"Яблоко" требует возвратить "энергетический" пакет в первое чтение
13 февраля думская фракция "Яблоко" обнародовало свои позицию относительно пакета законопроектов по реформированию электроэнергетики (второе чтение):
"Несмотря на предлагаемые правительством поправки, пакет законопроектов по реформированию электроэнергетики по-прежнему опасен. Фракция "ЯБЛОКО" считает законопроекты неприемлемыми и будет голосовать против принятия "энергетического" пакета во втором чтении 14 февраля.
Во время доработки законопроектов депутатам фракции "ЯБЛОКО" удалось исправить некоторые вопиющие недостатки "пакета", однако по-прежнему неприемлемо:
1. Отсутствие специального закона об имуществе РАО "ЕЭС" лишает ясности процедуру преобразования отношений собственности по профильным и непрофильным активам РАО "ЕЭС". Нет обязательности процедур конкурсов и аукционов по продажам пакетов акций, находящихся в государственной собственности, как нет ясности и с переоценкой активов РАО "ЕЭС" (сейчас стоимость имущества РАО "ЕЭС", по оценкам самого правительства, занижена в 30 раз). Необходимо осуществление полной инвентаризации имущества РАО "ЕЭС" (как это было сделано Министерством путей сообщения в отношении имущества железных дорог).
2. В пакете законов по-прежнему отсутствует обеспечение равных стартовых условий работы на оптовом рынке электроэнергии для таких разноплановых станций как ГЭС, АЭС и тепловых станций. Очевидно, что структура и показатели себестоимости у различных типов станций отличаются друг от друга в разы, даже без учета фактора изношенности основных фондов. Обеспечение равных стартовых условий потребует внесения изменений в законодательство РФ о налогах и сборах, что является прерогативой законодательных органов власти Российской Федерации.
Еще более важным вопросом является синхронизация и скоординированность реформы электроэнергетики с реформами газовой отрасли и ЖКХ.
3. Введение новых налогов и неналоговых платежей (плата за системную надежность) также должно осуществляться на законодательном уровне.
4. Поправки "ЯБЛОКА", направленные на предотвращение создания частных естественных монополий в энергозамкнутых регионах России, переработаны правительством таким образом, что потерян их смысл. Вместо термина "энергозамкнутые регионы" вводится термин "ценовые зоны", что выхолащивает суть поправок "ЯБЛОКА" по этому вопросу.
5. В пакете законов отсутствует ясность по реформированию региональных (межрегиональных) сетевых компаний, также как она, по-прежнему отсутствует в определении специфики деятельности гарантирующих поставщиков.
6. Пакет законов по-прежнему предусматривает раздельное существование Федеральной Сетевой компании и Системного Оператора, что экономически нецелесообразно и противоречит соответствующей директиве Европейского Союза.
7. Администратор торговой системы (энергетическая биржа) создается в форме некоммерческого партнерства, тогда как формировать АТС необходимо в форме открытого акционерного общества. Форма некоммерческого партнерства позволяет закрепить управление биржи в будущем за узким кругом лиц, аффилированным в настоящее время с руководством РАО ЕЭС.
8. Любая реформа, несомненно, является комплексом последовательных действий, - поэтому необходимо четкое выделение отдельных самодостаточных этапов реформирования непосредственно в пакете Федеральных законов.
Кроме того, в стремлении "смягчить" законопроекты, решение многих спорных вопросов оставлено на усмотрение правительства, что существенно уменьшает открытость и прозрачность реформ.
Из законопроектов исключены даты начала реформ, что делает ситуацию очень неопределенной и оставляет правительству возможность вообще не проводить никаких реформ.
В пакете остались многочисленные противоречия из-за которых сложно понять, какое направление реформ выбрано.
В "ЯБЛОКE" считают, что пакет законопроектов по реформированию электроэнергетики необходимо кардинально переработать, и выступают за его возврат в первое чтение".