22 марта председатель Центрального координационного совета Демократического союза Валерия Новодворская выступила с заявлением "За демократией - в Европу":
"16 и 17 марта Мещанским районным судом к крупным штрафам были приговорены организаторы несостоявшегося митинга в 60-летнюю годовщину депортации чеченского народа Николай Храмов и Лев Пономарев. Если при Горбачеве М.С. большинство митингов и пикетов просто запрещалось, а при Ельцине Б.Н. действовал уведомительный порядок, и лишь изредка по согласованию с органами власти приходилось переносить акции в другое место, то при Путине В.В. московские власти нашли новую форму подавления конституционной свободы собраний. Организаторы акции у Соловецкого камня, которая должна была состояться 23 февраля, не получили из Префектуры Центрального округа г. Москвы никакого легитимного ответа на свое уведомление. Префектура могла по согласованию с организаторами изменить время или место проведения митинга. Но Префектура не могла запретить проведение данной акции, потому что аналогичные акции прошли по всей Европе и даже в Петербурге, потому что намеченная акция вполне соответствовала и Пакту о гражданских и политических правах, и Декларации прав человека, и Конституции РФ. Поэтому Префектура Центрального округа прибегла к совершенно неслыханной до сих пор не только в России, но и в СССР форме отказа: она отказалась рассматривать уведомление по существу, не дав тем самым организаторам акции возможности обратиться в суд и оспорить это незаконное решение.
Митинг 23 февраля у Соловецкого камня не состоялся, поскольку организаторы не получили звукоусилительной техники (ее владельцы не заключают договор без распоряжения префектуры). Вместо митинга был проведен пикет. При появлении ОМОНа организаторы несостоявшегося митинга попросили участников пикета убрать лозунги, чему те и подчинились. Все это не помешало ни ОМОНу, задержавшему некоторых участников пикета, ни Мещанскому суду, приговорившему организаторов к штрафам. Решение суда будет обжаловано, но организаторы пикета заранее готовы направиться и дальше - в Страсбургский суд.
Одновременно с этими событиями вопреки всякому праву и здравому смыслу было продлено до 25 мая содержание под стражей Михаила Ходорковского. Его адвокаты, вероятно, встретятся в Страсбурге с адвокатами Николая Храмова и Льва Пономарева. Таким образом, осуществление российского правосудия, по-видимому, ложится на европейские суды.
За неимением в России дееспособного парламента, принимать заявления об урегулировании российско-чеченского конфликта приходиться там же, в Европе (Заявление Европарламента относительно плана Ахмадова). А если учесть, что президентские выборы в России прошли с неслыханными массовыми нарушениями, то не следует ли и исполнительную власть России передоверить какой-нибудь европейской структуре?"