не имевшего в такой степени сопутствующих осложнений в виде рецидивов бюрократического авторитаризма и тоталитаризма, как в нашей стране.
К сожалению, нет абсолютно никакой надежды на то, что Государственная Дума, как нынешняя, так и (тем более!) избранная по новым правилам, сможет стать выразителем мнения российских граждан, около 70 процентов которых, судя по опросам общественного мнения, выступают за отмену партийных списков и переход на мажоритарную избирательную систему. Этот, с позволения сказать, "парламент", эти, с позволения сказать, "партии", будут и дальше ревностно и исправно выполнять волю кормящей их кремлевской руки, одновременно охраняя свои привилегии и свою монополию на доступ к бюджетной кормушке. Следовательно, у гражданского общества в нашей стране (в сколь бы плачевном виде оно ни пребывало сегодня), у немногих политических сил, выражающих интересы этого общества (от СПС и "Яблока" до формирующейся партии Каспарова-Рыжкова), есть только один путь, остается только один инструмент: всероссийский референдум об отмене федерального закона "О политических партиях" (а также нескольких других вспомогательных законов, составляющих фундамент партократической системы) и о введении полностью мажоритарной избирательной системы. В случае же откровенного попрания закона Кремлем в процессе подготовки или проведения этого референдума, уверен: можно и нужно надеяться на то, что российские граждане в не меньшей степени, чем наши украинские соседи, окажутся способными на "оранжевую революцию", которая ненасильственным и демократическим образом сметет неосоветский реваншистский режим Путина и откроет для нашей страны европейский путь свободы и демократии".